СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Сущность ее жизни - любовь" (по произведению Л. Н. Толстого "Война и мир")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Сущность ее жизни - любовь" (по произведению Л. Н. Толстого "Война и мир")»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ









« Сущность её жизни – любовь»

урок литературы в 10 классе

по произведению Л.Н.Толстого « Война и мир»













Атанасова Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №5 с. Эдиссии

Ставропольский край Курский район

с. Эдиссия ул. Свердлова, 18












2018 год

(Урок разработан в технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

УМК «Литература. 10 класс» Т. А. Коровиной.

Форма урока: поисково-исследовательская

Уровень: общеобразовательный

Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, подготовить учащихся к итоговому сочинению; создать условие для осмысления обучающимися любимой героини Толстого как воплощения любви, жизни и поэзии.

Задачи:

- освоить авторское отношение к главной героине романа;

- развить навыки литературоведческого анализа произведения;

- воспитывать у обучающихся любовь к жизни, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

Метапредметные:

Познавательные:

- увидеть в образе Наташи Ростовой три нераздельных начала: любовь, жизнь и поэзию.

Регулятивные:

- уметь оценивать прочитанное произведение, делать выводы, обобщения.

Коммуникативные:

- уметь выделять главное из текста; развить творческие способности учащихся;

- давать доказательную и убедительную формулировку приводимым аргументам;

Предметные:

- в познавательной (интеллектуальной) сфере: развить интерес к живописи, киноискусству;

- в ценностно-ориентационной сфере: определить сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н.Толстого.

Организация образовательного пространства:

Оборудование: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена «Лунная соната», статья Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»; статья Цебриковой – Николаевой «Наши бабушки».

Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись, кино.


Ход урока:

1.Стадия вызова.

Вступительное слово учителя:

- Вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк.

Слайд 1. На экране высвечивается портрет Л.Н.Толстого

Учитель:

- Мы продолжаем разговор о персонажах романа Л.Н. Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, - «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей. И прошлых лет, и будущих».

Сейчас мы прослушаем сонет №130 Вильяма Шекспира, а вы подумайте и ответьте на вопросы: К какой героине романа Толстого можно отнести эти строки? Как связана эта музыка с нашим сегодняшним разговором?

- Итак, кого из героинь характеризует этот сонет?

(Примерный ответ учеников: Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.  Жизнь, любовь и поэзия…Эти три начала слиты в любимой героине Л.Н.Толстого Наташе Ростовой. Наташа обладает прекрасным музыкальным слухом, но также абсолютным слухом на душевные движения окружающих. Наташа воплощает жизнь. Она, переполненная музыкой жизни, заражает людей оптимизмом, спасает их от смерти, борется за их жизнь)

Слайд 2. На экране высвечивается портрет Н.Ростовой

Учитель:

- А какова тема нашего урока?

(Примерный ответ учеников: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого…)

Учитель обобщает ответы учеников и приводит их к теме урока

- «В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым».

- «Сущность её жизни – любовь!» – пишет Л.Н. Толстой. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока, к ней мы еще не раз обратимся.

- Цель нашего урока мы можем определить?

(Примерный ответ учеников: Цель нашего урока: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Наташе Ростовой.)

2.Стадия осмысления

Учитель обращает внимание на доску, где написаны 2 высказывания и просит зачитать учеников

1 ученик:

- Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».

2 ученик:

А талантливая писательница 60-х готов XIX века Цебрикова - Николаева в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

Определение проблемы урока

Учитель:

- Кто прав: автор романа или критик? Это мы должны с вами выяснить и это будет проблемой нашего урока.

Женщина – существо удивительное… От сотворения мира она была и есть главным вдохновением для художников, поэтов, певцов и музыкантов. Не будь женщины, человечество лишилось бы многих пре­красных шедевров мирового искусства. Женщина олице­творяет собой мечту и грусть, надежду и безграничную печаль. Женщина — вечное вдохновение поэтов. Она была, есть и будет тайной, которую трудно понять, а еще труднее разгадать.
Русская женщина — это и Женщина-воин, и Женщи­на-мать, и Муза художника. Она многолика и неповторима; она сильна духом и жертвенна. От любви к ней рожда­ется все самое чудесное на земле.

Учитель:

-Итак, давайте вспомним, с какими женскими образами мы встречались при изучении литературы XIX века?

(Примерный ответ учеников: Ольга Ильинская из романа И. А. Гончарова «Обломов», Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин…)

Слайд 3

Учитель:

- На экране вы видите портреты тех девушек, которые были идеалами у Пушкина, Тургенева, Гончарова, Чернышевского. А какими были эти женщины? Какова их роль в обществе?

(Примерный ответ учеников: Идеал Тургенева, Чернышевского, даже Гончарова – свободная женщина, которая умеет любить и сама любит, стремится стать соратницей своего мужа. Именно она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу, распорядиться собою наилучшим для пользы общества образом. Это сильная натура, способная на самопожертвование ради достижения высокой цели. Она романтична. Для женщин писателей Тургенева и Чернышевского характерна напряженная жизнь духа, неуспокоенность сердца идеал)

Учитель:

- А какой, на ваш взгляд, любимый женский образ Толстого?

(Примерный ответ учеников: жизнелюбивая, обворожительная, стремится к добру, счастью, верности и любви. Наташа – идеал писателя.)

Учитель:

-Почему? Почему Л.Н.Толстой больше всех героинь любил Наташу? Чтобы правильно разобраться в этом, чтобы раскрыть образ Наташи, мы должны остановиться на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

Учитель:

- Как вы представляете образ Наташи Ростовой, нарисуйте ее словесный портрет.

(Примерный ответ учеников: Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в тринадцать лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить.)

Работа с иллюстрацией Шмаринова.

Слайд 4. Иллюстрация художника Шмаринова высвечивается на экране

Учитель:

- Вот такой ее увидел художник Шмаринов.

(Примерный ответ учеников: Художник Шмаринов  стремился показать внутренний огонь, особую духовную переполненность. Он изобразил то, что чувствовал сам Толстой. В его Наташе какая-то своя, никому не ведомая жизнь. Но свет этой внутренней жизни распространяется и на других : Соню, Бориса и остальных детей, изображенных  художником Шмариновым.)

Учитель:

- Вспомним нашу первую встречу с Наташей. В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? Красива ли она?

(Примерный ответ учеников: Нет, Толстой много раз это подчеркивает. Обаяние ее в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече с нею.

Учитель:

- Время идет, Наташа становится взрослой, довольно таки интересной, обаятельной. И перед нами предстает уже не та 13- летняя девочка, а самодостаточный человек. Какой же она предстает перед нами при второй встрече?

(Примерный ответ учеников: Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то)

Учитель:

- Л.Н. Толстой заметил, что люди, как реки… Как вы понимаете эти слова? Почему как реки?

(Примерный ответ учеников: все меняется вокруг, в том числе и люди)

Учитель:

- Скорее всего, для Л.Н.Толстого река – это жизнь, которая течёт, меняется. На протяжении урока мы проследим «течение реки жизни» Наташи

Слайд 5. На экране высвечивается река, на протяжении урока эта река меняется, как и жизнь Наташи

Первый бал Наташи. (т. II, ч. III .)

Просмотр видеофильма. Работа со всем классом.

Учитель:

- Вспомните первый бал Наташи – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашённой князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймёт тебя.

В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

Учитель:

-Как же дальше развиваются события?

(Примерный ответ учеников: Первый бал героини стал началом любви её и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи. Андрей отложил свадьбу на год)

Учитель:

-Так что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

(Примерный ответ учеников: Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.)

Учитель:

-Зрелый человек не ослушался отца или не захотел? Почему он не смог не согласиться с условием отца?

(Примерный ответ учеников: Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе... Поисти­не, гордость Болконских 'А простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.)

Работа с текстом:

Слайд 6

Учитель:

-Давайте прочитаем отрывок со слов: «Князь Андрей, невесёлый..» до слов «… неволь с любопытством спрашивал себя князь Андрей…» (т. II, ч. III, гл. II.) и прокомментируем его.

(Примерный ответ учеников: Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живет и любит жизнь, и ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем.)

Слайд 7

Учитель:

- Да! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она (ночь) обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

- Давайте зачитаем отрывок «Ночь в Отрадном» (т.II, ч.III, гл.2) и послушаем «Лунную сонату»

Учитель на фоне музыки:

- Мы с вами сочувствуем князю Андрею, который огорчен, что этой девочке «нет дела до его присутствия», а умение Наташи видеть и чувствовать красоту окружающего мира помогает нам заглянуть в себя, в сокровенные уголки своей души.

Учитель:

- Как мы уже говорили: Л.Н. Толстой заметил, что люди, как реки…Можем ли мы это определение отнести к Наташе и Андрею?

Слайд 8

После романтической натуры проследим за Наташей в эпизоде у «У дядюшки». Здесь раскрывается другая грань героини.

Самостоятельная работа с текстом

Чтение эпизода « У дядюшки»

Учитель: Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «...песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное...» Зачитать сцену пляски (т. II, ч. IV, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма. Как он, этот эпизод, раскрывает характер Наташи?

Учитель:

- В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя:

«В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым».

- Вот и «Сущность её жизни – любовь!» – пишет Л.Н. Толстой. Как вы понимаете эти слова?

 (Примерный ответ учеников: Наташа умеет оценить человека не разумом, а чувством. Главное в ее характере – любовь к людям. Как только в душе Наташи просыпается любовь – просыпается интерес к жизни. Любовь определяет её жизненный путь и тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью).

Слайд 9

Эпизод «В театре». Работа с текстом.

Учитель:

- Что бы показать развитие внутреннего мира Наташи, Толстой посылает ее в оперу. Каково восприятие оперы после деревни, после пляски у дядюшки? Почему Наташа воспринимает оперу так, словно первый раз ее слушает?

 (Примерный ответ учеников: После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «…все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них» (начало 9 главы). Но всем окружающим опера нравится, и постепенно Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!» Именно сейчас она теряет критерий красоты, добра и зла.)

Учитель:

-В описании театрального представления Л.Н.Толстой использует особый прием отстранения – описывает знакомое явление как впервые увиденное и поэтому воспринимаемое героиней необычно, странно. Постепенно Наташа оказывается во власти того мира, который был ей так чужд, и в котором она оказалась. И опять, под влиянием Элен, то, что представлялось страшным, показалось простым и естественным. «Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя» (конец 9 главы). В этом состоянии она и увлеклась Анатолем Курагиным и отказала своему жениху.

- Что привлекло Наташу в Анатоле? Как Наташа воспринимает его?

(Примерный ответ учеников: Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой львицы, Наташа невольно поддаётся ее воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и обязательно женится на ней.)

Учитель:

-Как вы расцениваете поступок Наташи?

(Примерный ответ учеников: Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолием произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой, и это ещё одно доказательство того, что перед нами живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой – гениальный художник слова, таковы его герои, которых он ведёт по реке жизни.)

Учитель:

-Идет время, река жизни героина меняет свое русло. И что же мы видим у постели умирающего Андрея? Каково поведение Наташи?

- Чтобы дальше проследить течение реки жизни Наташи, обратимся к эпизодам « У постели умирающего князя Андрея» и «после смерти князя Андрея»

Слайд 10

(эпизоды: «У постели умирающего князя Андрея» и «после смерти князя Андрея»)

Учитель:

- Что мы видим в этом эпизоде?

(Примерный ответ учеников: Страдания, одиночество. Милосердие было присуще русской женщине, теряющей на войне родных и близких.)

Учитель:

-Что значила эта встреча для Наташи? Что же возвращает Наташу к жизни?

(Примерный ответ учеников:  Наташа знала, что свидание будет мучительно, и тем не менее она была убеждена, что оно (свидание) было необходимо. Именно любовь возрождает ее к жизни. На семью Ростовых обрушилось горе в тот момент, когда Наташа было одинока, когда страдала. Погиб брат Петя, ещё совсем мальчик. И, поддерживая мать, Наташа поняла, что сущность её жизни – любовь, что она ещё жива в ней, так как автор показывает любовь Наташи к матери. Гибель брата, как ни странно, вызвало Наташу к жизни. Наташа хочет быть рядом с людьми. Наташа – это настоящая русская душа, она старается быть полезной людям, она умеет сопереживать.)

Учитель:

«...Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», – пишет Толстой.

Мы говорим, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа. Как мы можем это доказать?

(Примерный ответ учеников: К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им даёт именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните её пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поёт народ». Эта девушка умела понять всё, что было во всяком русском человеке.  Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи появляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, её слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким она лицом вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым. Нелегко решиться на это её родителям. На подводах необходимо было вывести хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но поступить граф Ростов иначе не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.)

Учитель:

- Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они – живые люди. «Люди, как реки…». Они близки к народу, к природе. Наташа Ростова проста, добра, естественна, музыка и пение – её символы, она сливалась с природой.

Но мы ни разу не увидели ни Элен, ни Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их не касается понятие «люди, как реки…» Этим они абсолютно противоположны главной героине.

Учитель:

- Что ж, мы с вами подошли к эпилогу романа.

- Как показана Наташа в эпилоге? К чему пришла? Чего добилась в жизни? И где же ее «пристань»? А её отношение к супругу, Пьеру Безухову?

(Примерный ответ учеников: Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, появление их более сдержанными. Женщина, которую мы видим в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации. Л.Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё нет ничего! Пьер для неё – самый честный, самый справедливый, самый лучший. Она пойдёт за ним даже в Сибирь, на каторгу.

3.Рефлексия

Учитель:

- Вот мы и подошли к решению вопроса, который мы с вами озвучили в начале урока. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? И кто же прав, Цебрикова – Николаева, упрекавшая Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н.Толстой?

- Согласны ли вы с Толстым в трактовке этого образа, который был его идеалом?

(Примерный ответ учеников: Не совсем, но Наташа Ростова учит нас делать добро, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, матерью, просто жить и я, думаю, это здорово.)

Учитель:

- Образ Наташи Ростовой самый сильный, значимый, глубокий, пожалуй, во всей мировой литературе. Скоро вы, выпускники 11 класса будете писать итоговое сочинение по 5 направлениям. И какое направление будет самым актуальным, мы с вами узнаем позже. Я хочу предложить подобрать аргументы к нашим направлениям. Какие бы 2 эпизода вы взяли бы для раскрытия выбранного вами направления?

(можно дать возможность поразмышлять в парах)

И хотя мы не во всём согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

« Сущность её жизни – любовь»!

4.Домашнее задание

Я предлагаю вам попробовать поразмыслить над этими высказываниями и написать сочинение по одному направлению.

5.Оценки за урок

Вы прониклись образом Наташи, раскрыли ее сущность…























Список литературы

  1. Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Belaeva_Literatura_10kl/18.html

  2. Здравомыслова О. Статья «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]

  3. Роман - эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0073.shtml

  4. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.

  5. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00094301184864078227/

  6. http://www.levtolstoy.org.ru/lib/op/author/102

  7. http://referatkursovaya.repetitor.info/Наташа_Ростова___любимая_героиня_Толстого?page=3

  8. http://festival.1september.ru/articles/521644/

  9. http://do.gendocs.ru/docs/index-110452.html 


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!