СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. Тургенев. Стихотворения в прозе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. Тургенев. Стихотворения в прозе»

20


МКОУ «СОШ№7»



Урок литературы


И.С. Тургенев


«Стихотворения в прозе»

7 класс



Учитель

русского языка

и литературы


МКОУ СОШ № 7

Стюфеева Т.В.


Пояснительная записка



Урок по данной теме проводился как двухчасовой урок внеклассного чтения. Любое занятие подобной формы требует большой подготовительной работы. Учащиеся читали «Стихотворения в прозе», выписывали из них в тетради те фразы, которые они сочли афористичными (потом с помощью учителя для звучания на уроке были отобраны самые яркие крылатые выражения), по мини-группам получили задание выучить наизусть отдельные стихотворения, проиллюстрировать их, написать анализ - каждый предложенного ему стихотворения, попытаться сочинить самостоятельно стихотворение в прозе. Естественно, что на подготовительном этапе не обошлось без помощи учителя, который мог что-то подсказать, внести частичную литературную правку, помочь точнее выразить мысль. Поскольку всю проделанную работу невозможно было вместить даже в два часа занятия, к уроку было оформлено несколько стендов:

- стенд, посвященный родным местам писателя – Спасскому – Лутовинову (с видами Спасского- Лутовинова были подготовлены и слайды) ;

- пейзажи русских художников;

-детские иллюстрации к тургеневским стихотворениям в прозе;

-изображения роз из фотокалендаря;

- стенд с красиво оформленными анализами стихотворений;

- стенд с сочинениями-миниатюрами самих учащихся с рисунками.

Оформление доски:

- портрет И.С. Тургенева с датами жизни и своеобразной подписью к нему: «Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида…Он красив какой-то почтенной красотой» (Э. и Ж. де Гонкур);

-тема урока;

- эпиграфы к уроку:

«…Главное назначение художника, как понимали его и Пушкин …и Тургенев, - вносить в общество и мир отсутствующую в них гармонию, умиротворять души и отношения людей…» (В.А. Недзвецкий)

«… Эти чудесные вещи, в которых не знаешь, чему более удивляться – могучей ли прелести русского языка, или яркости картин и трогательной нежности образов» (А.Ф.Кони);

- иллюстрации учителя рисования к стихотворению «Как хороши, как свежи были розы…», изображающие юную девушку, сидящую на окне, и одинокого старика (см. приложение);

- слова И.С. Тургенева о его стихотворениях: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Цели урока:

- пробудить интерес к творчеству И.С. Тургенева;

- формировать понимание специфики художественной литературы как словесного искусства;

- прививать вкус к художественному слову, любовь к художественной литературе;

- формировать навыки анализа художественного произведения в тесном единстве формы и содержания;

-развивать творческие способности уч-ся, обогащать их речь;

- прививать внимание к явлениям жизни, помогать делать первые философские выводы (как ни покажется преждевременным это слово по отношению к уч-ся 7-го класса);

- воспитывать душевную чуткость, умение ставить себя на место другого человека, умение сопереживать, задумываться над сложными вопросами бытия.

Задачи:

- сформировать у учащихся представление об И.С. Тургеневе как о величайшем мастере слова;

- обогатить представление об экспрессивно-выразительных возможностях лексических и синтаксических художественных средств;

- дать первоначальное представление об оригинальном жанре стихотворений в прозе.

План проведения урока.

I 1.Вступительное слово учителя.

2. Чтение учителем наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

3.Анализ стихотворения. Первые наблюдения над спецификой жанра.

II 1. История создания «Стихотворений в прозе».

2. Прослушивание романса на стихи И.С. Тургенева «В дороге»

III 1. Чтение учащимися наизусть стихотворения в прозе «Нищий».

2. Беседа по содержанию стихотворения. Анализ использованных И.С. Тургеневым художественных средств.

3. Выводы об образах-символах.

Чтение учащимися наизусть стихотворения в прозе «Морское плавание»

IV 1.Чтение наизусть стихотворения «Голуби»

2. Частичный анализ миниатюры.

V 1. Чтение наизусть стихотворения «Мы еще повоюем!»

2. Анализ содержания и художественных средств.

VI Определение жанра стихотворения в прозе.

VII Чтение учащимися своих стихотворений в прозе.

VIII Поэтическое завещание И.С. Тургенева.

IX Итоги урока. Крылатые выражения из стихотворений в прозе И.С.

Тургенева. Заключительное слово учителя.


Ход урока

I 1. Учитель читает наизусть под музыку (Э. Григ. Песня Сольвейг) стихотворение И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

2. Беседа по содержанию.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Почему? Какие картины предстают перед вашим мысленным взором?

Что вы представляли себе, слушая эту миниатюру?

Теперь

Когда-то

Темная комната

Одна свеча

Все темней да темней

Тени

Свеча меркнет и гаснет

Розы

Зелень сада

Цветущая липа

Чист и нежен облик

Светлые глазки, алые щеки

- Какие это картины по тональности? Цветовой гамме?












- Что же это за две контрастные картины? Что они символизируют? (подсказкой являются представленные на доске рисунки)

Этапы человеческой жизни, причем основные: пору юности и старости - цветение и угасание- жизнь и смерть.

Вокруг ключевого слова жизнь объединяются слова, символизирующие радость, счастье, надежды (можно обратиться для сравнения к маленькому стихотворению в прозе «NESSUN MAGGIOR DOLORE», в котором предстает целый поток ассоциаций, связанных с понятием «жизнь», чему противостоит лишь ложка скверного лекарства – два тематических ряда, две эмоционально-экспрессивные системы).

- Можете ли вы, прослушав стихотворение И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», представить себе, что испытывает старый, больной человек?

Одиночество, ощущение уходящей, а может быть уже ушедшей, жизни…

- Почему вы, только начинающие свою юную жизнь, смогли так остро понять чувства лирического героя этого произведения, и не только понять, но и разделить его горесть, тоску?

Благодаря мастерству автора.

- В чем же оно проявляется?

Давайте начнем наши наблюдения с композиции.

Как построена эта миниатюра?

6 абзацев, каждый из которых завершается строчкой известного стихотворения поэта первой половины девятнадцатого века И.П. Мятлева. Это своеобразный рефрен. (Пояснение термина уч-ся: рефрен – ритмически повторяющиеся вслед за строфой слово, стих или группа стихов).

- А что же такое строфа?

Сочетание стихов, т.е. поэтических строчек, представляющих собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

- Можно ли сказать, что каждый из абзацев, завершающийся поэтической строкой, представляет собой строфу, объединенную определенной темой, мыслью?

Да.

- Таким образом мы выходим на первые наблюдения над жанром тургеневских миниатюр, жанром, который и дал название нашему сегодняшнему уроку, - «Стихотворения в прозе».

- О чем первая строфа? Какова ее роль в ткани всего произведения?

Она как бы вводит нас в ситуацию, связывает прошлое и настоящее.

- Обратите внимание на глаголы. В каком они времени?

В прошедшем.

- Автор адресует нас в прошлое.

- Как звучит первое предложение?

Певуче, напевно, мелодично…

- За счет чего это достигается?

Использование ассонанса.

- А в строке «Как хороши, как свежи были розы…»? Что мы слышим, перечитывая ее?

Как бы шелест- шелест уходящей жизни.

- За счет чего создается такое ощущение?

Автор использует такой прием звукописи,

как аллитерацию.

- Обратите внимание на нагнетание в первом абзаце неопределенных наречий места и времени.

- С какого слова начинается вторая строфа?

Наречие теперь.

- Какова его роль?

Возвращает нас к действительности, к реальности, создает ощущение значительного временного промежутка между когда-то и теперь.

- Сколько строф посвящено настоящему? – Три.

- А прошедшему? Прошлой жизни, воспоминаниям? – Две.

- А если мы сравним их по объему, по размерам, то какое описание преобладает: прошедшего или настоящего?

- Почему?

Там, в прошлом, молодость, любовь, дружеский круг, теплота гостеприимства русских домов, русских семей.

- Какое время года является символом этого периода в жизни автобиографического героя, да и, пожалуй, любого человека?

Лето.

- А старости?

Зима.

- Два контрастных образа.

- Читая пятый абзац, пятую строфу, можем ли мы с уверенностью сказать, какое время года сейчас?

Нет.

- А как вам кажется?

Лето.

- Почему?

Тепло, уютно.

- Так возникает еще два контрастных образа: в прошлом тепло и уютно, а сейчас – холодно, бесприютно. Тяжелые, темные дни, болезни, недуги, холод и мрак одинокой старости.

- Вернемся к 5-й строфе. Почему еще кажется, что создана картина летних дней? Какими красками насыщает свое описание автор?

Автор насыщает этот абзац яркими цветами юности: русые головки, светлые глазки, алые щеки, в отличие от темных, меркнущих цветов, красок старости.

- Но контрастны не только цвета, краски, но и звуки.

Когда-то

Теперь

Веселый шум

Вальс

Воркотня самовара (Кто обычно воркует? Какие ассоциации пробуждает у вас это слово?

- Голуби…

- А голуби какие птицы?

- Домашние, семейственные)

Мороз скрыпит и злится

Свеча трещит

Скучный старческий шепот

Кашель

Кашляет хрипло, глухо –

болезненные звуки,

как и болезненные

движения: беглые

тени колеблются,

жмется и

вздрагивает старый

пес.


- Контрастны и запахи: пахнет резедой и липой – нагоревшей свечой. Еще один символический образ этого произведения.

- Что он символизирует?

С одной стороны, расцвет – с другой, свеча жизни догорает.

- А как происходит этот процесс сгорания?

Очень быстро.

- Если свеча жизни сгорает очень быстро, то какой можно сделать вывод?

Как должны люди относиться к этой высшей дарованной им ценности?

Беречь каждый миг жизни, не забывать, насколько она скоротечна.

- К такому выводу мы приходим благодаря тому, что И.С. Тургенев использует своеобразное переключение эмоционального регистра от скорбного, горестного чувства к гармоничной просветленности. Перед нами в музыкально меняющихся, передающих эмоциональное состояние строфах проходит, по сути, вся жизнь человека. Писатель навевает на душу читателя чувство щемящей, невосполнимой утраты радости, молодости, жизни - по контрасту с картинами прошлого, которые встают перед автором будто живые.

- Что способствует оживлению картин молодости, далекого прошлого?

Использование глаголов настоящего времени, так называемое длительное настоящее. Ведь эти картины навсегда остались в памяти в неизменном виде.

- Что еще способствует усилению эмоциональности, придает повествованию взволнованность?

Повторы. Так, например, в третьем абзаце 8 раз повторяется восклицательная частица как, которая передает удивление, любование, восхищение. Интенсивное использование художественных определений, особенно сложных прилагательных, которые передают все нюансы воссоздаваемых картин, все оттенки чувств автора, его внимание к полутонам. Не случайно критик Боткин (в письме А.А. Фету) писал о тургеневском языке: «Какие озаряющие предмет эпитеты!»

- Давайте теперь понаблюдаем за синтаксисом этого стихотворения в прозе.

Предложения, как правило, сложные, но связь бессоюзная, т.е. сложное предложение мы можем рассмотреть как цепь простых, между которыми – длительные паузы. Отсюда прозрачность и легкость синтаксического рисунка, гармоничность и свобода течения речи, высокое изящество, мелодичность.

- То есть мы можем сделать вывод о значимости каждого элемента поэтической речи, даже служебные части речи весомы, например маленький союз а.

Что это за союз? Какова его роль?

С этого противительного союза начинается контрастная картина (4 абзац).

- Если автор создает такие контрастные картины, то каков основной композиционный прием, лежащий в основе данной миниатюры?

Антитеза.

- Эмоциональная партитура этого стихотворения отражает единство драматического и жизнерадостного, жизнеутверждающего.

Еще одно интересное противопоставление. Где сейчас находится лирический герой?

Замкнутое пространство темной комнаты, отгороженность от внешнего мира.

- А там? в той жизни? Откуда, например, он любуется девушкой?

Мы видим лирического героя на лоне великолепной природы. Он включен в жизнь природы и в широкую жизнь вообще. И даже деревенский дом, который тоже являет собой замкнутое пространство, видится нам большим, уютным, светлым, абсолютно непохожим на теперешнюю комнату.

-Обратите внимание на синтаксис последнего предложения… Какой эффект создают короткие предложения, многоточия, повторы?

Порождают ощущение уходящей жизни, создают ощущение прерывистости дыхания, затрудненности речи и как бы затихания звучания голоса лирического героя и самой жизни.

- Почему так скорбно-элегична последняя строфа?

Лирический герой после светлых воспоминаний еще сильнее чувствует холод, который проникает и в комнату («Мне холодно…»), и в сердце («И все они умерли…умерли…»)

- Обратите внимание на глаголы в форме прошедшего времени.

Все умерли… Все – это кто? Люди ? А может быть, воспоминания?

- Почему же тогда завершается это произведение поэтической строкой:

Как хороши, как свежи были розы…

Такой светлой, такой одухотворенной?

- Опять глагол прошедшего времени. Третий на весь текст, если не считать первого абзаца. Как звучит этот глагол (были) по сравнению с глаголом умерли?

Он утверждает прекрасные моменты жизни, которые символизируются этими розами, они все-таки были!!!

- То есть в конечном итоге торжествует оптимизм. Да, жизнь в прошлом, но есть прекрасные воспоминания, которые способны скрасить уходящие мгновения жизни. И на наших глазах расцветают эти розы воспоминаний. Пусть живые розы, розы ярких событий увяли, их красота и свежесть живут в неумирающих строчках, в человеческой памяти. Безысходность слова умерли вступает в противоречие с длящимся очарованием жизни и поэзии. Благодаря автору мы приобщаемся к философским раздумьям об общих законах человеческого существования, где молодость и старость, жизнь и смерть сливаются в вечном, гармоничном круговороте бытия.

Не случайно поэт другой эпохи И. Северянин, продолжая тургеневские мотивы, писал в 1925 г. в стихотворении «Классические розы»:

…Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

…Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!

За осознанием приближающегося конца таится непреходящее очарование навсегда оставшейся в памяти молодости, полноты прожитой жизни. Эти воспоминания способны до конца дней питать человека, поддерживать его в горестные минуты.

- Так какие выводы мы можем сделать для себя?

Жить так, чтобы таких воспоминаний, чистых, светлых, было как можно больше.

II 1. История создания «Стихотворений в прозе»

«Стихотворения в прозе» завершают творческий путь И.С. Тургенева. Последние годы жизни, будучи больным, одиноким, тоскуя по России, Тургенев проводит во Франции. Это поистине мученический период в жизни писателя, который страдал от рака спинного мозга.

С 1878 г. И.С. Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденными образцами этого своеобразного жанра, совершенно оригинальным во всей мировой литературе циклом. Писатель дал этому циклу название «Senilia» - «Старческое». Первоначально эти произведения для печати не предназначались, так как представляли собой своеобразный жанр лирического дневника, итог многолетних раздумий писателя, его глубоко сокровенных размышлений о жизни и смерти, о бессмертии, любви, дружбе, одиночестве, молодости и старости, истине, красоте. Это взгляд человека на свое прошлое, сделанный в конце большого жизненного и творческого пути.

Не случайно И.С. Тургенев строит большинство своих лирико-философских миниатюр как повествование- воспоминание, погружая нас в ту атмосферу, когда

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Первые встречи, последние встречи,

Многое вспомнишь родное далекое.

2. Звучит романс на стихи И.С. Тургенева «В дороге» (музыка В. Абазы)


III

– Что же вспоминает автор? Какие образы встают перед его мысленным взором?

( Как ответ на этот риторический вопрос ученик читает наизусть стихотворение в прозе «Нищий»)

- Как вы поняли смысл этой миниатюры?

Какими средствами автор создает облик нищего?

Отталкивающий облик, что создается за счет нагнетания двойных и даже тройных эпитетов: воспаленные, слезливые глаза; протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Кроме сцепления эпитетов, автор использует градацию: стонал, мычал. Описание перебивается многоточием, отражающим, как потрясен лирический герой внешним видом этого человека, который может вызвать только жалостливую брезгливость. Междометие о, как глубокий вздох, глубокий возглас, в сочетании с восклицательным знаком, стоящим в конце предложения, подчеркивает всю глубину этого потрясения:

О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

(Для аналогии можно обратиться к тексту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий»).

- Расцените чувства героя миниатюры в данной ситуации?

Он оказался в затруднительном положении: хотелось чем-то помочь, но ничего с собой не было.

- Какова роль многоточий теперь?

Подчеркивают растерянность рассказчика: мы можем представить во время этих пауз, как он пытается что-либо найти, всю хаотичность его движений.

- Углубляет это впечатление и повтор усилительной частицы ни-ни в безличном предложении (Ни кошелька, ни часов, ни даже платка…). Подчеркивает чувство растерянности и инверсия (Я ничего не взял с собою), и разговорное словечко шарил.

- А нищий ждал… Снова многоточие. Как замедленная киносъемка. Мы ждем вместе с ним, застыв в ожидании. И протянутая рука в напряжении дрожит – самый драматичный момент. Герой потерян, смущен.

Почему?

Стыдно не подать тому, кто нуждается.

- Что же делать? Как бы поступили вы? Кто из вас протянул бы руку? Кто бы решился?

А герой- повествователь пожал эту «грязную, трепетную руку».

Почему трепетную? Почему из всех слов – синонимов (дрожащий, вздрагивающий, трясущийся и т.п.) автор выбирает именно это?

Нищий трепещет от ожидания: подадут или посмеются (вспомните разговор с нищенкой Ивана Ивановича из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), подадут или, как у Лермонтова, положат в протянутую руку камень? (ср. стихотворение в прозе «Милостыня»)

- Но герой - повествователь не только крепко пожал руку нищего. Он сделал большее – назвал нищего братом. Причем это слово повторяется не единожды. Нищий тоже подхватывает это слово.

- Какова его роль в устах обоих?

Оно уравнивает и рассказчика, и нищего, воплощает идею братства все людей.

- Почему рассказчику кажется, что он тоже получил подаяние?

Потому что превыше всего человек ценит доброе расположение к нему других людей.

А образ протянутой и пожатой руки – как высшее проявление этого чувства. Рука в данном случае и знак духовного подаяния, не менее ценного и значительного, чем подаяние материальное. Разговор рук – воплощение чуткости, глубокой внутренней интуиции, подсказавшей, как поступить в сложной жизненной ситуации. Монету мог бы подать каждый, а вот способен ли каждый протянуть отвергнутому человеку руку?

- В каких еще стихотворениях И.С. Тургенева мы встречаемся с таким же многозначительным образом руки?

«Последнее свидание», «Когда меня не будет», «Морское плавание» (хотя в речь в нем идет и не о человеке). ( Последнее стихотворение в прозе уч-ся читают наизусть)

IV Да, все мы дети одной матери. Не случайно поэтому у И.С. Тургенева так много стихотворений в прозе, посвященных животным и птицам.

Наизусть звучит стихотворение «Голуби»

- Какова тема этого произведения?

Оно о чувствах лирического героя, его переживаниях, вызванных наблюдениями за парой голубей (ср. стихотворение «Без гнезда»)

- Если оно погружает нас в мир переживаний человека, то почему называется «Голуби»?

Лирического героя примиряет с одиночеством и бесприютностью любование двумя голубями.

- Почему автором выбраны именно голуби?

Голубь – символ семейственности, мира, покоя, гармонии, благодати - в противовес буре. Эта антитеза проявляется и на уровне аллитерации.

С одной стороны, грузная громада, синяя громада, стреляет отрывистый гром, визжит ветер, разорванные облака, все закрутилось, захлестал рьяный ливень, стреляет отрывистый гром.

С другой стороны, крыша, краюшке, рядышком, хорошо, что подчеркивает тишину, домовитость, воспроизводит шуршание домашних звуков.

- Обратите внимание на восклицательное предложение: «Хорошо им!» - восклицательный знак как знак твердой уверенности. Повтор слова хорошо передает теплое чувство гармонии. Хотя после второго хорошо (И мне хорошо, глядя на них…) стоит многоточие. Почему?

Знак раздумья, неуверенности, сомнения…

- Откуда это сомнение?

Повтор слова один подчеркивает острое ощущение собственного одиночества, внутреннюю тоску лирического героя.

- Это одна из тех антитез, на которых строится это стихотворение. Обратите внимание на графическое выделение числительного два.

Почему автор так выделяет это слово?

Именно с образом двух белых голубей, олицетворяющих тепло и сердечность, гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ними свою жизнь одинокого человека. Именно образ голубей примиряет автобиографического героя с его собственным одиночеством и делает его печаль светлой. В конце стихотворения мы ощущаем настроение светлой поэтической грусти.

- И снова слово- образ! Крыло!

Какова его роль?

Символ взаимной поддержки, взаимопомощи, та же самая рука.

- Выражающая доверие рука человека как бы перетекает в крыло птицы. Не случайно многие литературные герои, прототипами которых, конечно же, являются живые люди, задаются вопросом: «Почему люди не летают?» Людям свойственно мечтать о крыльях, способных оторвать их от земли.

- Так почему стихотворение посвящено птицам?

Свободные, люди завидуют их способности летать, отрываться от земли.

- Птицы становятся символом возвышенных устремлений, жажды жизни.

- Какие еще стихотворения в прозе И.С. Тургенева посвящены птицам?

«Воробей», «Дрозд I», «Дрозд II», «Мы еще повоюем!»

( Стихотворение анализировалось лишь частично, в ключе тематики урока. Хотя хотелось бы проанализировать и все контрастные картины, созданные писателем, и подробно остановиться на пейзажных зарисовках в соотнесенности с душевным состоянием героя, определить значение образа грозы, уделить внимание световым оттенкам, переливам красок, поговорить о роли других языковых средств. Например, какова роль отрицательного сравнения, открывающего 2-й абзац, и усиливающей его инверсии? Почему, говоря о приближающейся грозе, автор использует глагол назревала? Какие контекстуальные синонимы последовательно использует писатель, говоря о голубях? (Что-то замелькало – белый платочек – снежный комок – белый голубь; два платка – два комочка- два белых голубя). Почему именно в такой последовательности? - Создает эффект постепенного приближения и узнавания. Какова роль повторов? Какая часть речи преобладает при описании разразившейся бури? Почему? Почему буйство грозы автор определяет разговорным словом потеха? Как впечатление движения усиливают использованные И.С. Тургеневым синтаксические единицы, синтаксические средства? И т.д.)

V Учащийся наизусть читает стихотворение «Мы еще повоюем!»

- Ваше настроение? Особенно по сравнению с ранее звучавшими стихотворениями? Что вы почувствовали?

Бодрость, оптимизм, ощущение радости жизни, пробудить которое может, как пишет автор, «ничтожная малость».

- Причем оптимистический, боевой, активный настрой порождается уже самим названием – этим бодрым, энергичным восклицательным предложением.

Но в душе автора такое настроение рождается не сразу: «полный раздумья…», «Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною».

- Почему в этом стихотворении возникает мотив дороги? Во-первых, какая это дорога?

Большая дорога, которая стрелою уходила вдаль. Дорога как символ жизни, жизненного пути, стремительного движения вперед.

- Не случайно говорят: выбрать свой жизненный путь, свою дорогу, дорога жизни. Слово дорога, чтобы усилить этот мотив, трижды повторяется.

- Как автор описывает воробьев?

Маленькие – на большой дороге; раззолоченная ярким летним солнцем семейка; …прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

- Какой смысл у этого слова в контексте: положительный или отрицательный?

Положительный.

- Почему? Ведь, вообще-то, у слова самонадеянный смысл отрицательный: чрезмерно уверенный в самом себе.

Почему тогда автор любуется самонадеянностью воробьев? Дерзостью одного из них? (слово дерзость в тексте данного стихотворения используется в положительном смысле: исполненный дерзания, смелый)

Самонадеянность от незнания жизни, эти задорные существа видят только светлую, радостную сторону, не боятся опасностей, даже не подозревают о них.

- Автор, на долю которого выпало много горестей, восхищен такой беззаботностью, смелостью, бесшабашно – удалым отношением к жизни: «Завоеватель – и полно!»

Так маленькая невзрачная птичка вырастает до символа жажды жизни.

- Как на уровне синтаксиса проявляется восхищенное отношение писателя?

В обилии восклицательных предложений.

- Почему в высокохудожественном тексте вдруг появляется слово со сниженной стилистической окраской сожрать, которое резко нарушает стилевое единство?

Контрасты жизни (обогащенность жизненным опытом – беззаботность, беззащитность – грозящие опасности, уныние – бодрость, разочарования – обретение надежды) проявляются и на лексическом уровне, поэтому автор использует стилистически контрастные слова.

- Как наблюдаемая автором умиляющая картина меняет его настроение?

Как чувствует это читатель?

Благодаря троекратному повтору глаголов поглядел, рассмеялся, встряхнулся.

- Какой пунктуационный знак обозначает неожиданную перемену в ощущениях автора, быструю смену восприятия, является знаком результативности, следствия?

Тире ( - и грустные думы тотчас отлетели прочь…).

Результативная связь воспринимается как неожиданность.

- По какому принципу располагаются существительные, рисующие новое отношение к жизни?

По принципу градации: «отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я» (усилению впечатления способствует также и инверсия).

- Какой вывод делает автор? О каком ястребе идет речь? О том ли, что готов был «сожрать» маленького воробья?

Нет, ястреб здесь – символ опасностей, бед, которые подстерегают человека на его жизненном пути.

- Как вы понимаете смысл последней фразы?

Готовность противостоять бедам, невзгодам, дать отпор трудностям, повоевать за жизнь с ее радостями и горестями.

- То есть мы снова можем сделать вывод о самоценности каждого мига жизни, каждого, даже кажущегося незначительным факта. Какое глубокое содержание удалось вместить писателю в произведения малой формы!

VI Определение жанра стихотворения в прозе.

И.С. Тургенев предстает перед нами как творец нового типа ритмической прозы, представляющей собой, по сути, переплетение двух видов словесного творчества: прозы и поэзии. Как только литературоведы не определяли жанр рассмотренных нами произведений: миниатюры, наброски с натуры, эскизы, этюды, лирическая проза, особый жанр дневника, пока органично не выкристаллизовалось точное жанровое определение – стихотворения в прозе.

Что же это за жанр?

Попробуйте определить, какие черты ему присущи?

После самостоятельных попыток уч-ся учитель подводит итоги:

- Стихотворения в прозе – это стихи по сути, без рифмы и размера. Да, текст графически представлен как проза, отсутствует строфическая организация.

Но поэзия – это не просто рифмованная речь, главное – лирическое начало, ярко выраженные чувства.

Каждый ученик на память получает распечатанное определение жанра стихотворений в прозе с портретом И.С. Тургенева (определение собиралось учителем по многим литературоведческим словарям и пособиям).

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как:

- небольшой объем;

- повышенная эмоциональность;

- обычно бессюжетная композиция;

- установка на выражение субъективного впечатления, настроения, переживания;

- исповедальность, интимно-доверительный контакт с читателем;

- музыкальность, мелодичность благодаря использованию звукописи;

- ритмико-интонационная упорядоченная структура благодаря повторам, инверсиям, синонимическим вариациям;

- необыкновенная емкость, лексическая и эмоционально-образная насыщенность каждого слова.

Не случайно многие из стихотворений в прозе И.С. Тургенева положены на музыку композиторами А. Аренским, Калинниковым, Горяиновой и другими.

Поневоле задаешься вопросом: И.С. Тургенев – поэт-прозаик или прозаик- поэт?

VII Еще до литературоведческого знакомства с жанром стихотворения в прозе, которое состоялось на этом уроке, учащимся было предложено, поняв на уровне интуиции, почувствовав специфику жанра, сочинить свои собственные стихотворения в прозе. Некоторые опыты на уроке были зачитаны.












Список использованной литературы.


  1. Винникова Т. Тургенев и Россия.

Издательство «Советская Россия».

Москва. 1977 г.

  1. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева – романиста.

Приокское книжное издательство.

Тула. 1972 г.

  1. Озеров Л.А. « «Стихотворения в прозе» Тургенева» в сборнике

«Мастерство русских классиков»

Москва. 1969 г.

  1. Озеров Л.А. Вступительная статья «Заповедное слово И.С.

Тургенева» к сборнику «И.С. Тургенев. Стихотворения в

прозе».

Москва. «Детская литература». 1990 г.

  1. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев.

Москва. «Просвещение». 1974 г.

  1. Статьи, посвященные творчеству И.С. Тургенева, в журналах

«Литература в школе», «Русская словесность», «Русский язык в

школе»
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!