СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Уроки Маленького принца"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Уроки Маленького принца"»

БрянскаяН.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «Онохойская СОШ №1»

УРОКИ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА

(ПО СКАЗКЕ А.ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»)

Цель урока:

  • проанализировать сказку А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,

  • раскрыть основные нравственные проблемы, поставленные писателем.


Метапредметные цели урока: формирование УУД учащихся.

Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу,

  • оценивать свою учебную деятельность.

Учебно-информационные:

  1. работать с художественным текстом,

  2. работать с кластером

Учебно-коммуникативные:

  • формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,

  • развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.


Задачи:

  • развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;

  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

  • побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

  • воспитывать уважительное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость, чувство ответственности и нравственные качества.


Тип урока: комбинированный с учетом требований ФГОС


Технологии обучения: прием технологии критического мышления (кластер), личностно-ориентированное, технология деятельностного метода, информационно-коммуникативная.


Методы и приёмы: беседа, наблюдение, кластер, решение проблемных вопросов, анализ, групповая работа и использование ИКТ.


Оборудование: шар (модель планеты Земля), материал для офорления планеты (цветы, листочки, руки), презентация, раздаточныйматериал (кластер, маршрутные листы, брошюра, карточки, лист самооценки), аудиозапись ”Маленький принц”. Музыка М. Таривердиева, стихи Н.Добронравова




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

Организационный момент и этап мотивации к учебной деятельности

СЛАЙД 1.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на уроке (в руках шар, по цвету напоминающий планету Земля)

- На урок я пришла вот с этим шаром. Сейчас я его заряжаю положительными эмоциями, отличным настроением и передаю вам. Предлагаю вам передать друг другу эти эмоции и настроение.

Уверена, что сегодня вы отлично поработаете, и наш урок будет для вас полезен.

- А на что похож этот шар?

- Да, это наша планета Земля (приклеить на шар надпись «Планета Земля»

- Почему мы говорим сейчас о планете? Какое произведение мы будем продолжать изучать?


СЛАЙД 2 «Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери








(дети по рядам передают шар)







Ответы детей. - На планету

Ответы детей. - «Маленький принц».Антуан де Сент-Экзюпери


2

Формулировка темы урока, актуализация знаний

СЛАЙД 3

фантастические события и приключения,

небольшой поучительный рассказ с аллегорией


- Почему обратились к этим понятиям?

- Какая это сказка-притча?


СЛАЙД 4

А. де Сент-Экзюпери писал: “... я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы”.

- Если не ради забавы, то ради чего стоит читать сказку-притчу “Маленький принц”? 

- Да, мы многому учимся. Сформулируйте тему урока.


(ДОП.ВОПРОСЫ: Вы получаете знания по время …..? или Где можете получить знания? Кто главный герой?)

СЛАЙД 5. ТЕМА УРОКА. Уроки Маленького принца




Ответы детей. -Жанр: сказка-притча

- Литературная

(Кто дал правильный ответ, тот ставит на листе самооценки 1 балл)


Ответы детей.


Ответы детей.




Уроки Маленького принца


1 балл


3

Сообщение цели урока (целеполагание)



- А на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

- С какими уроками Маленького принца мы знакомимся на страницах сказки?

Чему учит сказка?

4

Планирование



- Вспомним сюжет сказки. У каждого из вас на столах лежат маршрутные схемы.

-О какой первой планете мы узнали?


СЛАЙД 6. Планета Маленького принца


- О каких еще планетах идет речь. С кем из мира взрослых встретился Маленький принц? Заполните схему.


РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ


Слайд 7. ПРОВЕРКА


  1. Планета Маленького принца

  2. Первый астероид. Встреча с королем

  3. Встреча с честолюбцем

  4. Встреча с пьяницей

  5. Встреча с деловым человеком

  6. Встреча с фонарщиком

  7. Встреча с географом




1 балл


Ответы детей. - Планета Маленького принца


Заполняют кластер






РАБОТА СО СЛОВАРЕМ: честолюбец

(сначала ответы детей, затем ученик читает лексическое значение слова по толковому словарю)



5

Практическая деятельность учащихся

СЛАЙД 8 Итак, 1 планета …. Маленького принца.

- О каком правиле нам говорит Маленький принц?



Это будет первый урок Маленького принца

- А что значит привести в порядок планету?


- Как кратко записать это правило: «привести планету в порядок».


- Для НАШЕЙ планеты необходимо это правило?

Тогда берем его (приклеить)


Задание:

- Посмотрите на схему.


- Какие еще поучительные советы необходимы для нас, для нашей планеты?


СЛАЙД 9


1 ряд – анализирует встречу с королем и честолюбцем и заполняет схему.

2 ряд – анализирует встречу с пьяницей и деловым человеком и заполняет схему.

3 ряд – анализирует встречу с фонарщиком и географом и заполняет схему.


- Будьте внимательны: ведь нам нужно на свою планету взять что-то хорошее и полезное. Оформите записи в виде советов.


    1. ПЛАНЕТА Маленького принца. «Встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»

    2. КОРОЛЬ. «...суди сам себя», «управляй с достоинством», ….

    3. ЧЕСТОЛЮБЕЦ. «Честолюбие хорошо в разумных пределах……», …..

    4. ПЬЯНИЦА. «Найди в себе силы изменить себя», …..

    5. ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК. «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб», …...

    6. ФОНАРЩИК. «Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека»

    7. ГЕОГРАФ. «Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета»


ПРОВЕРКА. Формулировка правил.





ФИЗМИНУТКА

Встаньте все, кто записал правила. Давайте все вместе попробуем дотянуться до звёзд, до неба, чтобы Маленький принц нас видел.

Слайд 9

- Чего не хватает? Что не заполнили? (осталась не заполнена «Планета Земля»)

- С кем встретился там Маленький Принц? О чем говорил Лис?

СЛАЙД 10-11

- Как понимаете эти фразы.

Нести ответственность за себя, за свои поступки, за все, что нас окружает

«встал поутру, умылся, привел себя в порядок- сразу же приведи в порядок свою планету»

«Надо судить не по словам, а по делам»

Ответы детей


Ученик запишет кратко правило на бумажном цветке


Ответы детей

Прикрепить на шар (украсить)









Работа в парах по учебнику










Ключевые фразы, на основе которых формулирую совет: быть добрым, быть внимательным, быть скромным, познавать окружающий мир и.т.д.










2 балла


Дети отвечают, формулируют кратко выводы (уроки), пишут на листочках и прикрепляют к шару










1 балл


Называют СЕКРЕТЫ.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»,

"Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...»


Написать на цветочках, прикрепить на шар.



- Посмотрите, какой стала Земля, после того, как мы воспользовались советами Маленького принца, взяли их на нашу планету?


- Для чего взяли все эти советы?


Соблюдать правила, следовать им должны все.

И дети, и взрослые должны об этом не забывать.


- У вас есть желтые карточки, на которых я вам предлагаю написать послания жителям планеты Земля.


СЛАЙД 11

Жители Земли!

Заботьтесь о….

Научитесь…..

Будьте…..

Помните! Мы в ответе за тех…..



Красивой……..



Соблюдать, беречь……







На фоне МУЗЫКА пишут. .Аудиозапись. ”Маленький принц”.

Музыка М. Таривердиева, стихи Н.Добронравова



1 балл

Проверка (2-3 ученика читают обращения)



Рефлексия

Урок завершается. Как работали вы. Поделитесь вашими впечатлениями.

  1. На уроке я работал……..потому что…

  2. Своей работой на уроке я………

  3. Урок для меня показался…….

  4. Больше всего мне понравилось…

  5. Мое настроение……..


- Дарю вам эти листочки с «Мудрыми мыслями» (уроками Маленького принца).

- Дома вы дополните их другими «мудрыми мыслями» из текста.

- А может быть, кто-то из вас напишет письмо Маленькому принцу? (доп. задание)

Уверена, что вы будете все правила соблюдать.

Подсчитайте баллы на листе самооценки, поставьте оценку.

Я считаю, что сегодня на отлично поработали…………


Поднимите руку, у кого оценки совпали с моими


Спасибо за урок, за положительные эмоции.




Ответы детей



ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Этап

Баллы

1

Термины

1

2

Тема, цель урока

1

3

Сюжет

1

4

Работа в группах

2

5

Устные ответы

1

6

Написание послания

1

7

Чтение послания

1



«5» - 8-7 баллов

«4» - 6-5 баллов

«3» - менее 5 баллов