СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы - литературное чтение в 10 классе коррекционной школы. Тема урока: Н.А.Некрасов. Стихотворение "Саша" (отрывок).

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе»

Тема урока: Н.А. Некрасов. Стихотворение «Саша»

Цели:

-продолжить знакомство с произведением Н.А. Некрасова "Саша», совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения.

-коррегировать слуховое и зрительное восприятие, внимание обучающихся.

-формировать нравственные качества, прививать бережное отношение и любовь к природе, животным.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к первичному восприятию и актуализация знаний.

Показываются портреты писателей, ребята находят портрет Н.А.Некрасова и рассказывают биографию поэта. (Где провёл своё детство будущий писатель и любил ли он природу?

Дома вы должны были подобрать иллюстрации о родной природе, расскажите, что вы видите и сделайте выводы. (рассказы детей).

Очень любил Н.А. Некрасов родную природу  и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал её красоту, величие, богатство.

- Ребята, скажите, как мы должны относиться к природе? (ответы обучающихся, выводы).

-Мы продолжаем знакомиться с творчеством Некрасова и его произведением, в котором отражается тема природы. Открываем учебники, находим отрывок из стихотворения «Саша».

- Кто такая Саша? Как она относится к природе? Любимое занятие девушки?

- Саша счастлива в гармонии с природой, казалось ничего не может омрачить ее состояния. Но оказывается, есть событие, которое заставляет девушку печалиться.

3. Первоначальное восприятие:

-Ребята, прослушаем отрывок из II части поэмы «Саша». Слушая, постарайтесь найти ответить на вопрос: что заставило Сашу грустить? (Саше случалось знавать и печали…)

- О чем этот отрывок из поэмы? Каким настроением проникнут? Почему?

4. Анализ стихотворения, комментированное чтение. Словарная работа над словами:

Спорился, спориться – удаваться, идти успешно.

Осинник – осиновый лес.

Березняк – березовый лес

Дубняк – дубовый лес

Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.

Роковой – предопределенный судьбой, имеющий тяжелые последствия.

Поверженный лес – поваленный лес

Глыба – что – либо больших размеров, неопределенной формы.

Работа над средствами языковой выразительности. Поисковое чтение.

- Предлагаю сейчас поработать в паре и ответить на следующие вопросы (найти ответы в тексте и зачитать отрывки). Вопросы представлены на карточках.

-Найдите описание леса до вырубки. Каким видела его Саша? Зачитайте. -Что происходило с насекомыми и животными, когда лес начали вырубать? Зачитайте. Чем грозила им эта работа?

-Найдите описание процесса вырубки леса, страдания деревьев. Зачитайте. Слова какой части речи встречаются чаще? (глаголы). Почему? (передают действие, движение): Лес зазвенел, застонал, затрещал… Вы ощутили страдания деревьев? Как автор усиливает впечатление от описания гибели деревьев: С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк. Стоном стонали верхушки осин… Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы…

-Найдите описание леса после вырубки. Зачитайте. С кем автор сравнивает погибшие деревья? (с трупами бойцов, с ранеными. Трупы деревьев недвижно лежали… Так, после битвы, во мраке ночном раненый стонет, зовет проклинает. Ветер над полем кровавым летает. Волосы мертвых бойцов шевелит! || шелест листьев.

-Как автор описывает рубщиков леса? Найдите строчки, в которых говорится об их безразличии к гибели деревьев, о их жестокости.

- Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?

5. Упражнение в выразительном чтении.

-Ребята, сейчас поработаем над выразительным прочтением отрывка:

Саше случалось знавать и печали://Плакала Саша,/ как лес вырубали, /Ей и теперь его жалко до слез.///Сколько тут было кудрявых берез!///Там из-за старой, /нахмуренной елиКрасные грозды калины глядели,/Там поднимался дубок молодой.///

Кончились поздно труды роковые.//Вышли на небо светила ночные,/И над поверженным лесом луна Остановилась, /кругла и ясна,-//Трупы деревьев недвижно лежали;//Сучья ломались,/ скрипели,/ трещали,/Жалобно листья шумели кругом.///Так, /после битвы,/ во мраке ночном Раненый стонет/, зовет,/ проклинает.///

Выразительное чтение отрывков текста учащимися.

-Для чего необходим лес? (Лес- легкие нашей планеты, это дом для животных и птиц)

- Как вы относитесь к уничтожению лесов?

- О какой экологической проблеме идет речь в этом произведении? Актуальна ли для нашего города эта проблема?

- Расскажите, что вы знаете о международной экологической организации «Гринпис»? (пер. с англ. «зеленый мир». Ее филиалы находятся и в России.) Если вы принимаете участие в защите природы – сажаете деревья, бережете лес от пожаров, напишите письмо в эту организацию, расскажите о том, что вы делаете или нарисуйте плакаты, листовки, направленные на защиту леса. Это будет вашим домашним заданием.

VI Итог урока.

-К чему призывает Н.А.Некрасов в отрывке из поэмы «Саша»?

- Каким лесом вы хотели бы любоваться? Почему? Что необходимо делать, чтобы лес продолжал радовать нас своей красотой?