СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок по образу Наташи Ростовой. Соответствие Наташи представлению Толстого об идеале

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе»

Урок литературы в 10 классе

Тема: Образ Наташи Ростовой (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир") Цели: 1. Помочь старшеклассникам воспринять идейно-художественное богатство романа, проникнуть в духовный мир героини, осмыслить сложность её взаимоотношений с окружающим миром. 2. Развивать умение вести эвристическую беседу, проявлять находчивость, активность, умение решать логические задачи, высказывать и аргументировать своё мнение. Совершенствовать навык выразительного чтения, в том числе, наизусть. 3. Воспитывать внимание и уважения к проблемам национальной нравственности, национального мировосприятия, поднятым Толстым, развивать эрудицию, интерес к другим видам искусства. Метапредметное понятие: идеал. Метапредметная цель: формировать ценностное восприятие мира. Оборудование к уроку: роман Л.Н.Толстого "Война и мир", презентация "Иллюстрации Д. Шмаринова к роману Л.Н.Толстого "Война и мир", аудиазапись Ф.Шопена "Ноктюрн", видеоклип на стихотворение А.Кочеткова "С любимыми не расставайтесь".


Ход урока

Женщина тем лучше, чем больше она

отбрасывает личных стремлений для

положения себя в материнское призвание.

Л.Н.Толстой

I. Вступительное слово учителя. Заканчивается наша работа по роману Л.Толстого. Мы рассматривали эпизоды, в которых наиболее ярко раскрывались черты главных героев. Наблюдали за тем, как нелегко, а порой, мучительно, они шли к истине. Мы восхищались их поступками, в чем-то были с ними не согласны.

Сегодня я предлагаю вам погрузиться в духовный мир любимой героини Толстого - Наташи Ростовой, которую писатель представляет как некий антипод популярному в те годы образу эмансипированной женщины. Идея эмансипации развивалась писателями - современниками Л.Толстого (кратки выступления о Евдоксии Кукшиной, Ольги Ильинской, Вере Павловне). И, в частности, знаменитой писательницей 60-х годов 19 века Цебриковой (Николаевой) ,которая упрекала Наташу в полном равнодушии к проблемам эмансипации женщин в статье "Наши бабушки".

Л.Н. Толстой считал проблему эмансипации глубоко противной русскому национальному представлению о совершенстве. На доске вы видите слова, отражающие его мысли о предназначении женщины. Предлагаю вам самим решить, чье мнение об идеале ближе к истине.

Но сначала нам нужно понять, что же такое идеал.

II . Работа со словарями: толковым, иностранных слов, по эстетике.

III. Можно ли считать Наташу Ростову идеалом?

1). Какие черты характера определяют сущность Наташи? (Ответы учащихся).

- непосредственность и простота ("Данило Купор", приезд Николая, первый бал).

- народность и патриотизм (у дядюшки, обоз для раненых);

- артистизм (пение, воздействие ее голоса на окружающих);

- веление сердца как руководство в поступках (оценка Бориса, Пьера, эпизод с Анатолем).

2) Прелесть и обаяние Наташи раскрывается и в других эпизодах (сообщения учащихся по иллюстрациям Д. Шмаринова: первое появление Наташи, ночь в Отрадном). Чтение эпизода под музыку Шопена (Т2, ч3, гл2).

3) Любовь к князю Андрею - главная трагедия Наташи.

- Как развивались события?

- Мог ли Болконский ослушаться отца?

- Почему смог покинуть невесту?

- Как Наташа переносила разлуку?

Комментарий учителя: Разлука - тяжкое испытание для влюбленных во все времена. Послушаем стихотворения А. Кочеткова, написанное почти спустя 100 лет после написания романа (видеоклип).

- Почему Наташа увлеклась Анатолем?

- Как вы оцениваете ее поступок?

- Если Наташа идеал, то почему Толстой показывает ее нам с такой стороны? Как она сама судит себя? Чтение эпизода Т2, ч5 , гл 22.

- Искупление вины (Д. Шмарина: у постели умирающего Андрея).

- Что возрождает Наташу к жизни? Чтение эпизода Т4, ч4, гл. 13.

4) Наташа в эпилоге. Чтение отрывков ч. 1, гл. 1.

- Согласны ли вы с таким поворотом Наташиной жизни?

- Как относится к Наташиным метаморфозам ее домашние, друзья, Пьер?

- Для чего горел в Наташе тот огонь, тот свет, который освещал и согревал все и всех вокруг нее? Который заставлял забывать о ее некрасивости и влюблял в нее?

IV. Комментарий учителя: Людей, соответствующих идеалу, в том смысле, как это представлено в словарях, нет в природе. Человеку - и гению, и простому смертному, и аристократу, и плебею - свойственно совершать ошибки. Порой трагически непоправимые. Мы любим и даже считаем идеалом друг друга не за безгрешность ,а за способность искупить грех, вовремя помочь, защитить, спасти.

И грязная пеленка в руках опустившейся, растрепанной Наташи пусть вас не пугает и не шокирует. Сейчас она переживает важнейший этап своей жизни, который переживают все женщины-матери: и актрисы, и летчицы, и президенты. Дети вырастут, и Наташа станет прежней, душа ее, сейчас не видная, в "красивом сильном теле" засияет вновь, согреет и защити ее и ее близких.

V. Рефлексия. Вспомним первоначальный замысел Толстого. Его роман "Декабристы". Главные герои, супруги Лабазовы, оказавшиеся в Сибири на каторге, возвращаются в Москву через 25 лет. Это и есть постаревшие Пьер и Наташа. Послушаем отрывок их романа "Декабристы".

- Что же помогло Наташе выжить самой, спасти мужа, спасти семью?

- Можем ли мы согласиться с представлениями Толстого об идеале женщины?

VI. Итог урока. В начале урока мы сравнивали Наташу с героинями других писателей 19 века. Она антипод и карикатурной Кукшиной, и серьезным думающим героиням Тургенева, Гончарова, Чернышевского. Она ближе к Татьяне Лариной, Асе, которых авторы тоже изображали как женщин, максимально приближенных к понятию идеала.

VII. Домашнее задание. Перечитать статью учебника о Наташе. Подготовить план сочинения "Любимая героиня Толстого".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!