СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе»

Рус.литература . 28.04. Урок 7. Учитель Маруаш Жанбосыновна



Тема: Фольклорные мотивы в поэме А.С.Пушкина



Твои достижения в конце урока
​ Ты узнаешь, как главным героям удалось спастись и чем все закончилось; поработаешь с устаревшими словами в тексте; сможешь сравнить образы Руслана и былинного богатыря; потренируешь свою речь, поразмышляв над проблемным вопросом, и оценишь свое выразительное чтение.

Обрати внимание!

Недаром дети любят сказку,

​Ведь сказка тем и хороша,

​Что в ней счастливую развязку

​Уже предчувствует душа!

Прочитай в учебнике поэму « Руслан и Людмила».Ты должен знать содержание

Сегодня читаем отрывок из поэмы


1. ​ Погружение в тему

Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина привлекает читателя, в первую очередь, своим сходством с фольклорной сказкой. Автор, большой знаток устного народного творчества, включил в нее сказочный пролог, эпитеты, характерные для фольклора, сказочных персонажей и волшебные атрибуты. Читается произведение легко и с интересом. Увлекательный сюжет, простой язык, понятные герои и волшебный мир поэмы позволили поэту сделать искусство высокой поэзии доступным для простого народа.



Читаем отрывок из поэмы

1.Бледнела утренняя тень,
​Волна сребрилася в потоке,
​Сомнительный рождался день
​На отуманенном востоке.
​Яснели холмы и леса,
​И просыпались небеса.
​Еще в бездейственном покое
​Дремало поле боевое;
​Вдруг сон прервался: вражий стан
​С тревогой шумною воспрянул,
​Внезапный крик сражений грянул;
​Смутилось сердце киевлян;
​Бегут нестройными толпами
​И видят: в поле меж врагами,
​Блистая в латах, как в огне,

2.Чудесный воин на коне
​Грозой несется, колет, рубит,
​В ревущий рог, летая, трубит...
​То был Руслан. Как божий гром
​Наш витязь пал на басурмана;
​Он рыщет с карлой за седлом
​Среди испуганного стана.
​Где ни просвищет грозный меч,
​Где конь сердитый ни промчится,
​Везде главы слетают с плеч
​И с воплем строй на строй валится;
​В одно мгновенье бранный луг
​Покрыт холмами тел кровавых,
​Живых, раздавленных, безглавых,
​Громадой копий, стрел, кольчуг.



Для тех, кто внимательно читал

1. Как называет Пушкин врагов киевлян?

2. Как описывает автор поле перед битвой?

3. Как бьется Руслан с врагами?



Читаем концовку поэмы

Школа слова

В поэме много слов с ударением не там, где мы привыкли – такое допускается в стихах, чтобы не был нарушен поэтический ритм. Кроме того, много слов с «неправильным», устаревшим написанием. Попробуй найти такие слова в отрывке. Выпиши их в тетрадь.


Читаем концовку поэмы

1.Руслан летит к Людмиле спящей,
​Ее спокойного лица
​Касается рукой дрожащей...
​И чудо: юная княжна,
​Вздохнув, открыла светлы очи!
​Казалось, будто бы она
​Дивилася столь долгой ночи;
​Казалось, что какой-то сон
​Ее томил мечтой неясной,
​И вдруг узнала – это он!
​И князь в объятиях прекрасной.
​Воскреснув пламенной душой,
​Руслан не видит, не внимает,
​И старец в радости немой, Рыдая, милых обнимает.

2.Ч​ем кончу длинный мой рассказ?
​Т​ы угадаешь, друг мой милый!
​Неправый старца гнев погас;
​Фарлаф пред ним и пред Людмилой
​У ног Руслана объявил
​Свой стыд и мрачное злодейство;
​Счастливый князь ему простил;
​Лишенный силы чародейства,
​Был принят карла во дворец;
​И, бедствий празднуя конец,
​ Владимир в гриднице высокой
​Запировал в семье своей.
​Дела давно минувших дней,
​Преданья старины глубокой.

Для тех, кто внимательно читал

1. Найди подтверждение тому, что А.С. Пушкин использовал в поэме прием кольцевого сюжета.

2. Подумай, для чего он его применил.

Подумай

Задание для настоящих сыщиков

Найди в тексте устаревшие слова. Заполни таблицу. Используй в помощь толковый словарь

Слово

Значение



удивлялась


воин


рука


колдовство, волшебство


человек необычайно маленького роста






Задание высокого уровня сложности 

Мастерство сравнения



Тебе известно, что богатырь – это былинный персонаж. Описываемые в былинах богатыри были как реальными историческими личностями, чья сила и ловкость преувеличены в фольклоре, так и выдуманными персонажами. А.С.Пушкин называет богатырем главного героя своей поэмы «Руслан и Людмила».

Сравни фольклорного (былинного) богатыря и пушкинского Руслана. Найди в этих образах общее и отличия.

Критическое мышление


Задание 

В конце поэмы «Руслан и Людмила» князь Владимир, обрадованный пробуждением дочери, прощает Черномора и принимает его жить во дворец. Заполни знакомую тебе схему.


Тезис: Как ты считаешь, нужно ли уметь прощать?


Если ты с удовольствием прошел все этапы урока и выполнил задания, ты МОЛОДЕЦ! Это последний урок по поэме. Следующий урок 5.05. СОР


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!