СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе»

Рус.лит.21.05. Урок 12 Тема «Истоки жизненного опыта юных героев сказки»

ТЕМА: Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Твои достижения в конце урока
​Ты продолжишь знакомство со сказкой-былью «Кладовая солнца»; попробуешь составить целые предложения на «птичьем» языке; почувствуешь себя художником и потренируешься пересказывать текст, опираясь на цитатный план.

Обрати внимание!

«Кладовая солнца» – настоящее «разнотравье» русского языка. Слова в прозе Пришвина всегда цветут, сверкают, а кажется, что и пахнут! К.Г. Паустовский

Читаем сказку-быль дальше


​..Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх к свету рядом, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
​   Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину и могучие стволы  соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетело пение птиц, посвященное восходу великого солнца...
​   Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев-косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. ​   Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:
​   – Чуф, ши!
​По-тетеревиному «чуф», скорее всего, значило солнце, а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй»..




Для тех, кто внимательно читал

1. Какие деревья, по легенде, сплелись и надолго поселились в Блудовом болоте?

2. Кто посеял их в этой местности? 

3. Отчего выли собака и волк? 

4. Чему было посвящено утреннее пение птиц?


Погружение в тему

В отрывке из сказки-были мы знакомимся с легендой, рассказывающей тайну происхождения двух деревьев и причину шума и воя, которые иногда появляются в этих местах. Вставляя такие маленькие истории в сюжет произведения, автор создает ощущение, что мы находимся в сказочном месте.

Творческий пересказ

1. Перечитай отрывок из сказки-были и составь его цитатный план.

2. Подготовь пересказ, опираясь на составленный план.

Задание высокого уровня сложности

Школа слова

В «Лесном словарике» собраны звукоподражательные слова разных птиц и их «перевод». Попробуй составить с ними предложения. Запиши то, что у тебя получилось.



Творческая мастерская

Раскрась радугу!
​1. Найди в тексте отрывка прилагательные, обозначающие цвет, выпиши их.
​2. Нарисуй и раскрась в эти цвета радугу.
​3. Какие цвета преобладают?
​4. Как ты думаешь, почему?


Критическое мышление

Прочитай вдумчиво текст. Заполни таблицу в тетради. В графу + поставь то, что тебе понравилось; в графу – запиши то, что непонятно; в графу ? – то, о чем хотел бы узнать еще.

Графа

Твои мысли, утверждения, сомнения

   +


                 –


                 ?









Если ты с удовольствием прошел все этапы урока и выполнил задания, ты МОЛОДЕЦ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!