СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся узнают историю Бородинского сражения, раскроют идейно-композиционные особенности, проанализируют  художественные средства выразительности,познакомятся с произведениями живописи.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино».»

Урок литературы

в 5-м классе по теме

«М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино».


На этих уроках учащиеся узнают историю Бородинского сражения, раскроют идейно-композиционные особенности, проанализируют художественные средства выразительности, познакомятся с произведениями живописи.

Работа организуется в малых группах по 5—6 человек. Креативность проявляется при подготовке творческого и домашнего задания. Критическое мышление — при анализе произведения, поиске информации при ответе на вопросы по тексту, при взаимооценивании.

Предпочтительное время проведения активности 2 урока

Предметно-специфические навыки: обучение составлению грамотного самостоятельного ответа с использованием печатных и электронных ресурсов, обучение навыкам «медленного чтения» и анализа литературного текста



Целевые установки



Учебные цели

Развитие умения анализировать текст с опорой на вопросы с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Развитие умения готовить самостоятельное сообщение на заданную тему (поиск материала, его отбор и составление ответа)

Развитие навыка работать с иллюстрациями

Критерии оценки

Самостоятельность в подборе материала для выступлений

Способность работать в группе

Креативность в ответах и выступлениях

Скорость, лаконичность, точность ответов при анализе текстов


Связь с учебной

программой


М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Связь с учебными

предметами

История, изобразительное искусство, русский язык.


Информационные ресурсы (Оборудование и материалы)


  • проектор

  • бумага А4

  • карточки

  • фломастеры

  • ручки

  • доска

Примечания

1. Эти уроки должны быть поставлены в планировании после медленного комментированного чтения самого текста М.Ю. Лермонтова.

2. Весь урок построен как групповая работа, где учитель в роли организатора, консультанта.

3. Все группы предварительно получают задания. Кроме того, прямо на уроке группы спрашивают друг друга и учитель задает вопросы.



План реализации

Продолжительность этапа

Этап

Роли учителя и учащегося

Параметры оценивания

-

До урока

Вопросы для опережающего задания, над которыми ученики работают дома:

Почему стихотворение «Бородино» М.Ю.

1. Лермонтова включено в школьную программу?

2. Какому историческому событию посвящено «Бородино»?

3. Какова главная мысль произведения?



Урок 1

(10 мин)

Мотивационный этап

Просмотр видеоролика о Бородинском сражении.

Вопросы учителя:

Какие чувства пробудил в вас этот ролик?

Какое историческое событие лежит в основе этого фрагмента?

Как вы считаете, какой теме будет посвящён наш урок?



Урок 1

(20 мин)

Работа в группах

Учитель дает групповое задание.

1 группа «Историки»

  • В рамках какого исторического события проходило Бородинское сражение?

  • Когда и где состоялось это сражение?

  • Назовите фамилии полководцев русской и французской армиями? Представьте их портреты.

  • Покажите на карте место сражения.


2 группа «Литературоведы»:

  • Подготовить чтение фрагмента диалога старого солдата и молодого бойца.

  • Какой теме посвящено стихотворение?

  • От чьего лица ведётся повествование? Почему?

  • Какова композиция стихотворения?

  • Сравните начало и концовку стихотворения. В чём их отличие?

  • Какой эпизод считается кульминационным? Почему?

  • Какова главная мысль стихотворения?

3 группа « Лингвисты»

  • Выпишите слова, которые вы не знаете?

  • Создайте словарик, используя сноски.

  • Найдите глаголы, передающие напряженность боя. Проанализируйте их роль.

  • Какие тропы и синтаксические средства помогают воссоздать картину Бородинской битвы.

4 группа «Художники»

  • Представить картины, найденные дома в интернете, посвящённые Бородинской битве. Представить их (не более 5)

  • Подобрать цитаты из текста к каждой картине.

Оценивается способ­ность работать в группе, договариваться, распре­делять задачи

25 мин.

Выступление

Ученики представляют выполненное задание


Взаимооценка участников групп. Оцениваются знания, полнота и раз­вернутость ответов (лист оценивания)

10 мин.

Творческая работа

Создать РАФТ



10 мин.

Выступление

Ученики представляют свои работы.

В листе оценивания выскажите своё мнение о том, чья работа вам больше понравилась и чем.

10 мин.

Рефлексия

Слово учителя:

В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

Ученики в листе оценивания высказывают свои впечатления об уроке.


Ученики в листе оценивания высказывают свои впечатления об уроке.

3 мин.

Домашнее задание

Написать сочинение от лица участника Бородинского сражения