МБОУ «СОШ № 49»
Учитель русского языка и литературы Ханина О.Л.
Интегрированный урок литературы в 6 классе
на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Цели урока:
Образовательная: формировать умение выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать представляемые картины;
Развивающая: продолжить развивать воображение учащихся, творческие способности;
Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе и родине, развивать эстетический вкус у учащихся, а также чувство ответственности.
Ожидаемые результаты:
- формирование умения работать с художественным текстом;
- практиковать способность выражать своё мнение и оценивать свои мысли и действия, работая в группе;
- развитие способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- развитие умения самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы, отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация темы. Мотивация. Наша природа - это наша Родина. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы.
Художники, поэты, композиторы в своих произведениях передавали не только неповторимую прелесть родной земли, но и своё отношение к ней. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи кисти создают прекрасную картину природы.
- Ребята, сформулируйте нашего урока?
-Скажите, а как ещё можно передать красоту природы? (словом)
-Конечно же, словом.
Словом можно выразить всё: и звуки, и краски, и чувства, и даже мысли автора.
Но главное - уметь читать, видеть, слышать, понимать поэзию.
III. Подготовка к восприятию и анализу стихотворений.
- Ребята, для того чтобы передать красоту природы, поэты используют в своих стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка.
- Ребята, вспомните, какие вы знаете средства выразительности? (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение)
1) Подберите 4 эпитета, которые вы можете использовать при описании репродукции картины Куинджи «Ранняя весна». А в этом вам поможет музыкальное сопровождение.
2) Теперь поберите 4 олицетворения к словам:
небеса
река
солнце
берёзы
Слова для справок: журчит, сияет, шелестят, смотрят
(Проверка).
3) Поберите 4 сравнения к следующим выражениям:
Ручеёк звонкий, как…
Небо синее, словно…
Тает снег, точно…
Слова для справок: песня жаворонка, сахар в воде, море
(Проверка).
«Элемент физкультминутки»
- Встаньте те, кто больше других времен года любит лето, а теперь те, кто – зиму, а теперь те, кто больше всего любит осень. О каком времени года я не спросила? О весне.
- Я предлагаю вам составить синквейн со словом «весна» (работа в группах).
IV. Основная часть урока – представление проектов.
- Теперь настало время представить на обозрение присутствующих плоды своих трудов и размышлений. Каждая группа представляет свое творческое задание (проект):
- краткий рассказ о жизни и творчестве поэта (литературный критик);
- выразительное чтение стихотворения наизусть (чтец);
- видеоряд к стихотворению или презентацию (видеомонтажер);
- анализ стихотворения (литературовед);
- иллюстрацию к стихотворению (художник);
- музыкальное оформление (музыканты).
(выступление каждой группы оценивают ребята из других групп)
V. Закрепление.
- О чём все эти стихотворения? (о природе.)
- Только ли о природе? (о родине.)
- Как авторы выражают своё отношение к родине? (авторы выражают своё отношение к родине через любовь к природе…)
Работа в группах
Анализ стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали» с помощью опорной карточки.
- Какие, на ваш взгляд, слова вы бы назвали ключевыми в теме нашего урока? Напишите эти слова на отдельном листе, обоснуйте свой выбор их и покажите всем. (Дети могут выйти на слова: природа, родина, любовь, отчизна…)
- Какой же мы можем сделать вывод по уроку? ( Примерные ответы ребят: «Пейзажи в стихотворениях А.Блока, С.Есенина, А. Ахматовой, Н.Рубцова – это прекрасные картины природы, проникнутые любовью к родине. С чувством глубокой любви воспевают поэты красоту родной земли».)
VI. Итог. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок позволил понять, насколько родная природа удивительна, сказочна. Ведь не зря поэты, композиторы, художники пишут о ней с восхищением и гордостью. Их стихотворения помогают нам понять, что природа – неотъемлемая часть жизни человека.