СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе. «Уроки французского» – уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе. «Уроки французского» – уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)»

Урок литературы в 6 классе «Уроки французского» – уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)


Цели урока: познакомить учащихся с творчеством В. Распутина; помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения, задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность; сформировать умение характеризовать главного героя на основании его поступков и соотносить их с реальной жизнью; воспитывать в учащихся лучшие человеческие качества: доброту, человечность, благородство, справедливость, чуткость, сострадание. 


Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о В. Г. Распутине как современном русском писателе – прозаике, мастере изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; помочь раскрыть красоту характера молодой учительницы и ее место в жизни мальчика; показать роль произведений В. Г. Распутина в приобретении духовного и нравственного опыта его читателями.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Форма: урок-размышление.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

∙ познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве В. Г. Распутина как русского писателя-прозаика; видеть своеобразие изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; анализировать произведения в единстве содержания и формы;

∙ ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к рассказу

В. Г. Распутина и его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь оценивать выразительное чтение одноклассников;

∙ коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

∙ познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

∙ коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.


Оборудование: ноутбук, колонки, доска,  учебник «Литература. 6 класс» (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2014) – отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная презентация, портрет писателя,  выставка рисунков «Моё представление о рассказе».

Формы и методы:

  1. Фронтальный опрос

  2. Индивидуальный опрос

  3. Индивидуальные задания

  4. Составление синквейна

  5. Работа со словарем

  6. Эвристическая беседа

  7. Работа со словарем

  8. Работа парная и групповая


Оформление доски:

  1. Запись темы урока В.Г. Распутин «Уроки французского – уроки доброты».

  2. Эпиграф.

  3. Эпиграфы к уроку:


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н.Толстой

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Б.Пастернак

Словарная работа:

Доброта -

Духовные ценности -

Духовная память –

Милосердие –

Сострадание -

  1. Организационный момент

  2. Методика «Настроение»

Здравствуйте, ребята!


Приветствие детей:

Здравия мы всем желаем

И учиться обещаем на «4» и на «5»,

Чтоб отличниками стать!

Будем прилагать старанья

Для выполнения заданья!

Подарите улыбку друг другу! Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало!

Желаю всем нам успехов!

Начало урока .

Запишите дату, классная работа…

Целеполагание и мотивация. Учитель:

Перед вами обычные весы. Если я положу на одну сторону больше шариков, то эта сторона перевесит. Так же происходит и с человеком. Если на одну чашу весов положить все хорошие человеческие качества, то они, несомненно, перевесят все его недостатки. Вопрос только в одном - что перевесит: плохое или хорошее? Доброе или злое?

  1. Вступительное слово учителя (знакомство с Притчей о добром Самарянине) или просмотр Притчи о добре).

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Ребята, а кто же на самом деле ближний?

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Попробуем сформулировать тему нашего урока, глядя на доску ИКУРО

правильно-УРОКИ…Какой иностранный язык из наиболее распространённых, вы не изучаете в школе-ФРАНЦУЗСКИЙ. А если связать всё с притчей о добре, то получится…. Запишите число, классная работа…

ТЕМА УРОКА

2) Размышления учащихся.

Как же связана эта притча с рассказом В. Распутина «Уроки французского»? (в произведении мы видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро герою этого рассказа).

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока

- Почему вы не выбрали строки Б. Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)

Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь.

-Ребята, что же такое эпиграф? Что в нем заключается?

Эпиграф – помогает правильно понять и выразить основную мысль текста. В переводе с греческого это слово обозначает «надпись» (от греч. ерi – над, на, сверх, при, после + qraphe – пишу).


Эпиграф – это цитата, помещаемая автором после заглавия перед произведением или его частью и поясняющая его основную идею, мысль.

- Какова цель нашего урока?? -Что попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку? Что может совершить человек, если он добрый)

Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина в рассказе «Уроки французского»; доказать, что «Уроки французского» - это уроки доброты.

-Как вы понимаете слово «доброта»? Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»? Подберите синонимы.

(Щедрость Милосердие Бескорыстие Отзывчивость Сострадание Расположение к людям).

На основе этого делаем вывод.

Доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям.


Рассказ «Уроки французского» - одно из лучших произведений Валентина Распутина. Это автобиографическое произведение, события которого происходят в первые послевоенные годы.

Автобиография - автобиография, автобиографии, жен. (от греч. autos - сам и слова биография). Сочинение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни. Словарь Ушакова

И разобраться нам во всём этом поможет мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

2. Интервью с писателем (Адлейба Даня).

Портрет писателя.

(Входит ученик в образе писателя с книгой в руках и кратко рассказывает фрагменты своей биографии. Дети задают вопросы)

1.Что помогло вам получить образование и выйти в люди? (Стремление к учебе)

2.. Какие произведения были написаны вами? («Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний поклон», «Деньги для Марии»)

3.Что заставило вас написать рассказ «Уроки французского»? (Вы уже поняли, наверное, что  рассказ в какой-то степени автобиографический, т.е. такой, где автор воссоздает события из своей жизни.

Мне хотелось поделиться своими воспоминаниями, с событиями, произошедшими со мной, пятиклассником из глухой сибирской деревни. Я записал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки доброты лягут на душу как маленького, так и взрослого человека…

А сейчас я приглашаю человека, образ которого послужил мне прототипом учительницы французского в рассказе. Кто назовет мне ее? ( Лидия Михайловна Молокова)

Портрет учительницы.


 3.Знакомство с героиней (Котова Дарья)

(Выходит ученица с книгой в руках в образе учительницы).

-Эту книгу, я купила и узнала в авторе своего ученика, а в учительнице –себя и написала Валентину Григорьевичу...Впервые рассказ был напечатан в 1973 году в комсомольской газете «Советская молодежь» и посвящен памяти матери Александра Вампилова-также учительнице-Анастасии Прокопьевне Копыловой. В 1951 году тогда еще молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, я приехала в далекую Усть-Уду. Класс достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Я организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах. Валя Распутин был одним из многих моих учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» я с ними не играла.  И истории с макаронами я не помню.


4.Диалог писателя с героем

Ученик в образе писателя я это прекрасно помню и ошибаться не могу - было. Меня долго поражало, как же так –не помнить такого поступка. Но поразмыслив, я понял, что удивительного ничего тут нет: истинное добро, со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи, а быть бескорыстным и уверенным в своей чудодейственной силе. Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками - Уроками доброты.


5. Физминутка

Раз - подняться на носки и улыбнуться,

Два - руки вверх и потянуться,

Три - согнуться, разогнуться,

Четыре - снова всё начать,

Пять - поглубже всем вздохнуть,

Шесть - на пояс руки ставим,

Семь - повороты туловища начинаем,

Восемь - столько раз приседаем,

Девять - потягиваемся и отдыхаем,

Десять - урок наш продолжаем.


6. Работа с текстом

Учитель. Предлагаю по описанию вспомнить действующих лиц рассказа. Вы должны определить, о ком идет речь.

 

 Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)

 

 «Наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился» (Мать)

 

 «… выгрузил меня на Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил» (дядя Ваня)

 

 «Он шел к валуну после всех, когда полная картина очередности была у него перед глазами и он видел, куда бросать, чтобы выйти вперед. Деньги доставались первым, до последних они доходили редко» (Вадик)

 

«Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство». (дядя Илья)

 

Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

 «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)


Учитель. Обратите внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал художественный приём, служащий для усиления выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей.

Как он называется? (Антитеза).

Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь - я раб, я червь - я бог!


7. Игра в парах.

Задания для 1 группы


Ответьте на вопросы.

1. Название игры, в которую играли ученик и учительница.

2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?

3.Что покупал герой на выигранные деньги?

4.Что прислала мальчику учительница?

5.Что прислала учительница в обеих посылках?


Первый урок: Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.

4)Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

5)Почему наш герой не уехал домой?

6)Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

7)Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели).

Второй урок: Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.


Задания для 2 группы

1)Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал). 

  1. Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

3)Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

4)(«актеры»: чтение на стр. 97 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

Третий урок: Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь.

5)Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

6)(Прочитаем отрывок на стр. 98 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).


Четвертый урок: Будь принципиальным. Не пресмыкайся.


Задания для 3 группы

1.Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков на стр. 103 со слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»).

2) Какой была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел её герой? Найдите и прочитайте портрет Лидии Михайловны. Стр.139-140 – внешность, стр.133 – голос, стр.148 – в детстве.

3)Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему? (Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

Вывод: Слова из воспоминаний самого Распутина: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

4) Так каким же должен быть учитель? Почему Лидия Михайловна говорит: «Иногда надоедает быть учительницей, учить и учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница… Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому»?

5)Почему Лидия Михайловна избрала такой способ помощи мальчику, ведь она знала, что за игру на деньги выгоняли из школы?

Лидия Михайловна знала, что никакой помощи просто так мальчик не примет, он возьмёт только то, что сам заработал.

6)Но понимает ли герой, что игру на деньги учительница избрала специально?

У него вначале были сомнения: «Я по себе знал, что, когда что-то не выходит, всё делаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься… Мне казалось, что Лидия Михайловна всё время ожидающе присматривается ко мне…» (стр.144)

Сомнения оставались, когда учительница пыталась ему подыграть, но… затем она начала мошенничать.

Зачем? С какой целью? Вероятно, она решила его раззадорить, чтобы мальчик не думал, что игра идёт ради него.


Пятый урок: Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

12.Инсценировка. Эпизод с директором.

Синквейн « Нравственные качества героя».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


1 группа- мальчик

1.Ученик.

2. тощий, диковатый, одинокий, скромный, терпеливый, добрый, целеустремленный.

3. тосковал, переживал, голодал, обомлел (посылка)

4. Не было человека несчастнее меня.

5. Человек.

2 группа- Лидия Михайловна

1.Учитель.

2.Спокойная, добрая, мудрая.

3.Понимает, сочувствует, шутит.

4. Хотела помочь мальчику.

5.Друг.

13. «Солнышко» (черты характера учительницы и ассоциативный ряд героя).

Учитель.

- Почему рассказ называется «Уроки французского»?

(Потому что именно учительница французского языка открыла мальчику новый мир, показала «другую» жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества).

- Можно было бы назвать этот рассказ «Уроки доброты»?

(Да)

- Ребята, что герой нашел в посылке, присланной Лидией Михайловной с Кубани?

( Яблоки)

- А что еще? Загляните в этот посылочный ящик…..

8. Учитель предлагает взять из посылочного ящика яблоки. На каждом написаны слова:

любовь, доброта, доверие, поддержка, отзывчивость, чуткость, уважение, душевная щедрость.

Ребята берут яблоки, читают слова, оставляют себе или выкладывают яблоки на доску.

(Под песню «Доброта»)

- Ребята, как вы думаете, пригодились эти уроки герою?

( Да, ведь он стал хорошим человеком, известным русским человеком)

- А ведь рядом с мальчиком не могло оказаться такого учителя, как Лидия Михайловна. И тогда неизвестно, как бы сложилась жизнь у героя.

Невольно вспоминаются строки из стихотворения:

Какая трудная работа –

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти.

(на доске).


9.Рефлексия

-Я уверена в том, что, уйдя с сегодняшнего урока, Вы обязательно расскажите о нём своим родителям, друзьям. А вот ЧТО? Блиц - опрос!


ЗАКОНЧИТЕ фразу.

1.Сегодняшний урок научил меня…(1-я группа)

2.Я понял на уроке… (2-я группа)

3. Меня заставило задуматься во время урока…(3-я группа)


«ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выставление оценок.


А сейчас снова покажите жестами состояние вашей души...


10. Домашнее задание: (записывают д/з).

1.Написать мини – сочинение на тему: Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?

2.Написать свою развязку сюжета рассказа «Уроки французского» .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!