Методическая разработка урока литературы в 7 классе.
«Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка» .Подготовка к сочинению «Нравственные проблемы в рассказе «Юшка»»
Цель: углубить представление учащихся о понятии «любовь» как духовно -нравственной категории на примере содержания рассказа А.Платонова
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;
- формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;
Развивающие:
- совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;
Воспитательные:
- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
Тип урока: урок формирования нравственных ценностей
Вид урока: урок-размышление.
Основные понятия: добро, зло, любовь, ненависть, сострадание, уважение.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
3. Мотивация
- Над чем заставил вас задуматься рассказ?
– Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои? На эти вопросы мы ответим в конце урока.
4. Определение темы. .
(Обобщаем ответы учащихся.) (Почему Юшка? Определение нравственных проблем рассказа)
5.Почему Юшка?
- Какой он – Юшка? (ответы учащихся: неказистый, некрасивый, неприметный)
– Ребята, это ваше представление Юшки. А каким его видит автор? С первых строк рассказа мы знакомимся с главным героем. Автор даёт нам портрет Юшки.
(Работа с текстом – читаем портрет Юшки.)
– Что мы узнали о нём? Дополните ваше восприятие героя тем, что мы только что прочитали.
Словарная работа в тетради.
– Запишем в левую колонку слова, характерные для его внешности. Вы в тетради, я – на доске.
(Совместная работа учителя и учеников)
Неказистый
Жалкий
Тихий
Скромный
Кроткий
Незаметный
Слабый
– Какое чувство вызывают такие люди? (Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом).
– А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире?
– Как относятся к нему дети?
– Выберите из текста самые яркие примеры обращения детей с Юшкой.
(Работа с текстом – кричали на него, бросали камни и т.д. Дети терзали его.)
Словарная работа.
– Терзать – что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы учащихся.)
- Работа с понятиями «любовь, ненависть, сострадание, уважение, добро, зло, блаженный (после ответов детей, на экране – определение понятий по словарю Ожегова)
5. Коллективная работа
Юшка умер, все пришли с ним проститься. И снова я обращаюсь к мудрым словам: «Господи, открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их.»
– Когда это произошло? (После смерти Юшки.)
– Изменилась ли жизнь людей после смерти героя? (Изменилась, но не в лучшую сторону. Злоба копилась. Её они срывали друг на друге, так как Юшки больше нет.)
– К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздаётся должное тому, кто неустанно дарит добро людям. Но добро, любовь, по мнению Платонова, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Остаются добрые дела.
– Кто из героев дальше продолжает дело Юшки – делать добро?
– Приёмная дочь, сирота. Она лечит больных. Когда-то Юшка помог ей, теперь она продолжает его дело. Её называют дочерью доброго Юшки.
– За что эта девушка должна быть благодарна Юшке?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Копил деньги для неё. Чай пил без сахара. Работал в кузнице. Добро прорастает и даёт свои плоды: «Так всякое добро приносит и плоды добрые».
Именно благодаря девушке-врачу узнают и имя человека, которого все привычно звали Юшкой. А звали его Ефим Дмитриевич. Совсем не случайно Платонов своего героя назвал Юшка и Ефим Дмитриевич. Юшка – это кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. В народе говорят: «Ударь по носу – и юшка потечёт». Юшка – герой – это воплощение добра, утрата его губительна для людей. Со смертью Юшки «вся злоба и глумление остались среди людей и тратились между собой».
Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный.
Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богине земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращенные на плодотворной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Словарная работа в тетради
– Вернёмся, ребята, к началу урока, где мы с вами говорили о внешности Юшки. Но, как вы теперь понимаете, важнее не внешность человека, а его внутренний мир.
Я вам говорила, что произведения Платонова требуют работы мысли и сердца.
– Каким Юшка запомнился нам?
– Запишем в правую колонку слова, характерные для его внутреннего содержания. Вы в тетради, я – на доске.
(Совместная работа учителя и учеников)
Добрый
Отзывчивый
Любящий всех
Трудолюбивый
Неравнодушный
Всепрощающий
5. Работа с таблицей в группах (вспоминаем понятия «тезис» и «аргумент») (дидактический материал (приложение 3.1)
6. Итог урока
– А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
– Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои? Рассказ написан более 60 лет назад.
- Какие проблемы ставит Платонов в рассказе? (чтение материала из таблицы
7. Домашнее задание.
Написать сочинение «Нравственные проблемы в рассказе А.П. Платонова «Юшка»». (Приложение 3 – работы детей)
Приложение 3.1
| Тезис | Аргументация |
Темы рассказа | | |
Проблемы, затронутые в рассказе | | |
Главный герой | | |
Основной смысл | | |
Идея произведения | | |
Авторская позиция | | |
Герои других произведений, перекликающиеся с образом Юшки | | |