СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе. А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по творчеству А.С. Пушкина знакомит с "Песней о вещем Олеге". Анализ художественных особенностей «Песни…» поможет познакомиться с темой и идеей произведения, раскрыть главные образы

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе. А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге"»

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


Цель: - знакомство с произведением Пушкина. Понятие о балладе.

- Анализ художественных особенностей «Песни…»

- характеристика героев, тема, идея.

  1. Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов- кудесников.

  2. Познакомить с историей создания стихотворения.

  3. Показать школьникам преимущества художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописными повествованиями.

  4. Вспомнить жанровые особенности баллады.

  5. Развивать образное мышление и воображение учащихся.

  6. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость

“У нас все от Пушкина”

(Ф.М Достоевский)


Ход урока .

I. вступление ( слайды по творчеству)

Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил.
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьяны очи,
Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает,
В бой Пугачев ведет людей,
Волшебной сказкой озаряет
Мне детство Пушкин чародей.
А “буря мглою небо кроет…”,
Но солнце верилось – взойдет…
День брезжит новою зарёю –
К нам Русь на выручку идет!
Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Её язык, её людей.

(Р. Братунь)

Удивительный  Александр Сергеевич... Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс. Я надеюсь, что герой, о котором мы сегодня будем говорить, будет таким же узнаваемым, как и те, которые мы только что видели. Речь сегодня пойдёт о стихотворном произведении «Песнь о вещем Олеге».

- Еще с лицейских лет Пушкина интересовали события мировой и русской истории. В ранних произведениях он часто использует исторические события, образы государственных деятелей. Патриотическая гордость владеет молодым поэтом при воспоминании о совсем недавних исторических событиях — Отечественной войне 1812 года и победе над Наполеоном.

- Интерес к истории с годами углубляется. Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин собирает материалы для истории народного движения Степана Разина. В 1827 году был начат роман «Арап Петра Великого», исторический роман из эпохи Петра I. Глубокий интерес к народным движениям, «русскому бунту», тщательное изучение материалов пугачевского восстания привели Пушкина к созданию двух произведений на эту тему — повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачева».

- Мы действительно можем назвать Пушкина первым поэтом-историком. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения. «Песнь о Вещем Олеге» так же основана на исторических фактах. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?

- Легенда о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она была известна Пушкину с юности и положена в основу “Песни о вещем Олеге”. Правительство было недовольно его вольнолюбивыми стихами. Ему грозила ссылка в Сибирь. Друзья поэта предприняли хлопоты, увенчавшиеся успехом. В начале мая 1820 года царь утвердил предложение о переводе Пушкина в южные губернии России. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Олега, одного из первых русских князей, основателей древнерусского киевского государства.

- Давайте вспомним, что мы знаем о князе Олеге? (доклады учеников)


Олег был сильный, могучий князь В 10 веке власть переходила по родовому принципу. Олег обманом, хитростью овладел Киевом. Уничтожил династию Киевичей и стал княжить. Ему принадлежат знаменитые слова: «Да будет Киев матерью городов русских». Он не раз отражал набеги нападавших на Русь кочевников и совершал победоносные походы на соседние страны. Летопись рассказывает о том, как Олег совершил поход на Византию, овладел столицей Византийской империи Константинополем (русские называли его Царь-град - современный Стамбул) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит. «Народ, удивленный его славою и богатством, привезенными, единогласно назвал Олега Вещим, то есть мудрым и даже волхвом» (Карамзин)

- Давайте подробнее узнаем, как проходило взятие Царьграда. ( ВИДЕО - 4 мин.)


- Итак, обратимся к летописи, а вернее к переводу эпизода из «Львовской летописи», в котором рассказывается история смерти князя Олега ( раздать листочки с переводом)

- Что мы узнаём из отрывка? Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с прочитанным фрагментом. Не видите ли вы какого-либо противоречия? ( «умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи)

 — Почему же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям, составляющим сюжет баллады Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3—4 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд ):

1. Предсказание

2. Разлука с конем

3. Возвращение на Родину

4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища

5. Появление змеи

6. Гибель князя

— Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада — с предсказания кудесника)

— Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план.

1) Что больше понравилось: отрывок из летописи или произведение Пушкина? Почему? (В летописи об Олеге говорится очень кратко, все изложено бесстрастно, сухо, нет его прощания с конем. Одни голые факты, а подробностей нет. В стихотворении Пушкина мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Повествование живое, эмоциональное, проникновенное, торжественное, лиричное.)

3) Событие это происходило более, чем 1000 лет, и от Пушкина более, чем на 900. Однако поэт излагает это так, будто всё происходит сейчас. Как Пушкину удалось перенести нас в такой далёкий 10 век? Как удалось приблизить к нам то, что было так давно?

- Обратим внимание и на то, что, рассказывая о таком далеком времени, Пушкин употребляет глаголы настоящего времени. Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далекие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи.

Что ещё в тексте помогает нам перенестись в ту эпоху? (В языке “Песни…” много устаревших слов, которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы… )

(архаизмы – устаревшие слова). Дома вы должны были выписать такие слова в тетрадь. Давайте поговорим о них.

Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ, оружие (щит, меч, лук, копьё, секиру, боевой топорик с длинной рукояткой). Воина хоронили с конем – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле.

После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от “чудо”). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее ( будущее)

- но есть ещё одно слово ВЕЩИЙ. Как вы понимаете смысл этого слова? Кузьмина Н. подготовила небольшое сообщение.( слайд о словарях).

Вот как даётся толкование этих слов в словарях : В.И. даль считает, что Вещий – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный.

В словаре Ушакова Вещий (книжн. поэт. устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий

В словаре Ожегова мы видим Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий.

-А вот интересно, действительно ли Олег обладал даром прорицателя или был просто мудр? В день, когда умер князь, в небе вспыхнула яркая звезда. Точно такую же люди наблюдали в момент его рождения рождения . Впоследствии эту звезду назовут кометой Голлей. Загадочные события сопровождают Олега с самого рождения. ( видео?)

- Знание и понимание смысла этих слов поможет нам при работе с текстом.

II. Чтение “Песни о вещем Олеге”и анализ.

- Давайте послушаем эпизод встречи князя с кудесником в исполнении актёра Журавлёва.

Беседа по тексту.

- Каким вы себе представляете князя Олега? (На белом стройном коне, верном спутнике, с золотой сбруей, развевающейся гривой, в цареградской броне(одежда из металлических пластинок и колец).

- Какими представляете дружинников? (Воины, сопровождающие князя, вооружены щитами, мечами, копьями, одеты в кольчуги и шлемы. На лицах написана суровая решимость, желание отомстить врагу за “буйные набеги”, опустошающие села и посевы (нивы), сопровождающиеся угоном жителей в плен.)

- Почему “неразумным хозарам”? (Русь – могучая страна)
- Каким вы представляете себе кудесника? Давайте вчитаемся в ту характеристику, которую дает ему Пушкин, какими эпитетами наделяет (Найти в тексте) :

  • “вдохновенный кудесник” (вдохновленный, воодушевленный богами, наделенный мудростью, чудесным даром узнавать будущее);

  • “покорный Перуну старик одному” (служитель бога Перуна, верящий в его силу и могущество);

  • “заветов грядущего вестник” (предсказатель будущего);

  • “мудрый старец”.

- Почему поэт употребляет книжные слова? (Придают торжественность.)

- Какой видится вам внешность кудесника на основе этой характеристики?

(Худой, высокий, седой старик с бородой, с морщинистым лицом, огрубевшим от ветра, с горящими пронзительными глазами. На нем белая длинная рубаха, подпоясанная веревкой, он опирается на суховатую палку, через плечо – сумка из холстины. Вся фигура - выражение величие, гордости, уверенности в себе. Кудесник прямо и смело смотрит на приближающегося с дружиной князя.)

- Каким мы видим Олега? (Мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним старца.)

- Мы слышим его речь. О чем спрашивает Олег кудесника? (О том, что ждет его в будущем, не ждет ли его в походе смерть.)

- Почему Олег спрашивает о своем будущем кудесника? (Верит в то, что он “любимец богов”, которые открывают ему будущее людей .)

- Как вы понимаете слова: “Открой мне всю правду, не бойся …”(Князь думает, что кудесник, как и все люди, боится его, убеждает не бояться. Привык к всеобщему поклонению, уверен в том, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную правду. Относится к людям пренебрежительно, свысока. Разговаривая с кудесником, князь даже не счел нужным сойти с коня.)

- Что князь обещает в награду кудеснику? Зачем? (Предполагает, что кудесник из страха будет говорить только то, что приятно князю. Горькая ирония слышится в его фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен. )

- Каким тоном обращается Олег к кудеснику?- (Тоном властного владыки, привыкшего повелевать, убежденным в том, что его обращение может вызвать душевный трепет. В речи звучит и невольное уважение к прорицателю, и снисходительность могучего, но милостивого владыки, и высокомерие властелин, привыкшего к всеобщему поклонению)

Пророчество кудесника. Участники этой сцены? (Олег напряженно ловит каждое слово старца. Воины застыли. Кудесник с торжественно поднятой к нему рукой : не боится Олега, т.к. знает правду свыше; не может говорить иначе. Слишком торжественный момент прорицания.)

- Речь кудесника содержит прямой ответ на вопрос князя. Как же отвечает Олег кудеснику? Каким чувством проникнуты его слова? (Кудесник не боится князя, его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, что всегда будет говорить свободно и правдиво. Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости , чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать “небесную волю”. Он не привык ни перед кем склонять головы.)

- Как должны звучать слова кудесника? (Медленно, величаво, внушительно. Прорицатель как бы сам поражен значительностью судьбы, открывшейся его взору.)
- В какой момент предсказания происходит резкая (ничем не подготовленная) смена интонации, приобретая мрачный, трагический характер? (В конце предсказания.)
- Что же предсказал князю кудесник? (Имя Олега будет прославлено победами, но смерть князя ждет не в бою.)

Раздумья Олега над предсказанием.

- Какие же мысли и чувства волнуют князя после предсказания? . Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься.

“Олег усмехнулся” (Не поверил: слишком неожиданно предсказание. Сомневается в правдивости. Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человек. Смерть не от ран (как воин герой), не от болезни, старости, а от коня.

“Чело и взор омрачилися думой” (Не верить, как сын своего времени не может. Вспомнил, что кудесник – “любимец богов”, его предсказание должно быть правдивым, должно исполниться, и Олега охватила тревога. Как прожил свою жизнь Олег? Всегда ли достойно себя вел? )

- Олег колеблется. Но какое решение принимает?(Расстаться с конем – верит.)

Прощание с конем.

Прощание с конем - один из самых драматичных эпизодов:

Прощай мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся - да помни меня…

Каким же видим князя в момент разлуки? Жесты, поза, выражение лица? (“В молчанье с коня он слезает угрюмый …” Подавлен мыслью о разлуке неизбежной…)

- Как у Пушкина показана сильная привязанность Олега к коню, до сих пор не появляющаяся? (“Прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой”… Медлит, не может расстаться…)

- Каким эпитетом подчеркнуто душевное состояние героя? (“Прощальной рукой”…Перед нами уже не могучий владыка, а человек, глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом.)

- Как называет Олег коня? “(мой товарищ, мой верный слуга”)
- В чем выразилась забота князя о судьбе коня во время расставания?
- Чем объясняется такая сильная привязанность к коню ? (Вспомним о значении боевого коня для воина Древней Руси.)
— А как князь относится к предсказанию кудесника? (читаем и комментируем строфу 8)

— Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становился рабом убийцы. Князь умер от коня! слово "князь" восходит к "конь-аз", священному единству коня и всадника. По поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы её развития. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания. Известной символической парой в мифологии стали конь и змея, где конь олицетворял доброе начало, а змея - злое. Отсюда во многих змееборческих сюжетах появляется конь, попирающий змею. Эту же символическую пару мы видим и в легенде о вещем Олеге, князе, которому было предсказано, что он погибнет от своего верного коня. Такая смерть для воина была страшна, и Олег отпустил своего коня пастись на воле, чтобы избежать своей участи. ( по пророчеству, волхва – хранителя бога Велеса, часто изображали в виде змеи.)

Через несколько лет вещий Олег погиб от укуса змеи, прятавшейся в черепе своего умершего коня. Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека.

— (слайд 13) За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

— Сможете теперь вы назвать одну из основных тем песни? (тема судьбы) не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься.

—  Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...». Как тема судьбы решена в песне, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь! судьба играла с самим Пушкиным. Статья Е. Лебедевой «Белокурый меня убьет. Так колдунья пророчила» А. С. Пушкин показывает, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба.

-Вот какая она необычная — «Песнь о вещем Олеге»! Но это далеко не все её тайны.

-Знаете ли вы, что во время Гражданской войны и в красных, и в белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив... «Песнь о вещем Олеге»? Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения и отличался одной строкой (слайд 15)(слушаем гимн в исполнении хора Валаамского монастыря).

- Федор Михайлович Достоевский сказал когда-то: “У нас все от Пушкина”. И был совершенно прав, потому что именно Пушкин явился создателем русского литературного языка, потому что именно Пушкин стал основоположником исторической литературы в России. Гений Пушкина не превзойден, потому что Пушкин – это сама Россия.
Лишь за одну судьбу я поручусь:
Поэт, хранимый памятью народа,
Он будет жив, пока пребудет Русь,
Покуда живы Честь, Любовь, Свобода.

Рефлексия:

1) Деятельностная рефлексия.
Сегодня на уроке я (осмыслил(а), по-новому взглянул(а), задумался, убедился…)
2) Эмоциональная рефлексия.
• «Однообразные мелькают все с той же болью дни мои» (Н. Гумилев)
• «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» (А. С. Пушкин)
• «Оркестр веселое играет, и улыбаются уста» (А. Ахматова)
• «И скучно и грустно» (М.Ю. Лермонтов)
• «Я счастлива…» (А. Ахматова)



Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из «песни» (обязательно), (дополнительно)составить кроссворд по произведению .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!