СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе по теме «Серебряный век русской поэзии»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок освоения новых знаний в 9 классе по теме «Серебряный век русской поэзии». Форма проведения - арт-кафе "Бродячая собака"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по теме «Серебряный век русской поэзии»»

Урок литературы в 9 классе


Арт-кафе «Подвал бродячей собаки»

Урок освоения новых знаний по теме «Серебряный век русской поэзии»


Век серебряный,

Век из света…

Век поэзии,

Век мечты,

Бытия век,

Век человека,

Мысли век

И век красоты…

Сколько тайн и имен!

В этот век я влюблен.

Сергеев А.


Цель: в творческой форме познакомить обучающихся с понятием «Серебряный век» и литературными направлениями данного периода.


Задачи:

- расширять представление обучающихся о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков;

- понять литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество;

- развивать у обучающихся навыки работы с литературоведческими понятиями и терминами, с текстами лирических произведений; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать устную речь, творческие способности.

- воспитывать у обучающихся интерес к русской культуре и литературе, эмоциональную отзывчивость к поэтическому слову, воспитывать уважение к историческому прошлому страны, способствовать формированию активной жизненной позиции.


1. Организационный момент


Учитель: Добрый день, ребята! Сегодняшний урок литературы я проведу в сотрудничестве с Марией Сергеевной, ученицей 10 класса.

Мария Сергеевна: Мы надеемся, что урок будет интересным и продуктивным.


2. Мотивация к учебной деятельности


Учитель: Давайте мысленно перенесемся в начало XX века (учитель демонстрирует 4 книги: в белой, желтой, красной и черной обложках). Какие исторические события и явления начала 20 века вы бы распределили в книгу каждого цвета (красная – революция, черная – война, зеленая – обновление, белая – серебряный век). И тема нашего сегодняшнего урока «Серебряный век русской поэзии». Запишите ее в тетради.


Конец XIX - начало XX века в России философ Николай Бердяев называл «русским Ренессансом» - Возрождением. Эпоха, когда всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру целую серебряную россыпь имен: Александр Блок, Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников. Они были молоды и талантливы. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах и в судьбе России. Счастье и трагедию одновременно.


Мария Сергеевна:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть… (А.Блок)


3. Изучение нового материал


Учитель: Они называли себя модернистами (от франц. модерн - новый, современный). Понятие "серебряный век" появилось позже.


Мария Сергеевна: Что же такое МОДЕРНИЗМ? Давайте определим черты модернизма по условным знакам-символам. Что вы видите? (инфографика – рисуем в тетради)

- уход от цикличности, от устоявшихся литературных традиций (знак переносим в тетрадь)

- в центре внимания – человек (знак переносим в тетрадь)

- познание себя, вопросы не к действительности, а к самому себе (знак переносим в тетрадь) (на доску вешаем слово МОДЕРНИЗМ)


(на слайде) Модернизм – это литературное направление конца XIX — начала XX века, которое противопоставляется реализму (где в центре внимания – действительность), цель модернизма — поиск нового стиля и творческого метода, познание себя.


Учитель: С каким жаром модернисты спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея, в кабаре или в кафе.

Поэтому и мы сегодня открываем арт-кафе (расстилаются скатерти, вывешивается афиша).


Итак, уважаемые дамы и господа! Перенесемся в Петербург на 110 лет назад. Мы рады приветствовать вас в арт-кафе «Подвал бродячей собаки», которое размещалось в подвале на Михайловской площади. Да, именно бродячей собаки, потому что поэт – это бесприютный пес, но он может прийти в подвал и отогреться. 

И сегодня в программе: выступления символистов, акмеистов, имажинистов и футуристов (раздаем сборники). А также поэтическая дуэль. Добро пожаловать!


Каждый столик в нашем кафе собрал представителей разных поэтических направлений серебряного века: символистов, акмеистов, имажинистов, футуристов. Вам необходимо представить публике свои эстетические манифесты. Составить их вам поможет научный текст литературоведческой статьи и художественный текст. Распределите обязанности. У вас 3 минуты (звучит музыка С. Рахманинова)


СИМВОЛИСТЫ

(восстановленный текст)

Мы называем себя символистами и считаем целью искусства постижение мира и себя через символы. Символ – это окно в бесконечность. Единственный верный путь поэзии – уход от политики, скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий. Искусство для искусства – вот главный принцип нашей эстетики.


Литературоведческая справка (для работы в группе)

(Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).

Европейское литературно-художественное направление конца XIX - начала XX века, считавшее целью искусства постижение мира через символы. В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает поэзию одухотворенной, прозрачной «как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя» (Дмитрий Мережковский).

Символисты считали, что художник должен быть абсолютно свободен от политики, от скуки повседневности. Социальные и гражданские темы были отодвинуты на второй план. На первом – мир фантазий и предчувствий. «Искусство для искусства» - главный принцип эстетики символистов.

В период своего расцвета символисты обращались к мифам, легендам и народным сказаниям, потому что большая их часть построена по принципу символа.

Символисты не стремились к тому, чтобы их поэзия была понятной, логичной и ясной, наоборот, утверждали, что искусство должно быть загадочным, таинственным, оставаться недопонятым, вызывая тем самым стремление узнать и понять больше.

Направление представлено самым большим количеством поэтов. Это Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб.


Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912 г.

  • Какие образы-символы вы увидели?

  • Какие ассоциации у вас возникли?


Вывод: Символизм — это поэзия туманностей, намеков и ассоциаций; загадочная и таинственная, построенная на символах. Запишем ключевые слова: символ, загадка.


АКМЕИСТЫ

(восстановленный текст)

Мы акмеисты, что означает вершина, острие. Мы хотим вернуть слову его начальный, не символический смысл. Долой мистику! Мы за самоценность каждого явления! Нас интересует реальный, а не потусторонний мир. Мы протрем затуманенное стекло поэзии, и оно заиграет яркими красками реальности.


Литературоведческая справка (для работы в группе)

(От греческого akme` — вершина, цветущая сила). Модернисткое течение в русской поэзии 10-х годов XX века. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов». Акмеизм был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей – признаки этого направления. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Долой мистику! Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. 

Поэты-акмеисты: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам.


(прослушивается кавер-версия песни)

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.


  • Какие признаки акмеизма вы обнаружили? (жест, движение, деталь)

  • Что такое любовь для лирической героини? Какого она свойства?


Вывод: Акмеизм – это поэзия ясности, жеста, любви (в тетрадь – ключевые слова).


ИМАЖИНИСТЫ

(восстановленный текст)

Мы, новокрестьянские поэты-имажинисты, пришли в поэзию с совершенно другими темами. Человек и природа едины! Хранителем национальной культуры является крестьянство. Мы пишем не стихи, а песни о родной природе.


Литературоведческая справка (для работы в группе)

Имажини́зм (от лат. imago — образ) — литературное объединение русских поэтов серебряного века, существовавшее в 1918—1925 годы. Объединил поэтов-выходцев из деревни: Сергея Есенина, Николая Клюева, Петра Орешина. Представители имажинизма заявляли, что цель творчества состоит в создании образа: «Мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы - имажинисты». Основное выразительное средство имажинистов — метафора. Особую позицию в группе занимал Сергей Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества, с родной природой.


О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916

  • Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?

  • Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?


Вывод: в поэзии имажинистов главное – это образ, который они создавали с помощью метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений (в тетрадь – ключевые слова).


ФУТУРИСТЫ

(восстановленный текст)

Мы, молодые поэты-футуристы, заявляем: только мы – поэтическое лицо нашего времени! Прошлое тесно! Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности! Искусство должно будить и будоражить! Мы новые люди новой жизни! Будущее за нами!


Литературоведческая справка (для работы в группе)



Футуризм (от латинского futurum — будущее) - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих (лесенка), новые ритмы, жанровые формы, паузы, отказ от знаков препинания, звукопись и многое другое. Футуристы провозгласили «теорию самовитого слова», то есть в целом у стихотворения могло не быть цели, темы, смысла, содержания, рифмы. 

Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Образ города для них выражение современной культуры XX века. Отсюда — разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим «первоначалам», когда язык был «частью природы» (Хлебников).


А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

1913


- Кто автор этого стихотворения?

- Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)

- Какие образы-метафоры показались вам наиболее яркими?


Вывод: футуристы призывали к созданию нового языка через создание новых слов, отказ от знаков препинания, звукопись (в тетрадь - «самовитое слово»).


4. Первичное закрепление материала

Мария Сергеевна: Модернисты – люди творческие, у них был свой язык выражения. Арты – это ассоциативные иллюстрации, которые помогали выразить те или иные идеи в искусстве. Мы предлагаем вам создать свои арты, чтобы через иллюстрации по своим ассоциациям ответить на вопросы: каким видели этот мир символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты?

Работа над созданием артов

(в заготовках - картины художников-модернистов, обложки книг, плакаты, рисунки нейросети)

Представление

Учитель: Каждое литературное направление рождалось под знаком непримиримой борьбы, соперничества со своими предшественниками. Поэтому поэтические дуэли были частым явлением на литературных вечерах. В программе нашей встречи – дуэль Маяковского и Есенина, которые всегда относились друг к другу настороженно. Вот как представляет эту схватку создатели фильма «Сергей Есенин», где главные роли сыграли Сергей Безруков и Евгений Дятлов.

Просмотр фрагмента

Учитель: «Подвал бродячей собаки» живет и сегодня. В 2001 году в Петербурге литературно-артистическое кабаре было возрождено. Например, сегодня, 20 апреля, там состоится МОНОСПЕКТАКЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

5. Рефлексия

Учитель: в любом кафе принято оставлять отзывы. Мы предлагаем вам выразить свое отношение к происходящему сегодня на уроке: напишите имя одного поэта, который вам показался близким, чьими стихами вы бы выразили любовь к родному краю, маме, близкому человеку. И 1 слово, с которым ассоциируется у вас этот поэт. Давайте сделаем это на скатерти.


6. Домашнее задание

Я предлагаю написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами. 


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!