СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе «Век нынешний» и «век минувший». Нравственный идеал А. С. Грибоедова.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический урок в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе «Век нынешний» и «век минувший». Нравственный идеал А. С. Грибоедова.»»


План-конспект урока литературы «Век нынешний» и «век минувший». Нравственный идеал А. С. Грибоедова.»

Цели урока:

1. Обучающие:

учить использовать приём сравнительного анализа;

обобщить знания о комедии Грибоедова, её главных героях;

подвести итог разговора о личности А. С. Грибоедова.

2. Развивающие:

отрабатывать последовательность монологического ответа;

развивать умение аргументировано излагать свою точку зрения, опираясь на текст художественного произведения.

3. Воспитательные:

подчеркнуть вечность, неразрешимость конфликта индивидуальности и посредственности, яркой личности и серости;

показать, как трудно противостоять общественному мнению, как важно не слиться с серой массой, сохранить чистоту идеалов, верность убеждения

Оборудование:

портрет А. С. Грибоедова;

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях молодого поколения и фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения « века нынешнего» и « века минувшего» на те или иные вещи. Подведем итог нашего разговора о личности А. С. Грибоедова.

I. Повторение.

1. Разминка.

Выберите из списка персонажей разных произведений только действующих лиц комедии “Горе от ума”:

    • Фамусов, Сквозник-Дмухановский, князь Игорь, Лиза, Молчалин, Митрофан, князь Тугоуховский, Онегин, Осип, Стародум, Ляпкин-Тяпкин, Загорецкий, Ленский, Петрушка, Гринёв, графиня Хрюмина, Скалозуб, Скотинин.

Вставьте нужное слово в фразу:

    • Дома новы, но . . . стары. ( Чацкий)

    • Минуй нас пуще всех печалей

И . . . гнев, и . . . любовь. ( Лиза)

    • . . . часов не наблюдают. ( София)

    • Не человек, . . . . ( София)

    • Ах! . . . . . . страшнее пистолета. ( Молчалин)

    • Свежо . . . , а верится . . . . ( Чацкий)

2. Узнайте героя.

1). Характеристика героя:

Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких;
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
Высказывания героя:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Ведь надобно ж зависеть от других.

2). Характеристика героя.

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти – так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Высказывания героя:
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
И дым Отечества нам сладок и приятен!

3). И. А. Гончаров: “Вообще к …………….. трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил её и Чацкий”.

II. "Век нынешний" и "век минувший" в комедии.

1. Основной конфликт в комедии общественный: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего". Фронтальная работа.

  • Кто является идеологом "века нынешнего", а кто – "века минувшего"?

Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов.

Исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" – война 1812 года.

Декабрист И. Якушкин отмечал в своих "Записках": "В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих всё старое и порицающих всякое движение вперёд. Мы ушли от них на сто лет вперёд".

То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодёжи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком минувшим" в "Горе от ума".

2. Работа с текстом комедии.

ЧТЕНИЕ и АНАЛИЗ 2-го, 3-го и 4-го ЯВЛЕНИЯ.

-Когда завязывается общественный конфликт?

-Между кем он завязывается? Почему?

-Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» формируется по возрастному принципу? Докажите это.


     - И все же чаще всего «век минувший» ассоциируется с Фамусовым, недаром лагерь противников Чацкого часто называют фамусовской Москвой. Чем это можно объяснить? Почему именно Фамусов воплощает в себе полнее всего «прошедшего житья подлейшие черты»?
      — Понимает ли Фамусов непримиримость столкновения между двумя «веками»? Как он оценивает «век нынешний»? Почему он называет его «ужасным веком»? Почему именно век «государыни Екатерины» кажется Фамусову самым прекрасным?

  • Кто является инициатором спора – Фамусов или Чацкий?

  • Это люди одной эпохи или разных?

  • Что важно для "века минувшего"?

  • А что важно для Чацкого?

  • Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

Итак, после "оды" Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого "А судьи кто?".

Чтение монолога Чацкого учащимися.

  • Чем вызван этот протест?

  • Как характеризует Чацкий в своих монологах «век нынешний» и «век минувший»?

  • Какие черты жизни московского дворянства и как характеризует Чацкий в монологе « А судьи кто?»

  • Почему Чацкий говорит о "душевной нищете" поколения Фамусовых?

  • Сопоставьте монологи Фамусова и Чацкого?

  1. Работа с таблицей (в парах и фронтальная).

  • Выберите цитаты из текста, иллюстрирующие пункты таблицы. Сделайте вывод о взглядах "века нынешнего" и "века минувшего".

"ВЕК НЫНЕШНИЙ"

"ВЕК МИНУВШИЙ"

отношение к богатству, к чинам

 

 

отношение к службе

 

 

отношение к иностранному

 

 

отношение к образованию

 

 

отношение к крепостному праву

 

 

отношение к московским нравам и времяпрепровождению

 

 

отношение к кумовству, протекции

 

 

отношение к свободе суждений

 

 

отношение к любви

 

 

идеалы

 

 




  • Как вы думаете, есть ли победившие в споре между "веком нынешним" и "веком минувшим"?

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не имеет будущего.

Чацкий страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

  • Каким вы представляете будущее Чацкого, учитывая год создания комедии? (1824)

И всё-таки, на чьей стороне автор?

IV. Нравственный идеал Грибоедова.

(Нравственный идеал – образец личных качеств, способностей).

Для того чтобы определить нравственный идеал А. С. Грибоедова, или хотя бы попытаться это сделать, необходимо вернуться к прототипу главного героя.

  • Кого принято считать прототипом Чацкого?

  1. П. Я. Чаадаев.

Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П.А. Вяземскому: “Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны”. Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

  1. В. К. Кюхельбекер.

Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В.К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого, Ю.Н. Тынянов писал в статье “Французские отношения Кюхельбекера”.

  1. А. С. Грибоедов.
    Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова.

  • Сделаем выводы.

Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому что он стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому что он постиг существо и характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.

Он сам с исчерпывающей полнотой охарактеризовал своё умонастроение в двух строках:

По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово “раб”...

Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Его характер, мировоззрение, взгляды и вкусы сформировались под решающим воздействием самой русской действительности и в тесном, непосредственном общении с наиболее прогрессивными общественными силами эпохи.

Есть основания предполагать, что Грибоедов не только идейно, но и организационно был связан с революционным подпольем своего времени и, может быть, состоял членом тайного Северного общества.

Он вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме презрения и ненависти. В этом мире задавали тон люди совершенно иной психологии, иного поведения. Грибоедову среди них было явно не по себе.

  • Подведём итоги нашего разговора о жизни и творчестве А. С. Грибоедова.

Обратимся к отрывку из произведения А. С. Пушкина “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”:

“Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды и навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию; уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.”

Звучит вальс А. С. Грибоедова, который он написал во время работы над комедией "Горе от ума".

Грибоедов многое сумел сделать за свою не слишком долгую жизнь. Еще больше замыслов воплотить не удалось. Из всего - и политического, и экономического, и литературного - наследия писателя самая долгая жизнь суждена была комедии « Горе от ума».

V. Итоги урока.
  • 1. Оценки учащимся за урок.
    2. Рефлексия.

  • Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

Оцените урок в целом и своё участие в нём фразами из комедии:

  • Забавно!

  • Ну вот вам и потеха!

  • Задуматься принудит…

  • …и время шло так плавно…

  • Куда как мил!

  • И только?

  • …в добрый час.

  • …всё пустое.

  • Куда как чуден создан свет!

  • Пофилософствуй – ум вскружится…

  • Ох, род людской!

  • …одно и то же!

  • Длить споры не моё желанье.

  • Пустое!

  • Как удивлялись мы!

  • Какое ж диво тут?

  • Ах! прелесть!

  • Хорош!

  • Какой тут смех?

  • Хорош!

  • Мученье!

  • Что? что? уж нет ли здесь пошара?

  • О! верно…

  • Ха! Ха! Ха!

  • Фу!

  • Ну что?

VI. Домашнее задание.

Познакомиться со статьёй И. А. Гончарова "Мильон терзаний".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!