СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- диспут. Проблемы, с которыми сталкивается главный герой повести  "Посторонний" актуальны для учащихся 9-10 классов. Как формируется одиночество? Как его избежать? Как выйти из него? Как не быть лишним для друзей? Я думаю, исповедь Мерсо поможет многим не оказаться в этом сложном мире один на один с собой.....

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское» муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания







Урок литературы в 9 классе

Великий вопрос жизни — как жить

среди людей?


(Экзистенциальное восприятие мира в повести

Альбера Камю «Посторонний»)



Урок подготовила учитель русского языка и литературы Кучиева Фатима Петровна.









с.Октябрьское, 2018 г.

Цели:

  1. Сосредоточить внимание учащихся на проблемах взаимоотношений человека и общества.

  2. Развивать устную речь, учить общению и творчеству.

  3. Уметь формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения.

Обнаружить различное понимание вопросов, установить истину или общее мнение выступающих.

Оборудование: презентация, посвященная Камю, раздаточный материал, памятки.

Оформление доски: портрет писателя, эпиграф.

Эпиграфом к уроку являются слова Бернарда Шоу: « Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности».

Определение лексического значения слов:

Одиночество – состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). Новейший философский словарь .Сост. А.А. Грицанов.

Чужакпришелец из чужого рода племени воспринимался как враждебное существо. Даже в человеке, говорящем на языке данного народа, его представители видели врага…(Большая актуальная политическая энциклопедия)

Посторонний, посторонняя, постороннее. 1. Чужой, не состоящий в близких отношениях с кем-нибудь. Не хотел говорить при посторонних людях. 2. Не имеющий непосредственного отношения к чему-нибудь, побочный (книжн. ). Посторонний вопрос. Постороннее обстоятельство. 3. в знач. сущ. посторонний, постороннего, м., и посторонняя, посторонней, ж., чаще мн. Чужой человек. Посторонним вход воспрещается. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)


Слово учителя.

- Сегодня вы участвуете в диспуте. Форма урока для вас новая. Поэтому вспомните основные правила диспута.


Урок-диспут требует определенной подготовки:

  1. Обучение культуре полемики, с этой целью ученикам раздаются памятки.

(Класс делится на две группы. Первая группа выступает с осуждением Мерсо, вторая – защищает главного героя).

Памятка.

«Правила проведения диспута».


  1. Прежде чем принять участие в диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное : аргументы, логика, убедительность.

  2. Спорь честно, не искажай мысли и слова товарища.

  3. Помни, что лучшим доказательством служат точные и бесспорные факты, текст  произведения.

  4. Отстаивай свое мнение, говори ясно, просто, четко.

  5. Уважай мнение товарищ. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты не прав.


Ход урока.

  1. Слово учителя. Рассказать биографию Альбера Камю.

Альбер Камю - одна из ключевых фигур литературной жизни во Франции послевоенного времени, властитель дум целого поколения, прозаик, эссеист, драматург, журналист, участник Сопротивления, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Он родился 7 ноября 1913 в Алжире в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первую мировую войну. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после- в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией. Философии посвятил дипломную работу.

В 1940 году Камю переехал во Францию, и в годы немецкой оккупации стал сотрудником подпольной газеты «Комба», которую после освобождения возглавлял до 1947 года. Именно в этой газете в 1943 году появились знаменитые «Письма немецкому другу», проникнутые пафосом утверждения извечных нравственных ценностей: разума, истины, справедливости, чести. В 1950-е годы Альбер Камю стремился дистанцироваться от любых «партийных» пристрастий, что привело, в частности, к полемике и ссоре с одним из виднейших представителей французского экзистенциализма — Жаном Полем Сартром.

Альбер Камю погиб 4 января 1960 года в автомобильной катастрофе близ Вильблевена (Франция), направляясь на встречу с актрисой Марией Казарес.

Повесть «Посторонний» была написана за несколько дней до начала Второй мировой войны, а вышел в Париже в 1942 году.

В 1999 году французская газета Le Monde составила список лучших книг XX века. Повесть Камю «Посторонний» заняла первое место.

Как мы воспринимаем эту повесть сегодня? Можем ли мы сказать, что Мерсо - это собирательный портрет человека ХХ века? Что сегодня молодежь  способна увидеть в этом тексте?

Как сегодня «Постороннего» воспринимают в нашей стране - и молодежь, и люди более зрелого возраста?

Камю прямым текстом ставит вопрос о душе: что есть душа? Что есть бездушность? Как мы сегодня на него ответим?

Беседа.

На всём протяжении повести господин Мерсо (имя его не называется) повторяет: «Всё- – всё равно, всё не имеет значения». Так он относится ко всем главным составляющим жизни: дружбе, работе, любви, женитьбе, Богу, смерти мамы.


  1. О чем повествует повесть Альбера Камю «Посторонний»?

  2. Дайте характеристику главному герою.

  3. Как относится Камю к своему герою? (Камю относится к своему герою по-разному: это и идея, и любовь самого Камю к солнцу, и типология сознания.)

  4. Ситуация глазами учащегося. Рассказ от 1-го лица. (Я считаю, что….)

  5. Что такое свобода в вашем понимании?

  6. Как проявляется мотив отчуждения в повести?

  7. Почему повесть назван «Посторонний»?

  8. В чем заключается особенность композиции?

  9. Является ли главный герой лишним?



Слово учителя. Мерсо совершенно равнодушен ко всему. Хочется понять истоки такого равнодушия. Про жизнь господина Мерсо ничего не рассказывается. Проскальзывают две-три фразы, мало что проясняющие. Например, про то, что пришлось бросить учёбу:  
«Неприятно, что он недоволен, но с какой стати я буду менять свою жизнь? Если вдуматься, разве я несчастен? В студенческие годы были у меня всякие честолюбивые мечты. Но когда пришлось бросить ученье, я очень быстро понял, что всё это, в сущности, неважно».
В этот момент возникает мысль: может быть, причина равнодушия в маме? Может быть, у мамы был тяжёлый характер, с ней было трудно ладить? Но в приюте у мамы была хорошая подруга и хороший друг. А до приюта маму, между прочим, любила собака соседа.

И говорила мама мудрые мысли: «Мама часто говорила, что человек никогда не бывает совершенно несчастен. В тюрьме я понял – она была права». Не была она трудным человеком.

А Мерсо совершенно одинок. Помните, у соседа была собака, с которой он постоянно ссорится, а у нашего героя НЕТ НИКОГО?

Самое страшное - Мерсо совершает убийство «просто так». Нет, дело не в маме.

В сцене убийства получается, что Мерсо выстрелил потому, что не мог больше терпеть физического дискомфорта.

«Тогда, не поднимаясь, араб вытащил нож и показал мне, выставив на солнце. Оно высекло из стали острый луч, будто длинный искрящийся клинок впился мне в лоб. В тот же миг пот, скопившийся у меня в бровях, потек по векам и затянул их влажным полотнищем. Я ничего не различал за плотной пеленой соли и слез. И ничего больше не чувствовал, только в лоб, как в бубен, било солнце да огненный меч, возникший из стального лезвия, маячил передо мной. Этот жгучий клинок рассекал мне ресницы, вонзался в измученные, воспаленные глаза. И тогда все закачалось. Море испустило жаркий, тяжелый вздох. Мне почудилось - небо разверзлось во всю ширь и хлынул огненный дождь. Все во мне напряглось, пальцы стиснули револьвер. Выпуклость рукоятки была гладкая, отполированная, спусковой крючок поддался - и тут-то, сухим, но оглушительным треском, все и началось".
Показателен ответ на недоумение следователя про паузу между первым выстрелом и четырьмя последующими: «Насколько я понял, в моем признании ему неясно одно - то обстоятельство, что после первого выстрела я выждал и дальше стрелял не сразу. Все остальное его не смущает, а вот этого он понять не может».
Читаем, о чём думал Мерсо во время убийства: «Выпуклость рукоятки была гладкая, отполированная, спусковой крючок поддался - и тут-то, сухим, но оглушительным треском, все и началось. Я стряхнул с себя пот и солнце. Я понял, что разрушил равновесие дня, необычайную тишину песчаного берега, где мне совсем недавно было так хорошо. Тогда я еще четыре раза выстрелил в распростертое тело, пули уходили в него, не оставляя следа. И эти четыре отрывистых удара прозвучали так, словно я стучался в дверь беды».
Получается, что господина Мерсо не взволновало, что он убил человека; он не ужаснулся тому, что вот человек жил, а теперь мёртв. Получается, что господину Мерсо стало жалко себя: теперь ему больше не будет хорошо. Сначала он выстрелил один раз из-за того, что не мог терпеть физического дискомфорта: «Всё вышло из-за солнца». Потом понял, что навсегда лишил себя возможности ощущать комфорт, и от досады выстрелил ещё четыре раза. 
Такое впечатление, что Мерсо живёт одними рефлексами и примитивными желаниями. Он не развивается, не изменяется. Он не хочет ощущать себя частью человечества. Он подавляет в себе человеческие чувства. Он не хочет познать себя. Ему не надо ни творчества, ни долга. Размышления его мелочны, ничтожны.

«Посторонний»– яркий пример экзистенциализма, основным критерием которого является понятие существования, отождествляемое с субъективными переживаниями человека. Экзистенциализм противопоставляет человеку общество как что-то чуждое, враждебное, что разрушает его индивидуальность, ограничивает свободу личности. По мнению экзистенциалистов, главной целью научного прогресса должно быть не развитие интеллекта, а эмоциональное воспитание.

В XIX веке у людей ещё была душа, в ней дьявол с Богом боролся. В XX веке появляются люди без души, в ней даже уже никто ни с кем и не борется.

Господину Мерсо не о чем было говорить с мамой. Ему нечего сказать Мари на тюремном свидании. Не о ком думать в бессонные ночи в ожидании «приглашения на казнь». Нечего сказать священнику. Нечего сказать людям при оглашении приговора. Он – посторонний!

-А вы какие вопросы бы задали Мерсо?





Рефлексия.

- Какие ассоциации возникают у вас с понятием экзистенциализма?

- Насколько, по вашему мнению, состоятельны идеи экзистенциализма?


Домашнее задание (сочинение-миниатюра):

- Если бы Мерсо помолился, то о чем и кому эта молитва была бы адресована?

4