Урок литературы
Вступление к поэме А. С. Пушкина
«Медный всадник»
Цели: познакомить с вступлением к поэме «Медный всадник»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения; показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I; воспитывать патриотизм.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина, образами Петербурга и Петра I.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в поэтическом тексте; отвечать на вопросы учителя; находить известные средства художественной выразительности в поэтическом тексте и объяснять их назначение; обобщать, делать выводы;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, анализировать, оценивать свои достижения;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в групповой работе.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– А. С. Пушкина, как и его поэтов-предшественников, желание воскресить минувший век во всей его истине привело к изучению «давно минувших» веков.
На прошлом уроке мы с вами говорили о поэме «Полтава», а сегодня продолжим тему и прочитаем отрывок из поэмы «Медный всадник».
Беседа.
– Зачем Петру, России нужен был выход в Балтийское море? (Связь с Западом, торговля, обмен культурными ценностями.)
– Сколько лет длилась война, которая помогла вернуть захваченные в XVII веке земли по берегам Балтийского моря? (С 1700 по 1721 год.)
– Россия добилась победы. Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.
2. Анализ отрывка из поэмы «Медный всадник».
– Какое решение принял Петр I? (Построить город.)
– О каком городе идет речь? (О Петербурге.)
3. Работа по учебнику.
Чтение отрывка (с. 98).
Беседа по вопросам.
– Как автор описывает места, где решили построить город?
– Как понимаете фразу «В Европу прорубить окно»? (Выход в море для связи с Европой.)
– Какую роль должен сыграть город на Неве? (Город необходим, чтобы шведы почувствовали силу и мощь победителя, крепость-город будет вселять уверенность в безопасности. Морские корабли, на мачтах которых будут развеваться флаги всех стран, будут гостями города и страны.)
– Какие эпитеты автор подбирает, описывая город? («Пышно, горделиво». Построены дворцы и парки. Корабли стремятся к берегам Невы, одетым в гранит. Красота Москвы померкла перед великолепием Петербурга, как бывшая царица, ставшая вдовой, уступила в красоте новой царице.)
– За что Пушкин любит Петербург? (За строгость стройных строений, за бесчисленные мосты с чугунной оградой, за северное сияние, которое освещает его комнату, где он читает без свечи, без лампады. Восхищается он спящими громадами домов на пустынных улицах и медленным, величавым и мощным течением Невы.)
– Какова интонация каждой строфы? Каковы чувства? (1-я строфа – грусть, задумчивость, печаль, рожденная унылым пейзажем; 2-я строфа – уверенность, решимость; 3-я строфа – гордость и восхищение; 4-я строфа – любовь.)
Вывод. Пушкин восхищен великолепием города, которым Россия гордится и теперь. Но помним ли мы, что во время войн и строительства к его «ногам» были положены миллионы безвестных жизней?
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Понравился ли вам отрывок?
– Какие литературные приемы позволили поэту воспеть град Петров и будущее России?
Домашнее задание: устно нарисовать иллюстрацию, которая воспроизвела бы одно из описываемых событий Полтавской битвы (умеющим рисовать – создать иллюстрацию); выразительно читать отрывок поэмы «Медный всадник».
Индивидуальное задание: выполнить задание 2, с. 101 (из раздела «Литература и изобразительное искусство»).