СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения "Такая разная осень" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс»

Литературное чтение

3 класс

Тема урока: Такая разная осень…. (Стихотворения А.С.Пушкина «Осень», К.Г.Бальмонта «Осень», Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»).

Цели:

- развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- развивать способность внимательного отношения к авторскому слову;

- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, умение её видеть, понимать и чувствовать;

- раскрыть красоту осенней природы посредством художественных произведений.



Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнём.

Наш урок начнём.

2. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, послушайте мелодию.

- Какие картины вы себе представляли слушая это произведение?

- Вы сейчас слушали произведение композитора П.И.Чайковского «Времена года» - «Осенняя песня».

( портрет)

Учитель: Отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Зажгла огней рябиновый костёр.

То – щедрая красавица игриво улыбается

И охраняет всех косым дождём. ( это осень)

Учитель: Определите тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить на уроке?. ( про осень).

- Ребята, а как вы думаете, осень бывает одинаковой или разной? ( разной)

3. Знакомство со стихотворениями.

а) - На уроке нас ждёт встреча с тремя поэтами, каждый из которых рисует свою осень.

- Давайте с ними познакомимся. Откройте учебники на странице 176 – 177, прочитайте их имена.( дети читаю имена поэтов)

- Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по своему, но что-то есть общее в этих стихах. А что, попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи.

Физминутка для глаз

б) Дети читают все три стихотворения про себя.

- Что есть общее в этих стихотворениях? ( они про осень).

- По каким приметам можно догадаться , что речь идёт о наступлении осени ( «Скоро осень проснётся…»),

- о ранней осени ( « Есть в осени первоначальной…»),

- о поздней осени ( « И первые морозы»).

Физминутка «Мы берёзку посадили».

в) Чтения стихотворений вслух и работа над содержанием.

- Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень ( первый читает учитель, а затем разбирают).

Константин Бальмонт «Осень». ( портрет)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

(-Почему грустнее? Откуда эта грусть?)

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

( -Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)

Солнце реже смеётся.

(- Как вы это понимаете?)- оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло.

Нет в цветах благовонья.

( Благовоние- старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом).

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья. ( то есть скоро пойдут осенние дожди).

- Почему Осень в этом стихотворении с большой буквы?

( оно как живое существо)

- Когда поэт как бы «оживляет» природу, этот приём в литературе называется олицетворение.

- Так какая же осень у К.Бальмонта? ( только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»..)- грусть от приближающей осени.

г) - А теперь прочитайте это стихотворение , передавая настроение поэта и представляя картины, которые он рисует.

( 2- 3 ученика читают вслух)

4. Работа в тетради стр.27.

Дети выписывают слова, выражения , которые им понравились из стихотворения, с помощью которых поэт рисует картину осенней природы.

физминутка

5. Фёдор Тютчев «Есть в осени первоначальной».( портрет)

А)( читает учитель, затем работа по содержанию)

Есть в осени первоначальной

Короткая , но дивная пора. ( дивная от слова диво, т.е.чудо)

- Что же это за короткая , но чудесная пора в начале осени?

( бабье лето)

Весь день стоит как бы хрустальный. ( хрусталь-он прозрачный, сияющий. Значит – ясное небо, прозрачный воздух).

И лучезарны вечера…( тоже ясные светлые)

Где бодрый серп гулял и падал колос, ( в полях , убирали колосья, срезали серпом).

Теперь уж пусто всё- простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде ( «праздная»- т.е. пустая с неё всё убрали , она отдыхает).

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле..( Лазурь- это ярко- голубой цвет, он как бы льётся с небес).

- Так какая же осень у Ф.Тютчева?

( одно мгновение осени, природа наслаждается теплом и покоем, эту пору в народе называют «бабьим летом»).

Б)Чтение стихотворения детьми вслух ( 2-3 ученика)

В)Работа в тетради.

физминутка

6. А.С.Пушкин «Осень»( портрет)

А)( чтение учителем, работа по тексту)

Унылая пора! Очей очарованье!( унылая- как можно сказать по другому- тоскливая, печальная. Очарованье- то, что видит человек его восхищает, очаровывает)

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,( «пышное увядание»- многообразие, яркость осенних красок, но они скоро исчезнут, увянут).

В багрец и в золото одетые леса, ( багрец- алый, красный; золото- все оттенки жёлтого)

В их сенях ветра шум и свежее дыханье ( в их гуще шум ветра, его слышно, потому что листьев ещё много; «свежее дыхание» - ветер уже не тёплый, он холодный осенний)

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. ( Какие они - угрозы седой зимы? – ночные заморозки, холодный ветер, первый иней на траве.)

- Какая же осень у А.С.Пушкина?

( Поэт любуется прекрасными , но печальными картинами осени)

Б)Чтение стихотворения детьми вслух ( 2-3 ученика)

В)Работа в тетради.

7. Вывод:

- Какая бывает осень?

( осень бывает разная, но каждый период осени по-своему красив и приносит нам радость и очарование.)

- Что же объединяет стихи А.С.Пушкина, К.Бальмонта, Ф.Тютчева? ( любовь к родной природе, умение её видеть, понимать, чувствовать и передавать её красоту в стихах.

8. Итог.

- Что мы делали на уроке? Чем занимались?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Все вы потрудились сегодня хорошо. Осень принесла вам свои последние подарки- осенние листочки. Пусть они напоминают вам об этом прекрасном времени года в холодные зимние дни. ( детям раздаются осенние листочки)

9. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворений стр.176- 177.

Выучить одно стихотворение наизусть ( по выбору).