Литературное чтение
3 класс
Тема урока: Такая разная осень…. (Стихотворения А.С.Пушкина «Осень», К.Г.Бальмонта «Осень», Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»).
Цели:
- развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- развивать способность внимательного отношения к авторскому слову;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, умение её видеть, понимать и чувствовать;
- раскрыть красоту осенней природы посредством художественных произведений.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнём.
Наш урок начнём.
2. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята, послушайте мелодию.
- Какие картины вы себе представляли слушая это произведение?
- Вы сейчас слушали произведение композитора П.И.Чайковского «Времена года» - «Осенняя песня».
( портрет)
Учитель: Отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Зажгла огней рябиновый костёр.
То – щедрая красавица игриво улыбается
И охраняет всех косым дождём. ( это осень)
Учитель: Определите тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить на уроке?. ( про осень).
- Ребята, а как вы думаете, осень бывает одинаковой или разной? ( разной)
3. Знакомство со стихотворениями.
а) - На уроке нас ждёт встреча с тремя поэтами, каждый из которых рисует свою осень.
- Давайте с ними познакомимся. Откройте учебники на странице 176 – 177, прочитайте их имена.( дети читаю имена поэтов)
- Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по своему, но что-то есть общее в этих стихах. А что, попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи.
Физминутка для глаз
б) Дети читают все три стихотворения про себя.
- Что есть общее в этих стихотворениях? ( они про осень).
- По каким приметам можно догадаться , что речь идёт о наступлении осени ( «Скоро осень проснётся…»),
- о ранней осени ( « Есть в осени первоначальной…»),
- о поздней осени ( « И первые морозы»).
Физминутка «Мы берёзку посадили».
в) Чтения стихотворений вслух и работа над содержанием.
- Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень ( первый читает учитель, а затем разбирают).
Константин Бальмонт «Осень». ( портрет)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
(-Почему грустнее? Откуда эта грусть?)
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
( -Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)
Солнце реже смеётся.
(- Как вы это понимаете?)- оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло.
Нет в цветах благовонья.
( Благовоние- старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом).
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья. ( то есть скоро пойдут осенние дожди).
- Почему Осень в этом стихотворении с большой буквы?
( оно как живое существо)
- Когда поэт как бы «оживляет» природу, этот приём в литературе называется олицетворение.
- Так какая же осень у К.Бальмонта? ( только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»..)- грусть от приближающей осени.
г) - А теперь прочитайте это стихотворение , передавая настроение поэта и представляя картины, которые он рисует.
( 2- 3 ученика читают вслух)
4. Работа в тетради стр.27.
Дети выписывают слова, выражения , которые им понравились из стихотворения, с помощью которых поэт рисует картину осенней природы.
физминутка
5. Фёдор Тютчев «Есть в осени первоначальной».( портрет)
А)( читает учитель, затем работа по содержанию)
Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора. ( дивная от слова диво, т.е.чудо)
- Что же это за короткая , но чудесная пора в начале осени?
( бабье лето)
Весь день стоит как бы хрустальный. ( хрусталь-он прозрачный, сияющий. Значит – ясное небо, прозрачный воздух).
И лучезарны вечера…( тоже ясные светлые)
Где бодрый серп гулял и падал колос, ( в полях , убирали колосья, срезали серпом).
Теперь уж пусто всё- простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде ( «праздная»- т.е. пустая с неё всё убрали , она отдыхает).
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле..( Лазурь- это ярко- голубой цвет, он как бы льётся с небес).
- Так какая же осень у Ф.Тютчева?
( одно мгновение осени, природа наслаждается теплом и покоем, эту пору в народе называют «бабьим летом»).
Б)Чтение стихотворения детьми вслух ( 2-3 ученика)
В)Работа в тетради.
физминутка
6. А.С.Пушкин «Осень»( портрет)
А)( чтение учителем, работа по тексту)
Унылая пора! Очей очарованье!( унылая- как можно сказать по другому- тоскливая, печальная. Очарованье- то, что видит человек его восхищает, очаровывает)
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,( «пышное увядание»- многообразие, яркость осенних красок, но они скоро исчезнут, увянут).
В багрец и в золото одетые леса, ( багрец- алый, красный; золото- все оттенки жёлтого)
В их сенях ветра шум и свежее дыханье ( в их гуще шум ветра, его слышно, потому что листьев ещё много; «свежее дыхание» - ветер уже не тёплый, он холодный осенний)
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы. ( Какие они - угрозы седой зимы? – ночные заморозки, холодный ветер, первый иней на траве.)
- Какая же осень у А.С.Пушкина?
( Поэт любуется прекрасными , но печальными картинами осени)
Б)Чтение стихотворения детьми вслух ( 2-3 ученика)
В)Работа в тетради.
7. Вывод:
- Какая бывает осень?
( осень бывает разная, но каждый период осени по-своему красив и приносит нам радость и очарование.)
- Что же объединяет стихи А.С.Пушкина, К.Бальмонта, Ф.Тютчева? ( любовь к родной природе, умение её видеть, понимать, чувствовать и передавать её красоту в стихах.
8. Итог.
- Что мы делали на уроке? Чем занимались?
- Как бы вы оценили свою работу?
- Все вы потрудились сегодня хорошо. Осень принесла вам свои последние подарки- осенние листочки. Пусть они напоминают вам об этом прекрасном времени года в холодные зимние дни. ( детям раздаются осенние листочки)
9. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворений стр.176- 177.
Выучить одно стихотворение наизусть ( по выбору).