Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема урока: «Русские народные песни».
Цель урока:
- актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;
- углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
Формировать УУД:
Предметные:
• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
• Познакомить с русскими народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
Метапредметные:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Личностные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее.
• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: учебник, презентация, карточки с текстом песен, интерактивная доска.
Предполагаемый результат:
Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.
Формирование представления детей о жанре устного народного творчества.
Развивать образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Развитие речи, памяти.
Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.
Воспитание потребности в общении с народным искусством.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Учитель:
Мы сегодня рано встали
Ручки высоко подняли
Потянулись, улыбнулись
И тихонечко пригнулись.
Начинаем мы урок
Он пойдёт ребятам впрок,
Будем мы внимательны,
Серьёзными, любознательными.
- Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Чтобы выполнить работу быстро, правильно и все успеть, нам нужно соблюдать определенные правила. Я буду зачитывать правила, а вы если согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то – сидите молча.
(Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)
Нам важно:
1. Доказать свою точку зрения.
2. Перебивать товарищей.
3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
4. Выкрикивать свое мнение.
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
6. Молчать, когда спрашивают.
7. Быть готовым протянуть руку помощи.
8. Бояться высказывать свое мнение.
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
10. Обижаться и обижать товарищей.
11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
12. Быть бесполезным для товарищей.
II.Дыхательная гимнастика.
-Чтобы легче было работать, проведём дыхательную гимнастику: «Свечка», «Гуси», «Дровосек».
III.Актуализация знаний, мотивация.
- Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну. А что это за страна вы сейчас узнаете, выполнив задание. Прочитайте текст. (Текст на карточках у каждого учащегося и на интерактивной доске.)
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон. (приложение 1)
- Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.
- Прочитаем все вместе плавно и певуче.
- Прочитаем с ускорением.
- Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
- Как вы догадались?
- Кто придумал эту скороговорку?
- Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество». (приложение 2)
IV. Основная часть
1.Работа с учителем.
– Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?
А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. (приложение 3)
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?(Дети называют)
2.Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте название раздела. Прочитаем, что будем делать на уроках при изучении этого раздела. (Дети читают вслух по цепочке).
- Расшифруйте тему урока. (Рwуrсgсjкlиsенsаqрwоvдnнzыdепrеyсuнiи. Запись: 1- буква русского алфавита, 2 – буква английского алфавита и т.д.) – (приложение 4)
3.Работа по теме урока.
- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.
-Русские народные песни бывают разные.
-К нам сегодня на урок Арина пришла с куклой. Послушайте и скажите, какую песенку она ей поёт. (Арина исполняет колыбельную).
-Правильно. Это колыбельная песня. (Вывешивается на доску карточка с названием «Колыбельная песня»приложение 5).
- Что такое «колыбель»?
Словарная работа: Колыбе́ль (от др.-рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка. Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.
Физминутка.
-Ребята, а давайте поможем Арине укачать куклу и тоже споём ей колыбельную. (Дети исполняют колыбельную и имитируют качание ребёночка на руках).
4.Рассказ о прикладном народном творчестве.
- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.
Работая, они собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева. Так появились первые детские куклы-игрушки, которые называются «матрешка». У матрешки было лицо куклы, руки, а также красивый цветастый сарафан. В большой матрешке была матрешка поменьше. В матрешке поменьше – другая матрешка меньшего размера и т.д. (Показ игрушки и рисунка «Матрешка»- приложение 6)
- В других мастерских делали детские игрушки из глины. Посмотрите в учебнике, какие мастера делали глиняные игрушки, свистульки для детей на странице 14. На странице 15 ковшик, вырезанный из дерева в виде птицы (приложение 7).
- Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, они пели песни. Так появились русские народные песни. Сейчас мы с вами представим, как будто мы очутились в одной из таких мастерских и раскрашиваем куклу-матрешку и исполняем песню.
(Учитель раздает детям шаблон раскраски матрешки).
-А вот какую песню мы с вами исполним – отгадайте!
Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
-Что это за дерево? (Берёза)
-А какую песню мы с вами исполним?(“Во поле береза стояла”)
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций приложение 8)
Вот мы сейчас послушаем и исполним русскую народную песню, которую вы разучили на уроке музыки «Во поле береза стояла»..
Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни. (Физминутка)
-Ребята, прочитайте текст на доске.
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки. (приложение 9)
- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)
- А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)
АКШЕТОП. (На доске)
- Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)- приложение 10.
- Итак, что такое потешка?
- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)
- А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили детей. Давайте вспомним еще одну потешку: «Про козу рогатую»
Двигательная разминка.
(Исполняем вместе с детьми. Встали напротив друг друга, инсценируем).
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
— Того коза забодает,
Забодает, забодает!
-Следующий вид русских народных песенок – «заклички».
Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.
(На доске появляется карточка со словом «закличка»- приложение 11).
- Послушайте песню-закличку. (В записи)
- К кому обращаются в песне. Кого кличут?
- На странице 14 прочитайте песенку – закличку.
- К кому обращаются в этой песне?
-Что просят дети у жаворонков?
- В какое время года пелась эта песенка?
- Прочитайте песенку на стр. 15.
- К кому обращаются в этой песне? В какое время года пелась эта песенка? Что просят дети у жаворонков? Приведите примеры из текста.
-Какое новое слово в нашей песенке?
(Лукошко)
-Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово. (Появляется запись на доске – приложение 12)
Лукошко - ручная корзинка из прутьев (С.И.Ожегов)
-Давайте попробуем проинсценировать песню - закличку.
Физминутка
- Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная песенка. (Звучит запись шуточной песенки)
- Почему? (На доске появляется запись «шуточная песенка»)
- Прочитайте шуточную песенку на стр. 17.
- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
-Ребята, посмотрите на доску. Что у нас появилось?
-Молодцы, шуточная песня. А о ком она, прочтите?
-Конечно, о нас с вами. А кто хочет её нам исполнить?
( Желающие 2-3 ученика исполняют песню)
-Понравилось?
V. Повторение пройденного.
-Что нового сегодня вы узнали на уроке?
-Ребята, скажите, пожалуйста, с какими видами народных песен вы познакомились?
- Какими знаниями вы можете поделиться дома с родными?
VI. Рефлексия.
- Покажите, с помощью карточек, как вы оцениваете свою работу?(приложение 13)
-Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Молодцы!
(Оценивание детей)
VII. Домашнее задание:
Выучить наизусть любую понравившуюся песню.
(Запись домашнего задания в дневники)
-Урок окончен, спасибо за внимание!