СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения «Русские народные песни».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с творчеством русског народа, приобщать детей к чтению, изучению нашей культуры.

Совершенствовать навыки быстрого, беглого чтения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Русские народные песни».»

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема урока: «Русские народные песни».

Цель урока:

- актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

- углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Формировать УУД:
Предметные: 
• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения; 
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. 
• Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа. 
Метапредметные: 
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен. 
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. 
Личностные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств. 
• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее. 
• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: учебник, презентация, карточки с текстом песен, интерактивная доска.
Предполагаемый результат:

Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.

Формирование представления детей о жанре устного народного творчества.

Развивать  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Развитие  речи, памяти.

Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Воспитание потребности в общении с народным искусством.


Ход урока:



I.Организационный момент.

Учитель:

Мы сегодня рано встали

Ручки высоко подняли

Потянулись, улыбнулись

И тихонечко пригнулись.



Начинаем мы урок

Он пойдёт ребятам впрок,

Будем мы внимательны,

Серьёзными, любознательными.

- Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Чтобы выполнить работу быстро, правильно и все успеть, нам нужно соблюдать определенные правила. Я буду зачитывать правила, а вы если согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то – сидите молча.

(Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)
Нам важно: 
1. Доказать свою точку зрения. 
2. Перебивать товарищей. 
3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 
4. Выкрикивать свое мнение. 
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 
6. Молчать, когда спрашивают. 
7. Быть готовым протянуть руку помощи. 
8. Бояться высказывать свое мнение. 
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 
10. Обижаться и обижать товарищей. 
11. Быстро и дружно работать в паре и группе. 
12. Быть бесполезным для товарищей.

II.Дыхательная гимнастика.

-Чтобы легче было работать, проведём дыхательную гимнастику: «Свечка», «Гуси», «Дровосек».

III.Актуализация знаний, мотивация.

- Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну. А что это за страна вы сейчас узнаете, выполнив задание.  Прочитайте текст. (Текст на карточках у каждого учащегося и на интерактивной доске.)

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон. (приложение 1)

- Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.

- Прочитаем все вместе плавно и певуче.

- Прочитаем с ускорением.

- Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

- Как вы догадались?

- Кто придумал эту скороговорку?

- Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество». (приложение 2)

IV. Основная часть

1.Работа с учителем.

 – Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?

А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.  

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. (приложение 3)
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?(Дети называют)

2.Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте название раздела. Прочитаем, что будем делать на уроках при изучении этого раздела. (Дети читают вслух по цепочке).

- Расшифруйте тему урока. (Рwуrсgсjкlиsенsаqрwоvдnнzыdепrеyсuнiи. Запись: 1- буква русского алфавита, 2 – буква английского алфавита и т.д.) – (приложение 4)

3.Работа по теме урока.

- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.

-Русские народные песни бывают разные.

-К нам сегодня на урок Арина пришла с куклой. Послушайте и скажите, какую песенку она ей поёт. (Арина исполняет колыбельную).

-Правильно. Это колыбельная песня. (Вывешивается на доску карточка с названием «Колыбельная песня»приложение 5).

- Что такое «колыбель»?

Словарная работа: Колыбе́ль (от др.-рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка. Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.



Физминутка.



-Ребята, а давайте поможем Арине укачать куклу и тоже споём ей колыбельную. (Дети исполняют колыбельную и имитируют качание ребёночка на руках).

4.Рассказ о прикладном народном творчестве.

- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Работая, они собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева. Так появились первые детские куклы-игрушки, которые называются «матрешка». У матрешки было лицо куклы, руки, а также красивый цветастый сарафан. В большой матрешке была матрешка поменьше. В матрешке поменьше – другая матрешка меньшего размера и т.д. (Показ игрушки и рисунка «Матрешка»- приложение 6)

- В других мастерских делали детские игрушки из глины. Посмотрите в учебнике, какие мастера делали глиняные игрушки, свистульки для детей на странице 14. На странице 15 ковшик, вырезанный из дерева в виде птицы (приложение 7).

- Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, они пели песни. Так появились русские народные песни. Сейчас мы с вами представим, как будто мы очутились в одной из таких мастерских и раскрашиваем куклу-матрешку и исполняем песню.

 (Учитель раздает детям шаблон раскраски матрешки).

-А вот какую песню мы с вами исполним – отгадайте!

Наряд ее мягкий, чудесен, 
Нет деревца сердцу милей, 
И сколько задумчивых песен 
Поется в народе о ней.

-Что это за дерево? (Берёза)

-А какую песню мы с вами исполним?(“Во поле береза стояла”)


Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций приложение 8)

Вот мы сейчас послушаем и исполним русскую народную песню, которую вы разучили на уроке музыки «Во поле береза стояла»..

Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни. (Физминутка)

-Ребята, прочитайте текст на доске.

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.   (приложение 9)  

- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

     - А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

      АКШЕТОП. (На доске)

- Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)- приложение 10.

- Итак, что такое потешка?

- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

- А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили детей. Давайте вспомним еще одну потешку: «Про козу рогатую»



Двигательная разминка.

(Исполняем вместе с детьми. Встали напротив друг друга, инсценируем).



Идет коза рогатая, 
За малыми ребятами. 
Ножками топ-топ, 
Глазками хлоп-хлоп. 
Кто каши не ест, 
Молока не пьет, 
— Того коза забодает, 
Забодает, забодает!

-Следующий вид русских народных песенок – «заклички».

Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.

(На доске появляется карточка со словом «закличка»- приложение 11).

- Послушайте песню-закличку. (В записи)

- К кому обращаются в песне. Кого кличут?

- На странице 14 прочитайте песенку – закличку.

- К кому обращаются в этой песне?

-Что просят дети у жаворонков?

- В какое время года пелась эта песенка?

- Прочитайте песенку на стр. 15.

- К кому обращаются в этой песне? В какое время года пелась эта песенка? Что просят дети у жаворонков? Приведите примеры из текста.

-Какое новое слово в нашей песенке?

(Лукошко)

-Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово. (Появляется запись на доске – приложение 12)

Лукошко - ручная корзинка из прутьев (С.И.Ожегов)

-Давайте попробуем проинсценировать песню - закличку.

Физминутка

- Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная песенка. (Звучит запись шуточной песенки)

- Почему? (На доске появляется запись «шуточная песенка»)

- Прочитайте шуточную песенку на стр. 17.

- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

-Ребята, посмотрите на доску. Что у нас появилось?

-Молодцы, шуточная песня. А о ком она, прочтите?

-Конечно, о нас с вами. А кто хочет её нам исполнить?

( Желающие 2-3 ученика исполняют песню)

-Понравилось?

V. Повторение пройденного.

-Что нового сегодня вы узнали на уроке?

-Ребята, скажите, пожалуйста, с какими видами народных песен вы познакомились?

- Какими знаниями вы можете поделиться дома с родными?


VI. Рефлексия.

 - Покажите, с помощью карточек, как вы оцениваете свою работу?(приложение 13)

-Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Молодцы!

(Оценивание детей)

VII. Домашнее задание:

Выучить наизусть любую понравившуюся песню.

(Запись домашнего задания в дневники)

-Урок окончен, спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!