СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения « Русские народные сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок подготовлен для учеников 3 класса. Работа по русским народным сказкам. Подробный анализ сказки "Морозко"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения « Русские народные сказки»»

Урок литературного чтения

« Русские народные сказки»

Цели урока:

знакомство со сказкой, развитие умения работы с текстом, формирование умения анализа литературного произведения с точки зрения характеров и поступков героев-антиподов, прививать любовь к родному языку, воспитание у ребенка потребности в труде.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс» авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, проектор, портрет писателя.

Этапы урока:

1. Организационный момент — 2 мин.

2. Проверка домашнего задания — 7 мин.

3. Сообщение темы урока — 3 мин.

4. Сравнительный анализ главных персонажей сказки — 17 мин.

5. Работа с пословицами, сравнение русской народной сказки с литературной — 8 мин.

6. Слово об авторе, работа с выставкой книг — 5 мин.

7. Подведение итогов урока — 3 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Мороз Иванович», написанной Владимиром Федоровичем Одоевским в XIX веке.

Слово об авторе, работа с выставкой книг.

Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) — известный литератор и общественный деятель. Он знал многих декабристов, его дом посещали Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермонтов, Гоголь. Одним из первых он стал писать сказки специально для детей. В свое время это было большой новостью; даже сказки А.С.Пушкина и «Конек Горбунок» Петра Ершова не были написаны для детей — просто с течением времени они завладели этими сказками. «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей. Советую вам прочитать эти книги.

2. Проверка домашнего задания.

Хочется ли кому-то перечитать отрывки сказки?

Прочитайте понравившийся отрывок.

Какие мысли у вас возникли?

Что было непонятно?

Стрепня — готовая еда;

затейница — выдумщица;

студенец — колодец;

перина — пуховик;

брильянты — драгоценные камни, отшлифованные и ограненные алмазы;

горемычная — жалкая, несчастная, несчастливая.

В каком словосочетании дано это слово, как вы его понимаете?

3. Сообщение темы урока.

Кто герои сказки В.Ф.Одоевского?

Не увидели ли вы интересную закономерность в описании героев?



Можем ли мы, не читая сказки, дать характеристику героев?

Сегодня на уроке мы проведем сравнительный анализ главных персонажей сказки.

4. Сравнительный анализ главных персонажей сказки.

Найдем и прочитаем отрывки из сказки, рассказывающие о девочках по следующему плану:

имя;

внешний вид; 

характер;

поступки;

встреча с Морозом Ивановичем.                   

Рукодельница               

умная девочка;

рано вставала;

печку топила;

хлебы месила;

избу мела;

петуха кормила;

… за водой ходила;

скучать ей было некогда;

вставши с постели, за дело принималась.

Какая девочка? (деятельная)

Какой портрет нарисуем?

Какие поступки совершает Рукодельница?

«Схватила лопатку, вынула пирожок, положила его за пазуху, подошла к дереву, потрясла его, золотые яблочки так и   посыпались.»

Какой это оборот «золотые яблочки»? (сказочный оборот) «Принималась взбивать снег, все прибрала, кушанье изготовила, платье починила и белье выштопала, руки окостенели, и пальчики побелели.»

Как понимаете «окостенели»? Как кости гремят?

Как понимаете побелели? Посмотрите, какие у вас?

5. Рефлексия