Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Планета знаний».
Тема урока. К.Бальмонт. «У чудищ».
Цель: формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир.
Задачи: 1.Познакомить с понятием символизма в поэзии.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Содействовать воспитанию интереса к русскому фольклору, любознательности, активности.
Оборудование: мультимедиа оборудование, презентация к уроку, учебник Э.Э.Кац. Литературное чтение. 3 кл., рисунки детей.
Ход урока.
1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.
2. Актуализация знаний. Слайд 1.
В стране Вообразили бывает наш поэт.
Туда идёт он через лес.
Другой дороги нет.
В тех дебрях чудища живут
И тайны мира стерегут.
Последуем за ним!
Вперёд!
Узнаем, где он вдохновение берёт.
- Вспомните строки стихотворения и ответьте на вопрос: что ждёт нас на этом уроке? (Встреча с поэтом.)
- Что мы должны узнать у поэта? (Где он берёт вдохновение)
- Где бывает наш поэт? ( В стране Вообразили).
- Как поэт попадает в эту чудесную страну? ( Туда идёт он через лес. Другой дороги нет.- Так ли просто пройти через лес?
- Но сказочный лес нас пропустит, если мы пройдём испытания.
1) – Что отличает волшебную сказку от других сказок? (Ответы детей).
Волшебные герои: Жар-птица, Баба Яга, Царевна-лягушка.
Волшебные предметы: шапка-невидимка, ковёр-самолёт, меч-кладенец, скатерть-самобранка.
Волшебные помощники: Сивка-Бурка, Коровушка, волк. Слайд 2.
2) – Откуда пришли к нам волшебные сказки?
- Волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо. Он всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья. В треске сломанной ветки он чувствовал боль.
- Итак, испытания пройдены. Мы можем отправляться в чудесный загадочный мир волшебной сказки.
3. Работа по теме урока.
1. Сообщение о К.Бальмонте. Слайд 3. (Портрет)
- Сто лет назад в России читали стихи К.Д.Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить её на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому неудивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос стал знаменитым поэтом.
Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист- поэт, который использует в своём творчестве слова-символы. Слайд 4.
Символ – в переводе с греческого «примета». Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего. Например, вода – символ жизни. Как вы думаете. Почему?
- Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звёзды». Бальмонт в своём творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя. Слайд 5.
- Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?
- Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.
2. Постановка проблемного вопроса.
- Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».
- Как вы думаете, почему оно называется именно так?
- Кто такие чудища? Подберите синонимы.
- Каких вы знаете чудищ?
- Посмотрите на доску. Я попросила вас нарисовать чудищ, какими вы их представляете. ( Дети комментируют)
- Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?
3. Первичное знакомство со стихотворением К. Бальмонта «У чудищ»
(Прослушивается аудиозапись)
- Какую вы представили картину?
- Что вам понравилось, а что нет в поведении поэта?
5. Физкультминутка. Слайд 6
- Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.
В тёмном лесе есть избушка,
Стоит задом наперёд.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком, глаза большие,
Словно огоньки горят
Ух, и страшная такая!
Дыбом волосы стоят!
6. Продолжение работы по теме урока.
1.Чтение про себя. с.90.
- Прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию, ту силу голоса, с которой будете читать.
- Какое по настроению стихотворение? (юморист., шутлив.)
- Какие строки передают юмористический характер? (Там всё как прежде. Со смехом кручу. Стянул у старой.)
2. Вторичное чтение и литературоведческий анализ.
- Прочитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.
- Прочитаем первую строфу. (3 чел.)
- Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги? Слайд 7.
- Что вы знаете о Бабе-Яге? ( Рассказывает подготовленный ученик)
( Баба-Яга – героиня многих сказок. Её образ дошёл до нас из глубокой старины, когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в её глаза, они кажутся злыми, но приглядишься к ним, можно заметить, что её сердце наполнено не только злом, но и добром.)
- Из каких слов первой строфы можно понять, что Баба-Яга не такая уж злая?
- Что необычного в домике, в котором она живёт?
- Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?
- Какие строки это доказывают?
- Т.е., получается, наш герой бывал там не раз и проверяет, изменилось ли там что-нибудь.
- Как вы думаете, зачем он туда вернулся?
- Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу. (3 чел.)
- Испугался наш герой гнева Бабы-Яги?
- Почему не испугался , что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке)
- Смелый, с улыбкой встречает преграды на своём пути. У него весёлый нрав.
- Какие слова подтверждают весёлый нрав героя? (Со смехом, стянул)
- Какие слова можно употребить вместо слова «стянул»?
- А почему автор выбрал именно это слово? (Сделал не в корыстных целях.)
- Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Неслучайно автор употребил именно это слово.
- Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).
- Значит, что стянул герой? (секреты)
- Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.
- А почему именно 2 нитки бус? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живёт Баба-Яга.
- Где находится её дом? (На границе нашего и волшебного миров).
- Наш герой разведал тайны и «скрылся в дымке». Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).
- Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом? (Нет, он поэт, ищущий вдохновение, познающий тайны мира и людей – темы для стихов.)
- Прочитайте последнюю строку. Чему он радуется? (Новым предстоящим открытиям).
- К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?
- Прочитайте последнюю строфу. (3 чел.)
- Кто такой Кощей?
- Каким он является нам в сказках? Слайд 8.
- Почему его называют бессмертным? (Он владыка сказочного мира.)
Выступает подготовленный ученик.
(В древности его называли Коша. Есть несколько предположений происхождения этого слова. 1. Кость – худой, костлявый. 2. Коша – слуга. 3. Коша – господин.
- Что хочет найти наш герой у Кощея?
- Что значит «жемчугов для песен»?
- Из чего состоят песни? (Из слов.)
- Простые ли это слова?
- Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всех сокровищ для настоящего поэта.
- К кому дальше отправился? Прочитайте.
- Как называли змея в сказках? Слайд 9.
- От какого слова произошло его прозвище? (Гора)
Выступает подготовленный ученик.
(Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающий наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.)
- Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?
- А зачем ему нужно знать тайны?
- Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков, и узнать их не каждому дано.
- А наш герой сумел это сделать?
- Какими же качествами нужно обладать для этого? Давайте составим словесный портрет героя. Перед вами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ. Слайд 10.
- озорник
-добрый
-храбрый
-смелый
-отважный
-фантазёр
-дерзкий
- Настоящий поэт всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям о мире. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабы-Яги, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир – это мир, в котором живёт поэт.
- Кто прочитает произведение, передав все чувства и переживания поэта?
3. Выразительное чтение стихотворения
7.Итог урока.
- Итак, о чём идёт речь в стихотворении? (Добре, смелости, тайнах)
- Что своим произведением хотел сказать поэт?
- Каким должен быть поэт, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас сказки?
8. Дом. зад.
Выучить наизусть. Слайд 11.