СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе на тему: Былина «Садко».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Былина «Садко».

     Планируемые результаты:

Предметные: научить выделять отличительные особенности былины (наличие реальных исторических деталей, позволяющих сделать выводы о времени возникновения былины, присутствие черт сказочного жанра); читать былины.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД: научить обучающихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности,

пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.

Коммуникативне УУД: участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного

Познавательные УУД: научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.

Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе коммуникации с другими.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе на тему: Былина «Садко».»

Урок лит.чтения в 4 классе (21.10.16 г)

Тема: Былина «Садко».

Планируемые результаты:

Предметные: научить выделять отличительные особенности былины (наличие реальных исторических деталей, позволяющих сделать выводы о времени возникновения былины, присутствие черт сказочного жанра); читать былины.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД: научить обучающихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности,

пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.

Коммуникативне УУД: участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного

Познавательные УУД: научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.

Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе коммуникации с другими.


Ход урока:

Орг. момент.

Актуализация знаний. Мотивация.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

- О чем идет речь в стихотворении? О каких преданиях говорится? (о фольклоре)

- Изучение какого раздела мы начали на предыдущих уроках? (Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре).

- На прошлом уроке, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

- Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы? (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения).

(слайд № 2)

- Какой вывод можно сделать ? Докажите это примерами из учебника. (Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, село Карачарово, Муром, реальные события.

Преувеличение – это то, что случилось с природой от Соловьиного посвиста «Как все травушки – муравушки заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися». Преувеличена сила богатыря Ильи. …Соловей – разбойник чудо-юдо, получеловек, полуптица).


- Какое домашнее задание вам было задано?

- Кто хочет нам кратко рассказать о том, с какой былиной он познакомился?

Целеполагание.

- Скажите, а легко ли нам было читать былину? Почему? (Былину читать трудно, потому что былины раньше пели, их надо читать распевно, в них непривычные сочетания слов).

- Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с новой былиной; совершенствовать умение читать текст былины; научиться выделять отличительные особенности былины).

Действия для достижения поставленной цели.

- Внимательно прочитайте стихотворение на доске.

Сели в ряд богатыри на честном пиру,

Ай один стоит-то на приступочке.

Для кого взял во крепки руки гусельки?

Кому славу петь? Кого величать?

Он расскажет нам о морском царе, да о Новгороде.

- Это строки с секретом. Догадайтесь, о каком былинном герое пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (Садко)

(слайд № 4)

- Откройте учебник на стр. 66, рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен Садко. Поделитесь своими впечатлениями. (Садко не богатырь, он гусляр).

- Садко жил в богатом торговом городе Новгороде. Вспомните, какой город был столицей Руси во времена славных подвигов богатыря Ильи Муромца? (Киев)

- Как создавались былины? Давайте прочитаем объяснение Сергея Александровича в учебнике на стр. 65.

- Какой вывод можно сделать? (Былины о ратных подвигах богатырей были киевскими. Они воспевали мужественных воинов, рассказывали о событиях при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко. Эти былины создавались не простым народом, а дружинниками, поэтому в них много подробных и достоверных описаний воинского снаряжения, ратных подвигов, упоминание исторических мест.

- Совсем другие былины новгородские, они сказочные. В новгородских былинах известны два героя – Василий Буслаев и Садко-гусляр. Эти былины рассказывают о приключениях купцов, гусляров).

- Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (нет)

- В тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте попробуем объяснить их смысл.

(слайд № 5)

Чтение учителем первой части былины – показ напевного прочтения.

- Поделитесь вашими впечатлениями. Какие картины вы представили ярче всего?

Физкультминутка

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Тонут в воде корабли.

Русалки по волнам плывут.

Танцуют, кружат и поют.

- Прочитайте вторую часть басни самостоятельно, используя прием «птичьего базара».

Чтение детьми второй части – прием «птичий базар».

- Назовите характерные черты волшебной сказки (Морской царь – герой волшебных сказок. Он предсказал Садко будущий пир и события на нем. Волшебный дар от Морского царя – рыбина с золотыми перьями. Магическое число «3»).

- Получилось у вас читать былину нараспев?

Чтение детьми вслух «по цепочке» по одному предложению третьей части былины.

Подведение итогов урока.

- На какую из известных нам сказок похожа былина «Садко»? («Морской царь и Василиса Премудрая»)

- В чем вы увидели сходство былины «Илья Мурмец и Соловей разбойник» от былины «Садко»? (указываются географические объекты – города).

- В чем отличие? (в первой был герой-богатырь, а во второй герой-гусляр)

- Кто определит, каким был нам в былине представлен чужой мир? (подводное царство) А свой мир? (город Новгород).

- Дома вы прочитаете былину «Садко» целиком и узнаете о чудесном пребывании Садко в подводном царстве, где он и женился. Узнаете, как ему удалось выбраться, и кто ему помог.

Рефлексия.

- Какие умения сегодня мы отрабатывались на уроке?

- Где они вам могут пригодиться в жизни?

- Мы наблюдали красоту и богатство устного народного творчества в сказках и былинах, на следующем уроке мы посмотрим, как это используется авторами в литературе.

- Удалось ли нам решить на уроке поставленные цели?

- Оцените свои умения, полученным сегодня на уроке по шкале в Дневнике читателя: насколько вы научились находить отличия былины от волшебных сказок, научились читать их.

7. Домашнее задание:

стр. 66-70 читать, нарисовать рисунок к одной из прочитанных былин,

придумать интересный вопрос для игры «Ты –мне, я – тебе» по былинам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!