СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»»

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Тема урока: Э. Сетон - Томпсон «Виннипегский волк»
(перевод с английского Н. Чуковского),
В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона
» (в сокращении)

Составила: Евдокимова О.В.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством Э. Сетон- Томпсона; рассказом В.М. Пескова «В гостях у Сентон-Томпсона».

2. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

  1. Развивать образное мышление, речь, воображение.

  2. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Воспитывать любовь к окружающему миру и литературному слову.

Цели: Обучать анализу произведения. Развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы.

Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.


Планируемые результаты:


Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность принимать совместные решения.

Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание, на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, умение использовать главы текста, структурировать знания по теме урока.

Предметные – умение работать над содержанием, используя различные виды чтения, приемы критического мышления, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Коммуникативные - использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать иную точку зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Оборудование:

1)Рассказы Э. Сетон Томпсона

2) В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

3) Школьные толковые словари, толковый словарь В.И.Даля.

4) Тетрадь по чтению Ефросининой

5) Маркеры.

6) Листы самооценки.

7) Вопросы к тексту на листках.


Ход урока


  1. Организационный момент (1 минута)

- Давайте составим план нашего урока. (Из карточек составляется план на доске)

Проверка домашнего задания.

Знакомство с новым произведением.

Физминутка.

Самостоятельная работа с проверкой.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.


  1. Этап до чтения (15 минут)

Проверка домашнего задания и актуализация изученного материала.

Ученица читает отрывок (начало произведения) наизусть.

- Отрывок из какого произведения вы слушали?

-Кто его автор?

На прошлом уроке я попросила вас прочитать дома произведение Э. Сетон – Томпсона «Виннипегский волк» и предложила задания по выбору. По типу заданий сформировалось несколько групп:

«Грамотеи» - искали информацию о писателе.

«Художники» - подготовили иллюстрации.

«Затейники» - подготовили вопросы по содержанию.

«Чтецы» - порадуют присутствующих выразительным чтением.

Мы прочитали повесть Сетон Томпсона «Винипегский волк»

- Ведь никто не остался равнодушным?

- Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость — сам Эрнест Сетон-Томпсон. Что бы вы сказали автору о его творчестве?

Появляется Сетон Томпсон(ученик в шляпе и с усами).

- Здравствуйте, ребята! Мне очень интересно узнать, помнят ли обо мне читатели?

- Давайте расскажем Эрнесту, что о нём знаем, что читаем!


1.Слово предоставляется «Грамотеям».

  • Дети коротко рассказывают о писателе.

  • Словарная работа. Значение слова «Виннипег».


2. Группа затейников составила вопросы по содержанию повести. Работа в парах. (На каждой парте лежат карточки с вопросами)

Дети отвечают на вопросы, обсуждают, дополняют.

Эрнест даёт оценку ответам детей(Молодцы; внимательно читали; мне было интересно Вас слушать; я рад, что Вы умеете слушать друг друга; вы такие молодцы; отлично!)

  • Что совершил Поль Дерош у Красной реки?

( перебил палкой всех волчат, кроме последнего)

Почему он не тронул последнего волчонка?

(в городе существовало поверье: убийство последнего детеныша в волчьей стае грозило несчастьем)

  • Кто стал хозяином волчонка? (трактирщик Хоган)

Как складывалась жизнь волчонка?

  • Как развивалась дружба между мальчиком и волком?

Что случилось с Джимом к Рождеству?

Как вел себя виннипегский волк?

(он долго выл, пока его не пустили в комнату к мальчику, там волк дежурил у постели больного. Когда мальчик умер вол оплакивал его)

  • Что случилось с виннипегским волком после смерти мальчика? Каким он стал?

(Он убежал на волю. Огромный серый волк в трое больше того, который сидел на цепи у трактира)



3.Группа «Художники» подготовили иллюстрации к тексту. (Выставка рисунков. Дети рассказывают какой момент запечатлели, Эрнест оценивает).

Эрнест. Молодцы, вы внимательно прочитали дома эту повесть.

Как вы думаете, зачем я написал это произведение? (ответы)

Сформулируйте главную мысль. (ответы)

- Наши «Чтецы» выучили стихи, посвящённые «Виннипегскому волку». Послушайте!

Эрнест. Ребята! Я рад, что моё творчество не забыто! Будьте добрыми! Живите в мире и гармонии с природой.

  1. Физминутка. «Художники» (улучшает внимание, ясность восприятия и образную речь):

«Возьмите кисточку, обмакните в краску и нарисуйте своего волка». (Дети рисуют в воздухе воображаемой кисточкой).



  1. Новая тема. Вызов (это импульс к появлению новых знаний).

Учитель. Ребята, для чего мы проверяем домашнее задание? (ответы, карточку д/з убираем)

Хотелось бы вам, узнать что-нибудь о жизни и творчестве Сентона- Томпсона?

Сегодня мы познакомимся с произведение В.М. Пескова «В гостях у Сентон -Томпсона»

Давайте попробуем предположить, к какому жанру относится это литературное произведение?

Наши грамотеи нашли определение рассказа в разных источниках. (читают определения)

Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в этом рассказе?

  1. Постановка учебной задачи:

Задача: вызвать интерес к учебному материалу.

Учитель. Сейчас мы проверим наши предположения.



  1. Первичное чтение.

Задача: вызвать интерес к учебному материалу.

Чтение текста сильными учениками. Приём «Чтение с остановками». (Работа проводится на распечатанных текстах, с использованием маркеров, для выделения незнакомого, существенного, интересного)

Упражнение: «Зоркие глазки» (служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.



  1. Работа над содержанием

Задача: выделять события, видеть их последовательность; формировать представления о нравственных понятиях.

1.Нумерация абзацев.

Учитель. Почему Василий Михайлович говорит: «Это дом дорогого для меня человека»

- Что такое фолианты?

- Почему Сентон-Томпсон любил работать карандашом и по утрам?

- Почему индейцы дали ему прозвище «Чёрный волк»?

- Что узнали о доме известного писателя?

Составьте вопрос к 8 абзацу.

В каком абзаце заключена главная мысль рассказа?

Какой вывод сделаем?

  1. Концептуальная беседа по тексту.

В каком абзаце заключена главная мысль рассказа?

- Какова главная мысль этого рассказа? (рассказать о жизни любимого писателя, увлечь чтением его произведений, объяснить читателю, почему Сетон-Томпсон писал о природе)

- Может ли человек, живущий в городе, в благоустроенной квартире написать такие произведения? Почему?

Какой вывод мы можем сделать по прочитанному?

Все писатели видят тоже , что и мы с вами, но только видят они это более внимательно, видят и чувствуют душой, и передают свои ощущения при помощи выразительных средств.

- Какие рассказы Сетон Томпсона вы ещё прочитали?

V. Рефлексия

Задача: учить осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зелёным; если редко-

жёлтым, не делали - красным.

У кого получились все кружки зелёными, выйдите к доске. У кого 3 кружка зелёных - встаньте. У кого только 2 - поднимите руку.


Хочется похвалить за активную работу на уроке и пожать ему руку?





VI. Домашнее задание.

Придумать 5 вопросов по тексту В.М. Пескова «В гостях у Сентона-Томпсона».

Узнать значение слов.

VII. Подведение итогов урока.



Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что больше всего понравилось?. Появилось ли желание прочитать другие произведения Сентона –Томпсона?

Аффирмация. 
- Ребята, возьмитесь за руки.

- Почти всё у человека предназначено для самого себя…кроме улыбки. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.
- Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!