СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по повести С. Алексиевич "Цинковые мальчики". 

Этот урок можно проводить как внеклассное мероприятие. Материал поможет учителю пробудить в душах подростков такие чувства, как жалость, сострадание. Поможет осознать бесяеловечность и бесполезность войны в Афганистане.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы 10 класс»

«И это будет преследовать нас всю жизнь…»

Урок по повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики»


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с книгой С. Алексиевич.

2. Обозначить проблемы, поднимаемые в повести, понять, как автор убеждает нас в том, что мир выше войны; попытаться выяснить смысл названия повести.


Оборудование урока

1. Портрет писательницы Светланы Александровны Алексиевич.

2. Фотографии воинов-афганцев из школьного архива.

3. Рисунки детей по теме.

4. Записи песен: А. Розенбаум «Чёрный тюльпан», афганские песни.

5. «Реквием» Моцарта.

6. Кадры из кинофильма Ф. Бондарчука «Девятая рота».


Предварительная подготовка к уроку

1. Прочитать повесть. Подготовиться к ответу на вопросы:

а) Какие причины привели участников войны в Афганистан?

б) Кто виноват, на ваш взгляд, в случившемся?

2. Прочитать и отметить эпизоды, повествующие о военных буднях, о фактах жестокости, проявленной солдатами обеих стран.

3. Индивидуальное задание:

а) сообщение учащегося о природе и обычаях Афганистана,

б) чтение наизусть письма матери погибшего солдата.


Ход урока

1. Слово учителя.

(Звучит песня А. Розенбаума «Чёрный тюльпан».)

«Чёрный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза двести», т. е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шёпотом, всё чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдалённых сёлах. «Всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых нет…»

(Звучит «Реквием» Моцарта и перечисляются фамилии убитых по книге С. Алексиевич «Цинковые мальчики». М., 1991. С. 172-173)

Тема нашего урока – война в Афганистане. Светлана Алексиевич в своей книге ищет ответы на вопросы: кому нужна была эта война? Как относиться к ней и её участникам? Кто виноват?

Поражает, что автор такого тяжёлого произведения – женщина, ведь войну принято считать «мужским» занятием. Но «Цинковые мальчики» не первая работа нашей соотечественницы о кровавых страницах истории. Была уже книга «У войны не женское лицо», в которой С. Алексиевич рассказала о жёнах, сёстрах, матерях, добывавших победу наравне с мужчинами в 1941-1945 годах. Одна из них напишет на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну».

Была книга «Последние свидетели» - эта потрясающая душу и сердце запись впечатлений детей от 3 до 12 лет, которые пережили войну тогда, в 1941-1945 годах, книга о том, как они восприняли её первые страшные дни, как теряли отцов и матерей, как голодали и шли по горевшей земле из обугленного Бреста…

Давайте вслушаемся в голоса героев книги «Цинковые мальчики», в рассказы, письма, телефонные звонки и тоже попытаемся ответить на вопросы, волнующие автора.

2. Беседа по содержанию повести.

Каково ваше впечатление от прочитанного?

( – Трудно поверить, что такое было…

– Страшно…)

Зачем мы оказались в Афганистане по официальной версии?

( – Опередили американцев и помогали афганскому народу.

– Солдаты в Афганистане ремонтировали, строили и восстанавливали школы (об этом сообщали газеты).

– На гражданке знали мало.

– Правду скрывали. Замполит напутствовал солдат, возвращавшихся домой, что надо говорить: «Потому что мы большая, сильная и морально здоровая армия…»)

Что за страна Афганистан?

(Индивидуальное сообщение, кадр из фильма Ф. Бондарчука «Девятая рота»)

Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые…вода не может быть такого небесного цвета. Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор. Высокие непугающиеся верблюды спокойно смотрят на всё, как старики».

У афганского народа свои поверья. Считается, что слой грязи сохраняет от напасти, поэтому маленьких детей не моют.

Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен, даже если потом убьют хозяина, потому что гость – представитель вражеской стороны.

Какие причины привели участников событий в Афганистан?

( – Вера в государство; вера в то, что писали в газетах о помощи афганскому народу.

– Выполняли приказ: «Как там в сказке? Я – раб волшебной лампы Аладдина… Так я – раб Министерства обороны. Куда прикажут, туда и буду стрелять».

– Привычка «быть как все».

– Одиночество, неустроенность в личной жизни: «Умер муж. Умер сын. Ничто не удерживало».

– Кто-то поверил, что едут на целину…

– Были и те, кого привлекала сама война.

Но слаще женщин, вкуснее вина

Есть для мужчины война…

«Ты между жизнью и смертью, и в твоих руках чья-то жизнь».

– Влекла безнаказанность: «На войне оправдание есть всему».)

Разные причины привели людей в Афганистан, но все они оказались рядом со смертью.

Какая же она, война?

Мы видим неподготовленную армию. Старое обмундирование, нехватка медикаментов и продуктов. С. Алексиевич рисует военные будни, в которых есть место и наркомании, и проституции, и спекуляции. (Анекдот, с. 18).

Увы, война состоит не только из анекдотов (индивидуальные сообщения).

Автор показывает подрывные ранения (с.44), минные ловушки (с.86-87, кадр из кинофильма), смерть животных (с. 38), обгорающий человек (с. 22). Приводятся воспоминания солдата, который ожидая караван, пролежал три дня в засаде под ослепительно ярким солнцем, «ходя под себя». Это же ад! Так из бытовых деталей возникает на страницах книги образ преисподней, где «нет страха Божия». Автор не употребляет библейской лексики, но всё же говорит об отсутствии нравственных понятий у людей, злоба которых за несколько суток достигает сатанинских размеров. Когда появился караван, он был расстрелян обезумевшими от жары и жажды бойцами. Неважно, что вместо оружия караван транспортировал бананы…

Жестокость была проявлена с обеих сторон. Афганцы оставляли от русских обрубки, в кишлаках закалывали солдат вилами и убивали мотыгами, вырезали звёзды на спинах и животах.

Советские воины стреляли в свадьбу и похоронную процессию, убивали детей (с. 152), дети убивали солдат (кадр из кинофильма).

Люди на войне, конечно же, были разные – добровольцы и самострелы. Были и любовь, и героизм, и сострадание…и дедовщина (с. 52, 105).

«Там разные люди были… Там же один мог лечь рывком на мину и спасти даже незнакомых ему ребят, другой подойти к тебе и просить: «Хотите, стирать вам буду, только не посылайте на боевые».

А можно ли было отказаться от поездки в Афганистан?

( – Нет. (с.85, 118, кадр из кинофильма).

Согласны ли вы с тем, что люди разные, но сломлены все?

( – Через всю книгу проходит мысль:»Я свои довоенные джинсы, рубашки носить не мог, это была одежда чужого, незнакомого мне человека».

– Не знаю ни одного человека, кто бы вернулся оттуда – и не пил, не курил».

– «Война не делает человека лучше».

– «Если бы я не попал на войну…» (с. 102)

– «Он убил человека моим кухонным топориком, я им мясо разделываю…» (с. 74-75 «Пролог»).

А были ли у солдат сомнения: стрелять или не стрелять?

( – Поражает, что об этом почти никто не думал. Ненависть, месть, страх правили людьми. Человек переставал быть человеком.)

Каковы последствия войны?

( – Убито и ранено 50 тысяч…калеки, сумасшедшие, психически больные… Остались дети-сироты, но не менее страшно звучит: «Ну а те, кто никого не оставил, ушёл, как не был?..» Конечно, был. И никто не облегчит горе матери, которая ходит на могилку, чтобы поговорить с сыном (чтение учащимся наизусть с. 47-48).

(Звучит песня «Над землёй бушуют травы»)

Кто виноват? Как относиться к афганской войне и её участникам?

(Зачитываются разные точки зрения:

– Афганистан – «брежневская авантюра» (с. 68-69).

– «Русские – оккупанты, и виноваты все, кто был в «Афгане» (с. 169).

– Виноват каждый из нас (с. 164). «Война была преступная, её уже осудили, а мальчиков надо защищать». Никто не учил их заповеди «Не убий!», им твердили, что война ради светлого будущего – дело святое.)

(Зачитать эпиграф)

3. Заключительное слово учителя.

Спешили, чтобы опередить американцев, чтобы взамен исходных порядков насадить свои. Но если даже отдельный человек не имеет права решать судьбу другого, то как можно, утопив в крови, сделать счастливым народ, у которого своя религия, иная культура? «Как из космоса, смотрели на нас проломленные черепа мечетей…» С. Алексиевич зовёт людей к мирному диалогу, потому что все мы равны перед высшими законами бытия. «А если это правда, что души убитых смотрят на нас сверху?».

Так сталкиваются понятия классового характера и общечеловеческого. Человек же всегда должен оставаться человеком, помнить о том, «что есть и Божий суд», об этом постоянно напоминают нам А. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и Ф. Достоевский, И. Бунин и Л. Андреев, В. Шукшин и В. Распутин…

Говорят, что в мире есть два отношения к истине: познание истины или побег от неё. Светлана Алексиевич мужественно предложила нам первое – она рассказала правду об афганской войне сотнями голосов своих героев. Свидетельствуют солдаты, их матери, их жёны и любимые, свидетельствуют командиры и врачи, мужчины и восемнадцатилетние мальчики…

Вся книга по жанру документальна, это бесконечные монологи и диалоги, сменяющие друг друга, это человеческие голоса, обращённые к земле, к Родине, к небу, к Богу… Это голоса горькой, испепеляющей правды, которую надо понять и принять, если мы хотим остаться людьми.

Вот почему эта книга сегодня у нас на уроке внеклассного чтения, ребята.


Домашнее задание: «А если это правда, что души убитых смотрят на нас сверху?» (письменный ответ на вопрос)