СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 7 класс Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы 7 класс

Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 7 класс Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»»

Урок литературы 7 класс



Дата:


Тема: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»


Тип урока: изучение нового материала


Цели:

-познакомить с поэмой «Русские женщины»;

-рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении;

-подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.


Оборудование:

-мультимедийный проектор;

-портрет Н. А. Некрасова;

- фонограмма Вивальди «Времена года. Зима».


Использование современных технологий:

-использование ИКТ;

-проблемное обучение.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Сообщение темы и задачи урока.

Сегодня у нас необычный урок, урок интегрированный.

 (Интегрированный урок включает в себя не только литературный материал, но какой-либо еще, например, живопись, музыку, историю, географию, т. е. те сферы деятельности человека, которые тесно перекликаются с литературой)

Наш сегодняшний урок  - это урок литературы и истории.

Мы сегодня совершим небольшой экскурс в историю и познакомимся с одной из самых ярких страниц российской  истории, но вместе с тем трагической.

   

III. Изучение нового материала.


1. Вступительное слово учителя.

Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции. «Темная семилетняя ночь пала на Россию», – говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли.

И выразителем ее в поэзии был Николай Алексеевич Некрасов.

Демонстрируется портрет поэта.

– Картины  детства  запомнились  Н. А. Некрасову  на  всю жизнь (Обширный сад в имении Грешнево, цветущие яблони, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца и любезная маменька, любившая своих детей и защищавшая их от отца – деспота-крепостника.) Начав писать вирши (стихи), он всю жизнь посвятил поэзии. Он был борцом за свободу своего народа от крепостного рабства.


2.Историческая справка  

 (Звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима». Презентация ).

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет  столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами. Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы. Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено  через несколько часов. Началось расследование и  расправа над участниками. Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей.   Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.  


3. История создания поэмы.

   - Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова?    

(Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»)

Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии  декабристов  28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра  Ентальцева, Александра Давыдова).  Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены в Сибири.

          После возвращения декабристов в России намечается очередной общественный подъем. Многие русские поэты и писатели откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жен декабристов.

   Приехав в Карабиху в 20-х числах мая 1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» была закончена 23 июля 1871 года.

     Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский.

    «Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову,  плакал, как ребёнок».

     Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок.  Эти наброски были использованы при работе над поэмой.

    Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдёмте в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы  слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз.

Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение». В 1872-1873 годах в журнале «Отечественные записки» выходят две части поэмы «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

     Задумывалась и третья часть. Об этом поэт говорит и в эпилоге к «Княгине Трубецкой»:

Быть может, мы, рассказ свой продолжая,

Когда-нибудь коснемся и других,

Которые, отчизну покидая,

Шли умирать в пустынях снеговых.

     Третья часть поэмы должна была быть посвящена Александре Григорьевне Муравьевой.    

      В основу сюжета новой поэмы, так же как и в основу «Русских женщин», Николай Алексеевич собирался положить мемуарные источники, «Записки княгини Волконской», и воспоминания декабристов. К сожалению, осуществлению этого плана помешал ряд причин. Главная из них - цензура. Новая поэма, посвященная декабристам, так и не была написана.

Поэма «Русские женщины» - это и песня совести, это и дума жестокая, потому что в этом произведении Некрасов воспел русских женщин, воспел мужество, героизм, высокий нравственный подвиг жен декабристов. В истории нашей страны декабристы занимают особое место, являя высочайший нравственный пример потомкам. Проходят десятилетия, сменяются эпохи, а образы этих рыцарей (без страха и упрека) все так же чисты и нетленны, как их имя – декабристы, ставшее для всех последующих поколений олицетворением благородства, бескорыстия, чести, верности, любви и дружбы, высочайшей культуры. Именно потому их имена навечно вписаны в историю и литературу.


4.Работа с учебником.

1) Чтение поэмы «КнягинаТрубицкая» учителем и комментирование.

2) Работа с толковым словарем.

Определить значения слов завет, бригадир, ямщик, отреченье, осторожный, тиранить, этапный (путь)


5. Беседа по содержанию.

 - К какому жанру относится произведение? Дайте определение поэмы как жанра.

( Поэма – большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным и эпическим сюжетом…)

 - Какова его основная идея?

 - Какова ее композиция?


6. Анализ поэмы.

- Как начинается 1-я часть поэмы? Что описывается в ней?

(с описания «на диво слаженного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)

 - Зачем граф-отец повесил в правый уголок возка икону?

 - Какие чувства испытывает он в этот момент?

 - Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? Найдите в тексте эти слова.

(«Но долг другой, и выше и трудней меня зовет…»)

 - Что просит она у отца?

(Благословления в дальний путь).

 - Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызвать поступок дочери?

(Чувство гордости…)

    Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

 - Почему Некрасов выбрал именно такую форму повествования?

 - Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?

(Два месяца).

 - Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?

(Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).

 Почему лично сам губернатор встретил княгиню?

(Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).

 Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?

(Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества…).

 - Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?

 - Какой довод он приводит последним, самый страшный?

(«Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей!Вас по этапу поведут с конвоем…»)

 - Что значит идти по этапу? (Текст стр. 242-243).

 - Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?

 - Кто оказывается морально  более стойким в этом диалоге?

  - Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?

 - Каков финал этой части поэмы?

(Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности)

Вывод.

   Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему мужу и долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:

    Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.


IV. Обобщение изученного

- Мы живем в XXI веке. Изменилось ли наше общество? Что общего у этих двух эпох, которые разделяют почти 200 лет.

Е. Трубецкая не может и не хочет остаться в том, красивом внешне, но уродливом внутри, мире. Она едет за мужем в Сибирь, суровую и жестокую.

– Но какие преграды возникают на её пути? Обратимся к сцене разговора княгини с губернатором и ответим на этот вопрос.

- Какие аргументы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться (Суровый климат, бесплодная земля, черствые и бездушные люди, разбои, убийства – привычное дело, жизнь в общей казарме, скудная пища, нищета и даже то, что её поведут по этапу с конвоем).

- Как вы считаете, решение княгини – временный порыв или твердое убеждение в своей правоте? (Это твердое убеждение в своей правоте. Она считает, что верная жена должна быть рядом с мужем. Княгиня не отстает от своей цели, несмотря на все угрозы и преграды).

- Чем заканчивается противостояние генерала и княгини? Что заставило губернатора уступить? ( Настойчивость героини, несгибаемая воля, мужество. Её не страшат ни суровый климат, ни нищета).

- В чем сила княгини? В чем источник нравственной силы этой русской женщины? (Сила княгини в любви, преданности. Эта женщина богата духовно. Не богатство и не положение в обществе главное для неё, а человеческие чувства, переживания).


V. Заключительное слово учителя.

 Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов заменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины»?

(Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины).

 Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

 

VI. Рефлексия

- Что же на ваш взгляд является самым ценным в человеке?

- Приходилось ли вам встречать человека, который так же самоотверженно  поступал? Расскажите о нём и его делах.


VII. Итог урока.


Жизнь этих женщин была мукой. Жизнь их стала подвигом.

– Какая мысль придавала им силы и гнала вперед?


Проходит год за годом, надежды на окончание ссылки тают, призрачными становятся мечты о возможном свидании с близкими. Подневольная жизнь, суровый климат, переживания, нужда – все это не прошло бесследно для декабристов и их жен. Многие остались в Сибири навечно. Е. И. Трубецкая умерла в Иркутске в 1854 году. Ей было 54 года, 28 из них она провела в Сибири.

Жены декабристов, бесспорно, дали немало «прекрасных строк нашей истории».

– А женщины, жены XXI века способны на такой подвиг?


VIII. Домашнее задание: написать мини –рассуждение «Что значит для Вас «самоотверженность»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!