СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 7 классе. Н. А. Некрасов " Поэма Русские женщины"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Урок разработан по новым стандартам фгос. Поэма "Русские женщины"

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 7 классе. Н. А. Некрасов " Поэма Русские женщины"»

Тема «Тема: Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».


Цели урока :

Обучающие :

- продолжить знакомство с писателем Н. Некрасовым , с его биографией и творчеством ;

- осмысление содержания отрывка из поэмы , его исторической основы;

- размышление о величии духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини с губернатором Иркутска»;

- обучение умению анализировать текст художественного произведения;

- выделять основные проблемы , поднятые автором в произведении.

Развивающие :

- включить ребят в творческий процесс изучения некрасовского произведения.

Воспитывающие:

- приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

- воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;

- прививать любовь к истории государства , вечным ценностям.

Оборудование : Эпиграф к уроку,презентация, видеоролик «Жены декабристов» (ФроловКонстантин Фролов- Посвящение женам декабристов. Кадры из кинофильма» Звезда пленительного счастья») ; учебник литературы под редакцией В.Я Коровина,В.П. Журавлёва и др., портрет Н.А.Некрасова.

Ход урока

Вступительное слово учителя Сегодня у нас необычный урок — урок в удивительный XIX век, который вписал золотыми буквами имена художников, музыкантов, поэтов. Одни из них - Николай Алексеевич Некрасов.

Вы слышите его шаги на лестнице?!

Вот он входит, зажигает свечи, садится за свой любимый письменный стол, и мысли уносят его далеко - далеко.

А мы вместе с ним переносимся в его творческую лабораторию.

И сейчас я хочу предоставить слово Коваленко А, которая расскажет нам о Н.А. Некрасове, а все остальные самое главное записывают в тетради. Слайды 1-10

Учитель:

Какова основная тема творчества Н.А. Некрасова? (Тяжелая жизнь русского народа)

- Какие произведения поэта вам знакомы? («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Железная дорога»)

- Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

– Какие картины детства запомнились Н. А. Некрасову на всю жизнь? (Обширный сад в имении Грешнево, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца).

- Чем запомнилась маменька? (… и любезная маменька, любившая своих детей и защищавшая их от отца – деспота-крепостника.) «Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других».

От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви! («Рыцарь на час»)

- Кем была русская женщина для Некрасова? (Некрасовская героиня — человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Недаром даже Муза Некрасова — «родная сестра» крестьянки).

Чтение эпиграфа урока.

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов

Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

Вспомним, что нам известно о восстании декабристов и об их жёнах.

- Что вы знаете о декабристах? (Это участники восстания против власти царя. Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций).

Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?

- И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить обстановку в России после Отечественной войны 1812 года? - Как встретила страна своих солдат победителей?


2. Выступление учащихся. (Ученик, изучивший эту тему, подготовил сообщение, изложить материал ему помогут другие ученики) слайд -11

Ученик: Есть такие даты в календаре, которые знает и должен знать каждый русский человек. Это день декабристского восстания на Сенатской площади – 14декабря 1825года. Декабристы. Лучшие люди России, дворяне, офицеры, богатые и знатные. Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? Против чего они протестовали?

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ученик: Страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян. Но этого не произошло.

Ученик: В 1821-22 годах возникли два тайных общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота –лето 1826 года, но события развернулись иначе. Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову. Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ученик: Утром 14 декабря Россия впервые видела революцию. И хотя восстание закончилось трагически, люди, вышедшие на Сенатскую площадь, навсегда останутся в памяти России. Участников восстаний арестовывали в полках и в родительских усадьбах, хватали на пути в Петербург или Москву, при попытках перейти границу.

Ученик: Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289. Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно-доброжелательно, с другими оскорбленно строго.

Декабристов судили как уголовных преступников.

Ученик: Через полгода участь декабристов была решена слайд 12-13

Пятерых самых опасных преступников - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.Г. Каховского приговорили к четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменили на повешение.

На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.

Учитель: Давайте оценим содержание сообщения.

Учитель: В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных в на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но женщин, удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А.Некрасов. Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя. Заключенным была запрещена переписка. Эту обязанность взяли на себя жены декабристов. Через письма, которые они писали своим родным, а также близким других каторжан, об узниках помнили, им сопереживали, старались облегчить их участь.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся.

3. Декабристы и их жены

Учитель Знали ли жены декабристов, что их мужья арестованы?

- Оберегая покой своих жен, декабристы не посвящали в свои
тайные революционные дела, поэтому арест для жен стал как
гром среди ясного неба. За исключение Екатерины Ивановной
Трубецкой, которая хранила в личной ванной типографический
станок и вышивала знамя для мятежников.

Учитель:


Пока декабристы сидели в Петропавловской крепости, любящие жены приходили на свидания, передавали письма, подкупая охрану переодевались в костюмы горничных, а невеста Ивана Анненкова Полина Гебль даже разработала план побега, но не хватило денег

  • Любовь, преданность, твердость характера, мужество, настойчивость
    жен помогали декабристам выдержать одиночное заключение,
    допросы, предчувствия трагической развязки.

  • Я думаю, мятежники бесконечно были благодарны любимым
    женщинам, за которых волновались и переживали. Как они будут жить
    без них?!

  • А мужественные женщины и не собирались жить без мужей! Узнав о
    приговоре, ссылке в Сибирь, они тут же подают прошение о
    разрешении следовать за мужьями.

Учитель Чем они этот поступок объясняли?

- Они были очень счастливы в браке, и теперь считали своим святым
долгом разделить с ними их бедственное положение.

Учитель Да, это было подвигом! А чем усиливалось впечатление от этого подвига?

  • Все жены декабристов совершили подвиг, поехав за мужьями.
    Юные и красивые они расставались с близкими и детьми без надежды
    на то, что увидят своих детей, которых оставляли с родителями,
    бабушками.

  • Они пожертвовали всем: знатность, богатство, связи, близ, дет., ради
    нравственного долга.

Учитель Что гласил Указ царя?

Они становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.


Посмотрим видеоролик «Жены декабристов»

Константин Фролов (Константин Фролов- Посвящение женам декабристов. Кадры из кинофильма» Звезда пленительного счастья»)

Учитель :

Сколько женщин отправилось за своими мужьями в Сибирь?

Что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся.

Подвижничество во имя любви?

Супружеский долг?

Сострадание к ближнему? (РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ)

Чувство справедливости?

О многом можно только догадываться.

А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

Учитель Кто эти мужественные женщины, представьте их. Кто отправился в след за мужьями преодолев невероятный путь. Слайды (портреты женщин)

  1. - княгиня Е.И. Трубецкая (не было детей) разные по

  2. - княгиня М.Н. Волконская соц. и мат.

  3. - графиня Муравьева положению,

  4. - графиня Нарышкина (не было детей) характеру.

  5. - жена полковника Давыдова

  6. - генеральша Фонвизина


  1. - невеста Анненкова — П. Гебль

  2. - баронесса Розен

  3. - генеральша Юшневская продала шубу, сер. ложки

10) - невеста Ивашева

Учитель Кто же поехал первой?

- Это Екатерина Ивановна Трубецкая.

Еще вчера графиня Лаваль танцевала мазурку с Н I, а сегодня, на следующий день после отъезда мужа в Сибирь, добившись разрешения у царя, отправилась в следа за мужем.

Два месяца она добиралась до Иркутска, проехав 6 тыс. верст по бездорожью и холоду.

Это подвиг! 4.. История создания поэмы «Русские женщины»

В 1871 году Некрасов написал поэму «Русские женщины», увековечив героический подвиг жен - декабристов. Поэма состоит из 2х частей.

1ч. Посвящена Е.И. Трубецкой

Ич. М. Волконской

Шч. Некрасов не успел написать, но сохранился ее черновой вариант,

посвященный А.Г. Муравьевой

1ч. поэмы, где Некрасов воссоздал характер Е.И. Трубецкой, мужественной женщины, которая преодолевая множество трудностей:

  • сопротивление родителей,

  • препятствия, чинимые властями.

Именно о ней с восхищение писал Н.А. Некрасов: «Она другим дорогу проложила

Она других на подвиг увлекла»

Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц. Событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя.

6. Диалог губернатора Иркутска Цейдлера с княгиней Трубецкой


С кем прощается княгиня Трубецкая? Как провожает ее отец? Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? Что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий?

- Поэт каждую часть текста даёт в сравнении, что сравнивается, как он этого достигает? (сны и явь, балы, поездки за границу и явь, родной дом и тюрьма)

“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

- Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?

Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, — я слёз не принесу

В проклятую тюрьму —

Я гордость, гордость в нём спасу,

Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

- А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

- Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог в лицах.)

- Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

- Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем).

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора”.

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим.

Работа в группах:

Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Прочитать отметить цитаты.)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

- Что заставило губернатора уступить княгине?

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

- Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. (Отречение)

- Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Почему? (Её система ценностей совсем другая).

- Что еще толкало женщин в дорогу?

Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. Пример тому — Александрина Муравьёва. Некрасов хотел её сделать главной героиней поэмы, но успел написать всего две главы. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

М.Н. Волконская, очень мало знавшая мужа до ссылки, говорит о том, что “лучшая сердца любовь” пришла к ней именно тогда, когда он был уже в тюрьме. Вот что пишет М.Н. Волконская в своих воспоминаниях: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.

- Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Я делал всё, что мог...

Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.


Опрос-беседа:

- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом? (Да, это был настоящий подвиг для них , привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытания , эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу).

-Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.)

Выводы учащихся. Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Слово учителя. Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню. Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:

Старик говорил: — Ты подумай о нас,

Мы люди тебе не чужие:

И мать, и отца, и дитя, наконец, —

Ты всех безрассудно бросаешь,

За что же? — “Я долг исполняю, отец!”

М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем? Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками? (Три горькие доли имела судьба...)

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Так о чем эта поэма “Русские женщины”?

Выводы учащихся:

О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.

Итоги урока. Давайте же теперь ответим на вопрос : «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены?

-Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”.

Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.

Какие же качества, по мнению Некрасова, присущи русским женщинам?

- Самопожертвование, достоинство, терпение.

Составить синквейн

Оценки за урок.

Домашнее задание «Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?» Д. з. Написать эссе: «Можно ли назвать жен – декабристов героинями? В чем их подвиг?»











































Урок подготовила учитель русского языка и литературы

Мухина Елена Николаевна





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!