СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по повести "Ася"2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Что за хамелеон эта девушка!»

Класс: 8

Программа: под ред. Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Цель:

  1. Обучающая – углубление представления об образе Аси;
  2. Развивающая – развитие умений и навыков анализа эпического текста;
  3. Воспитательная – включение учащихся в ситуацию обсуждения нравственных проблем, затронутых писателем.

Задачи:

  1. Введение понятия «тургеневская девушка»
  2. Углубление представления о портрете героини
  3. Углубление умений и навыков анализа текста

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по повести "Ася"2»

Тема: «Что за хамелеон эта девушка!»

Класс: 8

Программа: под ред. Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Цель:

  1. Обучающая – углубление представления об образе Аси;

  2. Развивающая – развитие умений и навыков анализа эпического текста;

  3. Воспитательная – включение учащихся в ситуацию обсуждения нравственных проблем, затронутых писателем.

Задачи:

  1. Введение понятия «тургеневская девушка»

  2. Углубление представления о портрете героини

  3. Углубление умений и навыков анализа текста


Оборудование: на доске написано число, классная работа и тема урока «Что за хамелеон эта девушка!»

Ход урока

Учебные ситуации

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь! Скажите, кого нет.

Все ли готовы к уроку? У всех ли есть тетради, учебники?



Отвечают.

Проверка домашнего задания

Хорошо. Но для начала давайте проверим ваше домашнее задание. Напишем небольшой тест по содержанию повести.

    1. Героя, характеризующий себя словами «Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания…» (Н. Н.)

    2. «Коммерш» - это…? (торжественный пир студентов)

    3. Герой повести пишет: «Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное по выражению их лица».

А. о семье Гагиных

Б. о русских за границей

В. о студентах

Г. о французах

    1. Герой пишет: «Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается».

А. о Гагине

Б. о Перевозчике

В. о русском человеке

Г. об отце Аси

    1. Следующие слова: «Если б мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели…Так бы и утонули в этой синеве.. Но мы не птицы» принадлежат:

А. господину Н. Н.

Б. Асе

В. Гагину

Г. Неизвестному художнику

    1. Последнее свидание Аси и Н.Н.проходило:

А. на развалинах

Б. в доме Гагиных

В. на берегу Рейна

Г. в доме фрау Луизы

    1. Фраза Аси, после которой герой начинает понимать, что она любит:

А. Вы в лунный столб въехали, вы его разбили.

Б. Крылья у меня выросли

В. Ваша…

Г. Если бы я умерла, вам было бы жаль меня?

    1. Литературная героиня, на которую хотела бы быть похожа Ася?

А. Маша Миронова

Б. Наташа Ростова

В. Татьяна Ларина

Г. Наталья Ласунская

    1. Дополните фразу: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а …

А. час

Б. вечность

В. память об этом дне

Г. мгновенье

    1. Герой хранит как святыню, как воспоминание об Асе?

А. ее локон

Б. ее портрет

В. записку и цветок гераниума

Г. свои записи.

Хорошо. Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока: «Что за хамелеон эта девушка!».



Слово учителя.


В творчестве И. С. Тургенева возникает особый тип героини, девушки, скромной, чуткой, но вместе с тем, сильной и решительной. Благодаря этому писателю в литературе складывается тип тургеневской девушки.

Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», — героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости».



Анализ текста

Как вы уже поняли, в центре нашего сегодняшнего урока будет образ главной героини повести, тургеневской девушки – Аси.

Повесть названа именем главной героини – Аси. Образ Аси, бессмертен, и до сих пор не ослабевает интерес читателя к этой героине.

Обратите внимание на то, как сформулирована сегодняшняя тема. Скажите, кто так называет героиню? И почему?

Н. Н. говорит так об Асе, еще не зная ее истории, после того как героиня «разыгрывает» перед ним разные роли.

Обратимся к повести. Чем привлекает вас “тургеневская девушка”?

Давайте поработаем с портретом Аси. Какой впервые видит Н.Н. Асю? (стр 9, 11).

Работа с портретами: Какой из портретов, по вашему мнению, ближе к образу Аси и почему? Что увидел художник в женщине и хотел показать в портрете? (ученики подходят к доске, показывают выбранный портрет и отвечают на вопрос)

Хорошо, какое впечатление при 1 встречи производит Ася на Н. Н.?

Она показалась ему милой, но несколько странной («смеялась престранным образом»). Эта девушка уже после первой встречи подарила герою еще непонятное ему ощущение счастья.

Какой видит Асю герой во второй раз (на развалинах)?

Стр 16

«Уже накануне заметил я в ней что-то напряженное, не совсем естественное..»

«Ее движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью».

Играет разные роли.

Гагин говорит об Асе: “…но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась”.

Какую следующую «роль» разыгрывает перед Н. Н. Ася?

Стр22 Роль русской девушки.

В какой главе раскрывается история Аси?

Глава 8 стр 29. Расскажите, кто же такая эта загадочная Ася?

Это незаконнорожденная дочь отца Гагина.

Через поступки проявляется ее натура: эта внешняя веселость и внутренняя печаль, надломленность, страдание – объясняемое ложностью ее положения. Двойственность украсила образ Аси, окутала тайной, привлекла господина Н. В сказке “Неизвестный цветок” Платонова у цветка спрашивает девочка: “Почему ты такой непохожий”? “А оттого, что мне трудно”,- отвечает цветок.

Наша героиня – это воплощение чистоты, нежности, женственности; это девушка высоких моральных качеств, благородства души, доброго сердца и сильного, решительного характера.

Всем хороша Ася. И господин Н. оценил ее: “Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала: не только одной полудикой прелестью…привлекала она меня: ее душа мне нравилась”.

Теперь давайте проследим, как развивалось чувство любви в героине? Скажите, когда, по-вашему мнению, Ася влюбляется в Н. Н. Как это показано в тексте?

Мне кажется, что Ася влюбляется в героя еще в первый день. Вспомните, она уходит в комнату и долго стоит за нераскрытым окном. А вскоре она догоняет уходящего Н. Н. и Гагина, который его провожает.

Как вы думаете, что значит фраза Аси:

- Вы в лунный столб въехали, вы его разбили? (стр 13)

Эта фраза показывает, что Н. Н. разрушил душевное спокойствие Аси, вызвал в ней чувство.

Как вы считаете, зародилось ли в этот момент новое чувство и в господине Н. Н.?

Мне кажется, что Н. Н. тоже испытывает влюбленность в этот момент.

«Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал… Я был счастлив».

На страницах повести мы видим как разгорается любовь между Асей и Н. Н. Скажите, кто первый признается в любви? Когда это происходит?

Первой признается Ася как истинная тургеневская девушка. Она говорит: «Крылья у меня выросли – да лететь некуда». (стр 45)

За что полюбила Ася господина Н.? (веселый, обаятельный, беззаботный, тонко чувствует природу, начитан, умно рассуждает, разбирается в живописи и музыке, общителен, благороден).

Он сумел тронуть сердце Аси. Молодые люди, с которыми она встречалась случайно, ничего не говорили ее уму и сердцу. А здесь в экзотической обстановке, на фоне мягкой чудесной природы, древних стен и башен, вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин Н. представился ей необыкновенным человеком.

Ей нужен герой. Он герой? Достоин он Аси?

Кто такой герой? (человек, способный на поступок, имеющий решимость взять ответственность на себя)

Почему не состоялась любовь? Дело в ком, в Асе или господине Н.?

Господин Н. живет ради себя, ради удовольствий, что приводит к безответственности, затем к нерешительности в итоге к трусости. Он живет одним днем, испытывая страх перед жизнью. Не хочет думать о завтрашнем дне. Откладывает счастье на завтра: “До завтра… завтра я буду счастлив”.

Но “ у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение”,- предупреждает нас писатель.

Н. говорит: “Я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей”. А может он прав? Ваше мнение? Принесла бы счастье им обоим женитьба? (размышления учащихся)







Отвечают

Выводы

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели образ главной героини повести «Ася», познакомились с понятием «тургеневская девушка». В следующий раз у нас будет урок внеклассного чтения по повести И. С. Тургенева «Первая любовь».


Домашнее задание

При чтении повести вам нужно будет обратить внимание на композицию повести, определить форму повествования, особое внимание уделите образу Зинаиды.