Просмотр содержимого документа
«Леонгард урок Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина»
КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Урок литературы
в 10 классе
Тема: «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина»
Леонгард Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Новоалтайск, 2014
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о Маше Мироновой как нравственном идеале А.С.Пушкина. |
Задачи: Совершенствовать умение обобщать и систематизировать материал, оценивать поступки героев, подбирать образные выражения для характеристики.
Развивать долговременную память, словесно-логическое и наглядно-образное мышление.
Воспитывать нравственные качества учащихся на примере литературного героя, формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (мультимедийный проектор), презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительная беседа:
(«Капитанская дочка»)
(Александр Сергеевич Пушкин)
Сообщение темы урока:
Работа над образом Маши Мироновой.
Это Маша Миронова (иллюстрация, слайд № 2)
Давайте вспомним, как представлен образ Маши в начале и середине повести? Какой вы представляете себе героиню?
(Уч-ся называют прилагательные, заполняется таблица, слайд № 3)
В начале и середине повести | В конце повести |
скромная застенчивая боязливая слабая робкая послушная спокойная скромная милая девушка «трусиха» | |
Вторую часть таблицы мы заполним позже, а для этого попробуем понять, какие тяжёлые испытания пережила Маша (слайд № 4)
Ответы на вопросы по иллюстрациям к повести:
Любимый человек ранен на дуэли
(слайд № 5)
Отец Петра запрещает сыну жениться.
(слайд № 6)
Найдите ответ на с. 143
Вывод: Маша готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей.
(слайд № 7)
(слайд № 7)
Пугачёвский бунт и гибель родителей Маши
(слайд № 8)
(слайд № 9)
(ответы уч-ся)
Согласилась ли девушка стать женой Швабрина?
Вывод: «Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти,
на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой Швабрина.
(ответы уч-ся)
Вывод: Маша приехала в Петербург, чтобы доказать невиновность своего жениха.
Работа по таблице.
(заполняется вторая часть таблицы, слайд № 13)
В начале и середине повести | В конце повести |
скромная застенчивая боязливая слабая робкая послушная спокойная скромная милая девушка «трусиха» | отважная мужественная смелая гордая борется за свою любовь борется за справедливость |
Выводы: (слайд № 14)
Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, сделали её сильнее.
Она нашла в себе силы бороться за своё счастье.
Маша стала взрослее в этих испытаниях.
Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
Работа над понятием «ИДЕАЛ»
(слайд № 15)
Какие качества Маши позволяли Пушкину считать её идеалом? (слайд № 16)
Подведение итога урока.
Понравилась ли вам повесть?
Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
Заключительное слово учителя:
Мы живём в другое время, но повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства.
(слайд № 17)
Просмотр содержимого документа
«заявка Леонгард»
Просмотр содержимого презентации
«Леонгард презнтация Маша Миронова- нравств. идеал Пушкина»
КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат »
«Маша Миронова -
нравственный идеал Пушкина »
Подготовила Леонгард Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Маша Миронова
Как представлен образ Маши в начале и середине повести?
В начале и середине повести
В конце повести
Скромная
застенчивая
боязливая
слабая
робкая
послушная
спокойная
скромная
милая девушка
«трусиха»
Какие тяжёлые испытания пережила Маша
Любимый человек ранен на дуэли
Отец Петра запрещает сыну жениться
- Почему Маша отказывается выйти замуж за Петра?
- Она готова отказаться от личного счастья,
потому что нет на него благословения родителей.
Пугачёвский бунт и гибель родителей Маши
Как изменяется образ Маши
«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде,
но не даёт согласия стать женой Швабрина
Маша приехала в Петербург,
чтобы доказать невиновность своего жениха
Мария просит императрицу даровать Петру Гринёву свободу.
Она борется не только за свою любовь,
но и за справедливость
Как изменился образ Маши?
В начале и середине повести
В конце повести
Скромная
отважная
застенчивая
сильная
боязливая
мужественная
слабая
смелая
робкая
гордая
послушная
борется за свою любовь
спокойная
борется за справедливость
скромная
милая девушка
«трусиха»
Выводы.
- Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, сделали её сильнее.
- Она нашла в себе силы бороться за своё счастье.
- Маша стала взрослее в этих испытаниях.
Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
идеал
Идеал – единство ИСТИНЫ,
ДОБРА и КРАСОТЫ
Идеал - высшая норма
нравственной личности
Какие качества Маши позволяли Пушкину считать её идеалом?
- Сила любви
- чувство ответственности за любимого
- самоотверженность
- верность слову и долгу
- внутреннее благородство
- внутренняя красота
Понравилась ли вам повесть?
- Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь.
- Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства.