СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме "Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю разработку урока литературы по теме "Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина" +  презентацию к уроку. Урок проведён в коррекционной школе I вида.

Просмотр содержимого документа
«Леонгард урок Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина»



КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»











Урок литературы

в 10 классе

Тема: «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина»





Леонгард Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории











Новоалтайск, 2014

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о Маше Мироновой как нравственном идеале А.С.Пушкина.


Задачи: Совершенствовать умение обобщать и систематизировать материал, оценивать поступки героев, подбирать образные выражения для характеристики.

Развивать долговременную память, словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Воспитывать нравственные качества учащихся на примере литературного героя, формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (мультимедийный проектор), презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительная беседа:

  • Какую повесть мы прочитали на уроках литературы?

(«Капитанская дочка»)

  • Кто автор этой повести?

(Александр Сергеевич Пушкин)

  1. Сообщение темы урока:

        • Тема нашего сегодняшнего урока: «Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина» (слайд № 1)


  1. Работа над образом Маши Мироновой.

  1. Это Маша Миронова (иллюстрация, слайд № 2)


  1. Давайте вспомним, как представлен образ Маши в начале и середине повести? Какой вы представляете себе героиню?

(Уч-ся называют прилагательные, заполняется таблица, слайд № 3)



В начале и середине повести

В конце повести

скромная

застенчивая

боязливая

слабая робкая

послушная

спокойная

скромная

милая девушка

«трусиха»




Вторую часть таблицы мы заполним позже, а для этого попробуем понять, какие тяжёлые испытания пережила Маша (слайд № 4)

  1. Ответы на вопросы по иллюстрациям к повести:

  • Кто это? Что случилось?

Любимый человек ранен на дуэли

(слайд № 5)

  • Что изображено на этой иллюстрации?

Отец Петра запрещает сыну жениться.

(слайд № 6)



  • Почему Маша отказывается выйти замуж за Петра?

Найдите ответ на с. 143



Вывод: Маша готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей.

(слайд № 7)



  • А что мы видим здесь?

(слайд № 7)

Пугачёвский бунт и гибель родителей Маши

(слайд № 8)

  • Проследим, как изменяется образ Маши

(слайд № 9)

  • Что произошло? (слайд № 10)

(ответы уч-ся)

  • Можно назвать Машу слабой и трусливой?

Согласилась ли девушка стать женой Швабрина?

Вывод: «Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти,

на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой Швабрина.

  • Зачем Маша приехала в Петербург? (слайд № 11)

(ответы уч-ся)

Вывод: Маша приехала в Петербург, чтобы доказать невиновность своего жениха.

  • А здесь (слайд № 12) мы видим, как Мария просит императрицу даровать Петру Гринёву свободу. Она борется не только за свою любовь, но и за справедливость.

  1. Работа по таблице.

  • Как изменился образ Маши?

(заполняется вторая часть таблицы, слайд № 13)

В начале и середине повести

В конце повести

скромная

застенчивая

боязливая

слабая робкая

послушная

спокойная

скромная

милая девушка

«трусиха»

отважная

мужественная

смелая

гордая

борется за свою любовь

борется за справедливость



  1. Выводы: (слайд № 14)

  • Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, сделали её сильнее.

  • Она нашла в себе силы бороться за своё счастье.

  • Маша стала взрослее в этих испытаниях.

  1. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

  1. Работа над понятием «ИДЕАЛ»

(слайд № 15)

  • Идеал – высшая норма нравственной личности;

  • Идеал – единство ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ.



  1. Какие качества Маши позволяли Пушкину считать её идеалом? (слайд № 16)



  • сила любви;

  • чувство ответственности за любимого;

  • самоотверженность;

  • верность слову и долгу;

  • внутреннее благородство;

  • внутренняя красота

  1. Подведение итога урока.

  • Понравилась ли вам повесть?

  • Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

  • Заключительное слово учителя:

Мы живём в другое время, но повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства.

(слайд № 17)

Просмотр содержимого документа
«заявка Леонгард»

Заявка на участие в методическом конкурсе

«На урок с веселым сердцем!»

ФИО

Леонгард Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, учитель-дефектолог


Образовательное учреждение

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новоалтайская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

658087Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Барнаульская, 3а

тел. 46-2-17, 46-2-40, 46-2-43


Название работы



Название номинации

Урок литературы на тему: «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» + презентация

Номинация «Конспект занятия»


Дата оформления подписки

18 марта 2014 г.



Просмотр содержимого презентации
«Леонгард презнтация Маша Миронова- нравств. идеал Пушкина»

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат »       «Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина »  Подготовила Леонгард Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат »

«Маша Миронова -

нравственный идеал Пушкина »

Подготовила Леонгард Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Маша Миронова

Маша Миронова

Как представлен образ Маши  в начале и середине повести? В начале и середине повести В конце повести Скромная застенчивая боязливая  слабая робкая послушная спокойная скромная милая девушка «трусиха»

Как представлен образ Маши в начале и середине повести?

В начале и середине повести

В конце повести

Скромная

застенчивая

боязливая

слабая

робкая

послушная

спокойная

скромная

милая девушка

«трусиха»

Какие тяжёлые испытания  пережила Маша

Какие тяжёлые испытания пережила Маша

Любимый человек ранен на дуэли

Любимый человек ранен на дуэли

Отец Петра запрещает сыну жениться

Отец Петра запрещает сыну жениться

- Почему Маша отказывается выйти замуж за Петра? - Она готова отказаться от личного счастья,  потому что нет на него благословения родителей.

- Почему Маша отказывается выйти замуж за Петра?

- Она готова отказаться от личного счастья,

потому что нет на него благословения родителей.

Пугачёвский бунт и гибель родителей Маши

Пугачёвский бунт и гибель родителей Маши

Как изменяется  образ Маши

Как изменяется образ Маши

«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не даёт согласия стать женой Швабрина

«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде,

но не даёт согласия стать женой Швабрина

Маша приехала в Петербург, чтобы доказать невиновность своего жениха

Маша приехала в Петербург,

чтобы доказать невиновность своего жениха

Мария просит императрицу даровать Петру Гринёву свободу. Она борется не только за свою любовь,  но и за справедливость

Мария просит императрицу даровать Петру Гринёву свободу.

Она борется не только за свою любовь,

но и за справедливость

Как изменился образ Маши? В начале и середине повести В конце повести Скромная отважная застенчивая сильная боязливая мужественная  слабая смелая робкая  гордая послушная борется за свою любовь спокойная борется за справедливость скромная милая девушка «трусиха»

Как изменился образ Маши?

В начале и середине повести

В конце повести

Скромная

отважная

застенчивая

сильная

боязливая

мужественная

слабая

смелая

робкая

гордая

послушная

борется за свою любовь

спокойная

борется за справедливость

скромная

милая девушка

«трусиха»

Выводы. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, сделали её сильнее.  Она нашла в себе силы бороться за своё счастье.

Выводы.

  • Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, сделали её сильнее.

  • Она нашла в себе силы бороться за своё счастье.

  • Маша стала взрослее в этих испытаниях.
Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина идеал Идеал – единство ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ Идеал - высшая норма нравственной личности

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

идеал

Идеал – единство ИСТИНЫ,

ДОБРА и КРАСОТЫ

Идеал - высшая норма

нравственной личности

Какие качества Маши позволяли Пушкину считать её идеалом?

Какие качества Маши позволяли Пушкину считать её идеалом?

  • Сила любви
  • чувство ответственности за любимого
  • самоотверженность
  • верность слову и долгу
  • внутреннее благородство
  • внутренняя красота
Понравилась ли вам повесть?  Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь.

Понравилась ли вам повесть?

  • Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь.

  • Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!