СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Серая Шейка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Д.М. Мамин - Сибиряк « Серая Шейка»

Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Задачи  урока  :  1.Продолжить знакомство  с творчеством автора,  содержанием  сказки.

              2.Развитие  умений  анализировать  поступки  героев ,  с  целью выявления  мотивов поступков .

              3.Воспитывать  любовь и  бережное  отношение  к  птицам.

Тип урока: систематизация знаний.

Межпредметные связи: познание  мира, изобразительное искусство.

Оборудование: портрет Д.Н.Мамина –Сибиряка, мультимедиапроектор, презентация, иллюстрации к сказке, работы детей, кроссоврд.

Технологии:  технология критического мышления, элементы здоровьсберегающей технологии, личностно-ориентированное обучение.

 

              Ход  урока:

 

   I  Организационный  момент.

   II Эмоциональный настрой.

 

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А слушать, слышать, рассуждать,

Работать дружно, отвечать!

 

    Приветствие  гостей .

Почти  все у человека  предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка  самому  себе не  нужна .Если бы  не зеркала, вы бы  ее никогда  даже  не увидели. Улыбка предназначена другим людям .Так давайте сначала подарим улыбки   гостям,  затем друг другу, чтобы  от ваших улыбок всем  было хорошо,  радостно , легко   и тепло.

      III. Актуализация опорных знаний

-Какое  произведение  мы читали на предыдущем  уроке?

-Кто автор  этого произведения ? (Д.Н.Мамин –Сибиряк)

О жизни и творчестве Д. Н. Мамина –Сибиряка  расскажут  Астраханцев Станислав, Капушина Лидия, Ломашова Анна, Журбенко Ольга.        

 Д.Н.Мамин (псевдоним Мамин –Сибиряк)родился в уральском поселке Висим 25 октября 1852 году. Его отец был настоятелем церкви.  Как детский писатель Мамин –Сибиряк родился 21 марта 1892года..В этот день на свет появилась его дочка Аленушка. Дмитрий- Мамин начал писать сказки для своей Аленушки,  а теперь под эти сказки засыпают миллионы детей.

«Серая Шейка впервые была напечатана в журнале Детское чтение»

А в этом году Аленушкиным сказкам исполняется 121 год.

 

      IV. Слово учителя:

На прошлом уроке мы прочитали 3 части сказки. Наступление  зимы – время перемен не только в жизни людей , но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон..

-А сейчас я проверю вашу  внимательность . Найдите среди букв слова и обобщите их .

КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ- животные

ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН- рыбы

МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ- птицы

- Да, правильно. Птицы.

Перелетные птицы подались на зимовку туда, где больше солнца и длиннее день.

Сначала улетели кукушки, за ними улетели стрижи, ласточки, журавли. Последним из птиц улетают утки.

     В первой части автор подробно описывает наступление зимы. С какой целью он описывает  первые признаки зимы? (описание природы готовит нас к тому ,что Серой Шейке будет трудно пережить зиму).

    Во второй части автор ни разу не упоминает о Селезне. Но так много говорит о Старой Утке.

Почему? (Серая Шейка нуждалась в поддержке и сочувствии , которые могла дать ей только мать).

   Давайте составим  характеризующую карту  героям  второй части. 

- Подберем  характеристики каждому герою (распределяют слова-определения):

 

Утка

Селезень

 

Самоотверженная

Эгоистичный

Заботливая

Равнодушный

Умеющая любить

Не тревожит себя грустными мыслями

Умеющая сочувствовать

Не способный на жертву

 

 

  

Жизненные позиции Старой утки и Селезня.

-Какая позиция близка вам?(ответы детей).

-Какая позиция близка автору?

-Как объяснить его слова : «оказывалось как –то так,что именно он ,Селезень ,всегда прав ,всегда умен, и всегда лучше всех.

-На самом ли деле Селезень такой умный? Докажите.

Селезень –типичный обыватель. Обыватель –это человек, который относится к окружающим через призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает свое полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том , что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. О их жизненной позиции говорит народная мудрость: « Ничего не знаю, моя хата с краю»

-Хорошо ли находиться  рядом с таким человеком?

Работа над  составлением синквейна

Объединитесь в группы. Составьте синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь селезня, утки и Серой Шейки.1 ряд Утка, 2 ряд – Селезень, 3 ряд- Серая Шейка. Работаем 3 минуты. Зачитайте. 

 

-Как автор называет Серую Шейку? (Бедняжкой)

-Вспомним ,что сам Дмитрий  Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом.

-Докажите словами из текста ,что автор очень переживает.(«Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей» . Автор говорит от имени Утки).

-В третьей части сказки  появляется новый персонаж.

-Кто он? (Зайчик)

- Смогла бы Серая Шейка одна пережить холод и одиночество?

 -Кто поддерживал её в трудную минуту? Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг?

-О чем Заяц предупредил Серую Шейку ? (Берегись, Серая Шейка, она опять придет).

- А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)

 

По трем прочитанным частям сказки мы организовали галерею рисунков героев сказки.

-А сейчас совершим Тур по галерее.

-Написать свои  комментарии на стикерах и приклеить их на понравившийся рисунок.

Физминутка.

На носочки встанем ,облачко достанем.

На корточки присядем ,травушку погладим.

Руками-крыльями  взмахнем, как утята поклюем.

В стайки соберемся ,друг другу улыбнемся.

Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь

 

   V. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы узнаем, чем же закончилась сказка, удастся ли спастись Серой Шейке.

 

  VI.Работа над темой урока 

А)Первичное восприятие

Б) беседа по первичному восприятию:

 - Как произошло спасение уточки?

Какой новый персонаж появляется в эту минуту? (охотник Акинтич)

 - Какой конец у этой сказки?

 - Кто главные герои сказки (утка, лиса, заяц)

На доску вывешиваются сигнальные карточки с названиями этих животных.

 - Давайте подберем характеристики каждому герою (распределяют на три столбика слова-определения):

ЛИСА                ЗАЯЦ                      Серая Шейка

Хитрая              трусливый              одинокая

Издевается        переживает            беззащитная

Коварная          сочувствует             бедная

Злорадствует    предупреждает

  •  
  •  

 - Каким тоном мы будем читать слова лисы?

Дыхательная гимнастика

(Музыка, слайд со снегом)

Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.  

В) Словарная работа:

  •  
  •  
  •  
  •  

 

Г) вторичное восприятие (читают учащиеся по цепочке)

 

Прочитайте появление человека в лесу.

Почему именно человек спасает Серую шейку? (люди должны заботиться о тех ,кто слабее).

 

- Сейчас я хочу посмотреть, насколько вы бываете внимательными при чтении произведения и предлагаю вам решить кроссворд .

 

Проверка по слайду.

Чей ряд работал внимательно?

 

Итог  урока.

- С каким настроением мы читали сказку на прошлых уроках? (грустным, переживали за уточку)

 - Какое настроение у вас сегодня? Как закончилась сказка?

 

- Что вас тронуло в этой сказке?

- Что поразило?

- Что порадовало?

- Что и кто у вас вызвал возмущение и недовольство?

Смогла бы Серая Шейка одна пережить холод и одиночество?

 

 

Вывод :

1.Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

2.Не пользоваться  беспомощностью  других.

3.Быть в жизни сильным и стойким.

4.Люди должны заботиться о тех , кто слабее.

А закончить урок я хочу словами В.Г.Белинского : «Борьба есть условие жизни : жизнь умирает , когда оканчивается борьба»

Почему автор не рассказывает  о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.)

Домашнее задание. Придумать продолжение сказки.

Рефлексия

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый.  Пожалуйста, покажите свой выбор.  Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок