Конспект урока литературного чтения во 2-г классе .
Тема урока: Б. В. Заходер .Стихи о животных.
Цели урока. 1. Продолжить решение проблемы взаимоотношений людей и животных.
2. Продолжение работы по формированию навыков выразительного чтения.
3. Знакомство с творчеством Б. В. Заходера.
4. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: презентация, стихотворения в записи в исполнении самого автора.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа над новым материалом.
- Кто такой Б. В. Заходер?
-Кто знает ответ на этот вопрос?( Дети отвечают, что он писатель.)
- Какие произведения он написал? ( « Серая звездочка»)
- Думают ли звери в его произведениях?
- А сегодня я хочу, чтобы вы побольше узнали об этом человеке.(Слайд 1,2,3,4,5,)
- А сейчас послушайте, что сам Б. В. Заходер пишет о себе. Подготовьтесь ответить на вопрос, что нового вы можете рассказать о нем?
« В детстве я не был настоящим мальчишкой. Не играл в футбол… почти не дрался. Даже яблок ни разу не воровал. Даже девочек за косички не дергал…
… Что я по- настоящему любил в детстве- это животных и книги …
… А ведь в сущности- вы мне, конечно, не поверите!- в сущности, я очень мало с тех пор изменился. Сколько лет прошло - чуть не полвека. Стал я, мягко выражаясь, взрослым. И на войне был, даже на двух. И написал немало книжек. Но, как и тогда, больше всего на свете я люблю книги о животных… И если я не могу сказать, что я был мальчишкой, то, скорее всего , потому, что я им и остался… Ваш старый товарищ Борис Заходер.» (слайд 6)
- Именно так обычно подписывал свои книги Б. Заходер. Писатель действительно был и остается товарищем своих читателей-ребят. Недаром одна из его книг называется «Товарищам детям».
Книгу зарубежного писателя Милка "Винни-Пух" на русский язык перевел Б. Заходер, потому что ему очень хотелось "познакомить вас, дорогие ребята, со знаменитым плюшевым медвежонком, которого зовут Винни-Пух, и с его друзьями: с мальчиком Кристофером Робином, с поросенком Пяточком, с осликом Иа-Иа, Совой, тигром по имени Тигра, с кроликом, а также с мамой Кёнгой и ее веселым сынишкой Ру. Я надеюсь, что вы подружитесь с ними, как дружат с ними многие тысячи ребят во многих странах". (Б. Заходер к "Предисловию".)
Борис Заходер известен не только в нашей стране, но и за рубежом. (слайд 7,8,9,10,11)
3. «Товарищам детям».
На первой странице этой книги было написано:
Обычно
От вас это держат
В секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать интересно.
А если захочется вам посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете!
Борис Заходер.
- Какие стихи Б. Заходера вы помните?
- Что воспевал в своих стихах поэт?
4. А сегодня мы почитаем его стихи о животных и попробуем решить проблему, думают ли звери в стихах этого автора.
С.72 учебника.
- Какое стихотворение мы будем читать сегодня?( Б. В. Заходер « Куда спешат головастики»)
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
- Похожи ли нарисованные головастики на настоящих? Чем отличаются?
- А может быть и жизнь головастиков чем-то похожа на жизнь людей?
- Вы ответите на этот вопрос, когда я прочитаю вам стихотворение.
Работа по вопросам в учебнике.
- ( Обобщаем)Автор подобрал такую особую форму стихотворения, чтобы передать быстрый темп жизни этих животных.
-Как нужно читать стихотворение?
Самостоятельная работа. Чтение шепотом и быстро.
Чтение на конкурс.
Выборочное чтение
- Какими словами автор рассказывает о жизни головастиков?
-Куда спешат головастики?
- А какой смысл вкладывает автор в это стихотворение, ведь мы уже отметили сходство жизни головастиков с жизнью людей?
- Думают ли головастики?
5. Стихотворение «Кискино горе» – прослушивание стихотворение в записи. Читает Б. Заходер.
Плачет Киска в коридоре. (слайд 12)
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
- Почему стихотворение называется «Кискино горе»?
- Справедливо ли киска обвиняет людей?
- Какую бы вы сделали иллюстрацию к этому стихотворению?
6. Работа над стихотворением « Про сома»
Дети читают стихотворение самостоятельно.
- Кто главный герой стихотворения?
- А этот герой и его жизнь похожи на человеческую?
- Что же сомы делают сами? Прочитайте.
- Какое слово чаще всего повторяется в стихотворении? Почему?
- А как автор относится к своему герою? Докажите это из текста.
- Как вы думаете , оправдывает ли поэт все эти трудности в жизни сомов?
-А теперь рассмотрите иллюстрацию. Похож ли герой рисунка на заходеровского героя? Докажите это словами из текста.
- Чему мы можем поучиться у главного героя произведения?
Рассказывая о жизни сома, автор употребил выражения: (фразеологизмы) (слайд 13)
« Надо жить своим умишком»
« Сам с усами»
« Не ударит в грязь лицом»
- В каких случаях они употребляются? Что обозначают?
- Как вы думаете, про сома это стихотворение или Б. Заходер имел в виду кого-то другого?
Чтение стихотворения
-Думают ли сомы?
7. Заключительная беседа и итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? (слайд14,15)
- Как решить проблему сегодняшнего урока? Думают ли звери?
- А кто может привести примеры из жизни, из которых можно сделать вывод, что звери думают?
- Как вы можете охарактеризовать стихи Б. В. Заходера?
8. Домашнее задание.
Дома вы выберете понравившееся стихотворение Б.В. Заходера и выучите наизусть.