«Что за прелесть эти сказки!»
Урок литературы в 5-м классе
Цель урока: Обобщить и расширить изученное по теме «сказки»;
Вызвать интерес к чтению сказок УНТ и литературных сказок;
Показать идейно-тематическое многообразие произведений
изучаемого жанра;
Развивать творческие способности учащихся, умение
выразительно читать , сопоставлять, делать выводы.
Методические приемы: беседа, выразительное чтение с элементами
сочинения, инсценирование, кроссворд.
Наглядность и оборудование урока: Декорации к спектаклю, афиша,
мультфильм «Морозко, карточки
для словаря («Афиша», «Декорации»), кроссворды по
творчеству Пушкина.
Музыкальное оформление урока: детская песня о дружбе.
Конспект урока.
I Вступление.
Ребята! Обратите внимание на тему нашего урока. Как вы думаете, чему он будет посвящен?
II Основное содержание урока
1. Кроссворд.
Встречу со сказками начнем с решения кроссворда. на доске кроссворд «Герои сказок», его решаем коллективно. Узнать героя, назвать произведение. Более подготовленные учащиеся отгадывают кроссворд «Герои сказок Пушкина» самостоятельно.
Молодцы, ребята! Я знаю, что многие из вас любят читать русские народные сказки, смотреть мультипликационные и художественные фильмы, поставленные по ним. Предлагаю вам посмотреть диафильм, созданный по русской народной сказке «Морозко». Но вам придется помочь мне, так как не все кадры диафильма его создателем подписаны.
2. Просмотр мультфильма «Морозко».
Учащиеся восстанавливают сказку по кадрам мультфильма.
Вопросы на выявление восприятия.
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - сказал поэт.
Какой «урок» содержит сказка «Морозко»? Что она утверждает?
Героиня какой русской народной сказки, изученной нами, наделена такими же качествами: добротой, трудолюбием, скромностью?
К какому типу сказок вы бы отнесли сказки «Морозко» и «Василиса премудрая»?
А сказки о животных вам нравятся? Тогда я приглашаю вас на спектакль в кукольный театр.
Как нам узнать о спектакле еще до его просмотра?
Что такое «афиша»? Какую информацию она дает? Мы заняли свои места в зрительном зале.
Вы умеете вести себя в театре? Какие правила для зрителей вы знаете? Представьте себе, что открывается занавес…
Где мы оказались? Как вы догадались об этом? Что такое «декорации»?
III Просмотр спектакля «Как собака друга искала».
Звучит песня о дружбе.
После спектакля участники постановки выходят к зрителям.
Ребята, интересно вам было играть эту сказку? Что привлекло вас в этой работе?
А смотреть понравилось? Какой персонаж показался вам самым интересным? Почему?
Какой «урок» звучит в этой сказке?
Зачем человеку друзья?
Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
IV Заключительное слово учителя.
Молодцы, ребята! Надеюсь, что вы в жизни встретите настоящих друзей. Только для этого надо и самому научиться быть верным другом, постараться стать трудолюбивым, добрыми и скромными. А помогут вам стать такими не только сказки, а рассказы, повести и другие произведения разных авторов.
V Итоги урока
Былина Пшенициной Светы
ученицы 7 класса
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В ИВДЕЛЕ.
Вот приехал Илья Муромец
Да в наш Ивдель - град
Посмотрел на все да с доброго коня,
Покачал ведь он седой головушкой,
Да и молвил слово горькое:
«Ох, во что же Русь превратилася?!
Земля стала голою, неприветливой.
Нигде не слыхати пенья птичьего.
А люди стали злыми, неласковыми,
Ничем они то не побрезгуют
От жадности своей да ненасытности.
Деревья стоят позасохшие
От кислотных да от дождей.
А речка течет мутная
Из-за искателей-золотарей.
Погибает Русь великая, земля родимая!»
Поспешил ведь в дальний путь да Илья Муромец
Отыскать, собрать да сильных духом молодцев,
Чтобы встали на защиту Ивдель-города,
Защитили бы, спасли красу Уральскую.
- 4 -