Тема: Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».
Цель: - познакомить учащихся с произведением Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», обобщить знания учащихся по биографии Н.А.Некрасова.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительная беседа.
- (Детство было безбедное, но не всегда счастливое из-за грубости и жестокости отца. Отца Николай не любил, а мать любил очень сильно, т.к. она была добрая, всегда защищала детей и крепостных крестьян от гнева мужа.)
Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова.Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.
. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.
IV. Работа с текстом
Чтение отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях".
Что значит, прочитать стихотворение выразительно?
Вспомните, когда при чтении мы делаем паузу?
Какое слово в строчке мы должны выделить голосом?
Читаем по четверостишию, соблюдаем паузы, находим главные слова в каждой строке.
Прочитать весь отрывок, соблюдая паузы и логические ударения.
Первичное закрепление и анализ содержания.
Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки. (Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока…-эпитет)
(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)
Эпитет – это образное определение предмета или явления в виде сравнения. С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение к предмету или явлению, создается особый образ. (сильный ветер-колючий ветер,
Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.
(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)
Повторение о перекрестной, парной, опоясывающей рифмовки.
По будням не любит безделья,
За то вам ее не узнать….(перекрестная)1-3,2-4.
а) Формулировка общего вывода
Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.
б) Применение поискового метода
Найдите в тексте описание:
• внешней красоты женщины;
• внутреннего мира;
• женщина в работе;
• женщина на отдыхе;
• женщина как хранительница домашнего очага;
• женщина – мать.
Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины – прекрасен.
Итог урока.
- С творчеством какого поэта мы продолжали знакомиться?
- Какой отрывок учились выразительно читать?
- Какую тему мы изучили в творчестве Н.А.Некрасова?
- Почему он много писал о русских женщинах?
- Какие приемы использует автор?
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
.