Урок литературы в 5 классе.
Русские поэты XIX века О родине,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ и о себе.
Анализ лирического произведения
Цели деятельности учителя: актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; организовать работу над содержанием понятия «лирический герой».
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: портрет И. Бунина, иллюстрации с картинами природы, распечатки отрывков из стихотворений.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
– Посмотрите на оформление классной доски – перед вами картины русской природы. Попробуйте описать их детали, используя различные средства выразительности, отмечая отношение автора к изображаемому. Например, «грустные березки», «небо смотрится в ручей» и т. д., в зависимости от подобранных иллюстраций.
Желательно, чтобы в этой работе приняли участие все, удачные фразы можно записывать на доске и предлагать другим создать свои по аналогии.
– Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Действительно, постараемся назвать русских поэтов XIX века, их произведения о родине, родной природе и о себе. Запишите тему урока в тетрадь.
II. Чтение статьи «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе» (учебник, с. 271–272).
– Вспомните строчки из стихотворений, в которых описываются картины природы. Какие картины вы бы нарисовали к этим строчкам в качестве иллюстраций? Какое настроение должны передавать картины?
– Определите настроение, которое передают авторы следующих лирических миниатюр (см. ниже). Почему вы так решили?
III. Литературоведческая разминка.
Задание. Прочитанные мною отрывки из стихотворений перед вами, вспомните авторов.
Обычно это задание вызывает затруднения, поэтому можно помочь учащимся, перечислив на доске имена и отчества поэтов, по ним вспомнить фамилию поэта и принадлежащее ему произведение проще.
Обязательно повторно проговорить имя, отчество, фамилию поэта и строчки из стихотворения, желательно их продолжить.
1) Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован…
(Тютчев Федор Иванович. Хорей.)
2) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит…
(Пушкин Александр Сергеевич. Хорей.)
3) Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
(Некрасов Николай Алексеевич. Дактиль.)
4) Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
(Фет Афанасий Афанасьевич. Хорей.)
5) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(Лермонтов Михаил Юрьевич. Амфибрахий.)
Чтение и слушание (фонохрестоматия) стихов Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова (по выбору).
IV. Теория литературы.
Задание. Перечислите приемы художественной выразительности, которые помогли нам увидеть картину природы, понять настроение лирического героя (то есть того, от чьего имени идет рассказ, это не обязательно автор).
Предметный ряд – лес, луна, поляны, поле, гора, сосна и т. д.
Олицетворения – сосна дремлет, лес обнажился, луна пробирается и т. д.
Сравнения – одета, как ризой; грачи мелькали как сеть.
Эпитеты – сосна одинокая, север дикий, дума грустная, дорога скучная и т. д.
Метафора – лес очарован волшебным сном, снежная бахрома.
Инверсия – по дороге зимней, скучной.
Учитель. Вспомните: влияет ли стихотворный размер на настроение, интонации? (Да.) Попробуйте определить, каким размером написано каждое из предложенных стихотворений.
Итак, вспомните, о чем надо сказать, чтобы получился анализ стихотворения.
Название и автор.
Тема – о чем текст, основная мысль – как об этом рассказывает автор, как относится к тому, о чем рассказывает; какие образные картины, какие мысли и чувства возникают при чтении.
Настроение стихотворения.
Приемы выразительности, помогающие раскрыть тему, передать настроение, объяснить основную мысль.
Стихотворный размер, его влияние на настроение произведения.
Какие строчки запомнились более всего и почему?
Чтение и обсуждение статьи литературоведа Ю. Селезнева «Духовное родство со всей землей» (учебник, с. 283).
V. Чтение и анализ стихотворения «Помню – долгий зимний вечер…».
1. Самостоятельное чтение: знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. Цель – понять настроение, передать его при чтении вслух.
2. Предварительный анализ стихотворения.
На что обратили внимание при чтении? Меняется настроение, значит меняется интонация. Где, в каких строфах?
Предметный ряд стихотворения – какие картины возникают при чтении?
Вспомните: есть такой прием выразительности – анафора, одинаковое начало стихов (стихотворных строчек). Найдите в тексте стихотворения пример анафоры. Для чего автор использовал этот прием?
3. Выразительное чтение. Читают несколько учеников, при этом идет обсуждение, какие части стихотворения прозвучали удачно. Возможно чтение учителем.
VI. Самостоятельный анализ стихотворения по вопросам или по плану с последующим обсуждением.
Организация этого вида работы – на усмотрение учителя: либо индивидуальная, либо групповая, либо совмещение для тех, кто не уверен в своих силах.
Задание: рассказ о стихотворении И. А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» с учетом всего сказанного на уроке. В качестве подсказки – построчный анализ, который позволяет проследить изменение образных картин и настроения.
Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о природе.
Урок. И. А. БУНИН. «КОСЦЫ».
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА в рассказе
Цели деятельности урока: ознакомить учащихся с некоторыми фактами биографии талантливого русского писателя, создателя интересных картин русской жизни; раскрыть нравственное содержание рассказа, романтическую настроенность произведений писателя; показать роль пейзажа как средства создания настроения удали и свободы, любви к родной стороне, к родине; воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Ход урока
I. Чтение статьи о писателе (учебник, ч. 2, с. 3–4).
Работа по заданиям 1, 2 «Проверьте себя» в учебнике.
II. Работа над статьей «Происхождение моих рассказов» (учебник, с. 10; из заметок И. А. Бунина).
Рассказ «Косцы» был опубликован в Берлине в альманахе «Медный всадник».
Большую часть жизни писатель провел в эмиграции в Париже, но все это время в его душе жили воспоминания о любимой России, ее просторах, песнях простых людей… Рассказ пронизан восхищением автора каждым движением крестьян, каждым звуком, раздававшимся в лесу. В воспоминаниях Бунина все еще свежи запечатлевшиеся в памяти эпизоды жизни: как шли они по лесной дороге, а недалеко от нее косцы косили и пели. Кругом лес, глушь, тишина, зной, медвяные ароматы, шелест березовых веток, пение летнего властелина леса – соловья…
Возможно ли все это вычеркнуть из памяти, забыть на чужбине? Никогда!
Долгая жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знанием русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.
Ответы на вопросы 1–3 – «Размышляем о прочитанном», с. 10.
III. Чтение учителем рассказа «Косцы» (учебник, с. 4–9).
Беседа по прочитанному.
Вопросы:
1. Почему Бунин вспоминает о родине, ее песнях, сказках?
2. Кто такие косцы?
3. Чем они вызвали восхищение Бунина?
4. В чем была «дивная прелесть», «очарование» песен косцов?
5. Можно ли сказать, что рассказ «Косцы» является продолжением ряда произведений о природе и родине?Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы учебника, выполнить задания (с. 10–11).
2. Сочинить свой рассказ, начав его фразой: «Мне понравилось описание природы в рассказе И. А. Бунина „Косцы”».
Урок 42. В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ».
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦА, СЫНА, ДОЧЕРИ
В ПОВЕСТИ
Цели деятельности учителя: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, человека необычайной душевной красоты, главными героями произведения; пробудить интерес к теме повести и вызвать у учащихся глубокий эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль портретов, пейзажа, сравнений, обстановку, в которой пребывают герои повести, отношения между Васей и отцом после смерти матери; раскрыть характерные особенности изображения духовного мира героев, представления о жизни как борьбе добра и зла, страдания и счастья; побуждать к оптимистическому восприятию окружающего мира.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве В. Г. Короленко (учебник, с. 12).
Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. Отец его был уездным судьей, человеком совестливым, честным, не умеющим кривить душой. Из жизни отец ушел рано. В последний путь его провожали семья и целая толпа бедняков. Дети Галактиона Короленко остались без средств к существованию.
В. Г. Короленко закончил Ровенскую гимназию, поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, но был исключен за протест против действий начальства.
Его «университетами жизни» становятся тюрьмы, этапы, ссылки – это награды за взгляды на жизнь. Все это не мешает писать, кроме этого он успевает научиться сапожничать, работает на железной дороге.
В 1885 г. в якутской слободе Амга была написана повесть «В дурном обществе». Именно в Якутск был выслан Короленко за отказ присягать на верность царю Александру III.
Подводя итог своей жизни, В. Г. Короленко писал: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».
Умер В. Г. Короленко 25 декабря 1921 г. Похоронен он в Полтаве.
Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя», с. 12–13.
II. Слово о произведении.
Повесть Короленко является одним из лучших произведений в литературе XIX в. о дружбе между детьми. Читая произведение, открываешь для себя мир взаимоотношений героев, понимаешь важность взаимопонимания в дружбе, ценность помощи, заботы и поддержки друзей в тяжелый момент, осознаешь тяжесть одиночества.
III. Чтение глав I и II – «Развалины», «Я и мой отец» (учебник, с. 13–19).
IV. Анализ прочитанного.
Вопросы:
1. Понравилось ли вам произведение? Какие эпизоды особенно взволновали вас? Почему?
2. Кто ведет рассказ? В каких еще прочитанных вами произведениях рассказ ведется от лица участника событий?
3. Как сам рассказчик относится к обездоленным людям?
4. Можно ли утверждать, что описание города в начале рассказа автор дает для создания определенного настроения у читателя? Какого? (Перечитать описания.)
5. Прав ли был старый Якут, разогнав нищих, обездоленных людей из замка?
6. При чтении текста создается впечатление, что Вася сочувствует беде униженных людей. Что послужило причиной того, что замок стал противен герою?
7. Объясните, почему автор называет пана Тыбурция Драба «самой замечательной личностью из всех ужившихся в старом замке»?
8. Чем можно объяснить то, что автор в первой главе знакомит нас с Тыбурцием и его семьей? (Перечитать портретные описания героев.)
9. Что думали друг о друге судья и его сын? Какие они были на самом деле? Как вы относитесь к этим героям? Почему между родными людьми нет доверия? Можно ли утверждать, что Вася одинок в своей семье? Одинок ли отец? Что приводит Васю к бродяжничеству?
Тяжелые переживания отца, его замкнутость отталкивают Васю, мальчик замыкается в себе. Но из текста понятно, что за угрюмостью, суровостью, строгостью стоит кристально чистый, честный, несчастный человек, подавленный смертью любимой жены. Смех, веселость Васи вызывают у отца раздражение и неприязнь к сыну, он не подозревает о сложных переживаниях мальчика.
Домашнее задание: прочитать III, IV главы; подготовить пересказ от 3-го лица эпизодов «В часовне» и «Валек и Маруся – дети подземелья», включая описание природы, а также портретные описания героев.