СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе "Времена года в русской поэзии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературы планируется

- раскрыть роль пейзажа как средства создания образа времени года;

- продолжить работу над содержанием понятия  «образ»;

- развивать навык выразительного чтения стихов,

- формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);

- воспитывать любовь к родной природе

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе "Времена года в русской поэзии"»

Урок литературы в пятом классе по теме «Времена года в русской поэзии XIX века».


Цели деятельности учителя

- раскрыть роль пейзажа как средства создания образа времени года;

- продолжить работу над содержанием понятия «образ»;

- развивать навык выразительного чтения стихов,

- формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);

- воспитывать любовь к родной природе

Тип урока

Урок-мастерская построения знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знание содержания и художественных особенностей поэтического текста, умение создавать устный текст – рассуждение. Знания о художественных средствах выразительности. регулятивные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить, умение ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, искать и выделять необходимую информацию, коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста; личностные: стремление к языковому самосовершенствованию, участию в творческом, созидательном процессе, любовь к родной природе.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование, наглядно-демонстрационный материал

Тексты стихотворений, иллюстрации из учебника, звукозаписи из цикла П.И. Чайковского «Времена года», презентация, технологические карты урока.

Основные понятия и термины

Стихотворение, рифма, образ, ассоциация, пейзаж, сравнение, эпитет, метафора.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятель ности)

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя литературы:

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Я предлагаю вам прослушать несколько отрывков из музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года» и описать словами, какое настроение передает музыка.



Слушают, участвуют в диалоге, размещают учебные материалы, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: Положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: учатся понимать позицию другого человека

2.Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, прослушивание музыки, просмотр презентации по теме урока.

Учащиеся прослушивают фрагменты произведений, пытаются ответить, какое время года описывает музыка.


Какие ассоциации пришли вам в голову при прослушивании музыки? Запишите их в технологическую карту урока.


Отвечают на вопросы, слушают музыку, обдумывают ответы на вопросы, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.








Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопроы, слушают и отвечают на вопросы других

3.Целепола гание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Словесно – иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с текстом стихотворений.

Учитель литературы: мы разделились на команды, каждая из которых будет описывать одно из времен года – зиму, весну, лето или осень. Откройте ваши учебники на страницах 275 и 280. Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Теперь найдите пейзаж, соответствующий вашему времени года.

Найдите стихотворение, которое, по-вашему, наиболее точно иллюстрирует картину. Прочитайте его выразительно.

С помощью чего автору стихотворения удалось передать настроение времени года?

Поэты, описывая природу, пользуются словами, как художники красками, как музыканты нотами. Такие слова – яркие краски, называются тропами или средствами художественной выразительности. Давайте вспомним названия некоторых тропов. Запишите их в технологическую карту (пейзаж, сравнение, эпитет, метафора)

Найдите в толковом словаре учебника объяснения этих терминов.

Формулируют цель учебной деятельности, формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Личностные: Имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способности к самооценке своих действий, поступков

Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы

4.Творческая практичес кая деятель ность по реализации построен ного проекта

Раскрытие сущности новых понятий. Поисковая деятельность, подбор своих примеров из текста, иллюстрирующих природу изучаемого явления, связные устные высказывания.

Учитель литературы:

Попробуйте отыскать в стихотворениях о разных временах года выразительные слова или словосочетания, предложения, с помощью которых поэт описывает образ времени года.

Записывайте свои находки по плану в технологическую карту.


После обсуждения в группах от каждой группы выступает спикер с анализом стихотворения. Остальные помогают.

Отвечают на вопросы, под руководством педагога анализируют текст, создают текст – инструкцию.









Личностные: желают приобретать новые знания, умения

Познавательные: извлекают нужную информацию, из материалов учебника, текста рассказа.

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обобщение и систематизация знаний, формирова ние рациональных способов их применения на практике.

Творческая практическая работа.

Мы с вами убедились, что с помощью слова можно не только изобразить картину природы, но и передать образ, настроение, мысли и чувства. Попробуйте и вы стать поэтами. Вставьте в записанное в вашей технологической карте стихотворение А.А. Фета пропущенные слова, рисующие летний пейзаж.

(Ученики в группах выполняют задание, потом сравнивают свои находки с авторскими)

Принимают участие в беседе, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, трудности, ищут пути их преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

6.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, вывод.

Сейчас вы должны подобрать к нашему уроку эпиграф, варианты которых есть в вашей карте. Вам нужно выбрать и объяснить, почему именно эти слова наиболее подходят к уроку.

(После обсуждения в группах ребята предлагают свои варианты, аргументируют ответ)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают самостоятельные выводы.

Личностные: Понимают значение знаний для человека

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

7.Рефлексия учебной деятель

ности

Заключительная беседа по вопросам

Как бы ты оценил свою работу на уроке? Заполни карту самооценки.


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: Приобретают мотивацию к процессу образования, стремятся к приобретению новых знаний, умений.

Регулятивные: оценивают свою работу

Домашнее задание


Подобрать стихотворение о любимом времени года, выучить его наизусть.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!