Цели деятельности учителя | - раскрыть роль пейзажа как средства создания образа времени года; - продолжить работу над содержанием понятия «образ»; - развивать навык выразительного чтения стихов, - формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); - воспитывать любовь к родной природе |
Тип урока | Урок-мастерская построения знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знание содержания и художественных особенностей поэтического текста, умение создавать устный текст – рассуждение. Знания о художественных средствах выразительности. регулятивные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить, умение ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, искать и выделять необходимую информацию, коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста; личностные: стремление к языковому самосовершенствованию, участию в творческом, созидательном процессе, любовь к родной природе. |
Методы и формы обучения | Поисковый, эвристический метод, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование, наглядно-демонстрационный материал | Тексты стихотворений, иллюстрации из учебника, звукозаписи из цикла П.И. Чайковского «Времена года», презентация, технологические карты урока. |
Основные понятия и термины | Стихотворение, рифма, образ, ассоциация, пейзаж, сравнение, эпитет, метафора. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятель ности) | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово учителя литературы: - Ребята, какое у вас сейчас настроение? Я предлагаю вам прослушать несколько отрывков из музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года» и описать словами, какое настроение передает музыка. | Слушают, участвуют в диалоге, размещают учебные материалы, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: Положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: учатся понимать позицию другого человека |
2.Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, прослушивание музыки, просмотр презентации по теме урока. | Учащиеся прослушивают фрагменты произведений, пытаются ответить, какое время года описывает музыка. Какие ассоциации пришли вам в голову при прослушивании музыки? Запишите их в технологическую карту урока. | Отвечают на вопросы, слушают музыку, обдумывают ответы на вопросы, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопроы, слушают и отвечают на вопросы других |
3.Целепола гание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Словесно – иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с текстом стихотворений. | Учитель литературы: мы разделились на команды, каждая из которых будет описывать одно из времен года – зиму, весну, лето или осень. Откройте ваши учебники на страницах 275 и 280. Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Теперь найдите пейзаж, соответствующий вашему времени года. Найдите стихотворение, которое, по-вашему, наиболее точно иллюстрирует картину. Прочитайте его выразительно. С помощью чего автору стихотворения удалось передать настроение времени года? Поэты, описывая природу, пользуются словами, как художники красками, как музыканты нотами. Такие слова – яркие краски, называются тропами или средствами художественной выразительности. Давайте вспомним названия некоторых тропов. Запишите их в технологическую карту (пейзаж, сравнение, эпитет, метафора) Найдите в толковом словаре учебника объяснения этих терминов. | Формулируют цель учебной деятельности, формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. | Личностные: Имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способности к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы |
4.Творческая практичес кая деятель ность по реализации построен ного проекта | Раскрытие сущности новых понятий. Поисковая деятельность, подбор своих примеров из текста, иллюстрирующих природу изучаемого явления, связные устные высказывания. | Учитель литературы: Попробуйте отыскать в стихотворениях о разных временах года выразительные слова или словосочетания, предложения, с помощью которых поэт описывает образ времени года. Записывайте свои находки по плану в технологическую карту. После обсуждения в группах от каждой группы выступает спикер с анализом стихотворения. Остальные помогают. | Отвечают на вопросы, под руководством педагога анализируют текст, создают текст – инструкцию. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения Познавательные: извлекают нужную информацию, из материалов учебника, текста рассказа. Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы |
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Обобщение и систематизация знаний, формирова ние рациональных способов их применения на практике. Творческая практическая работа. | Мы с вами убедились, что с помощью слова можно не только изобразить картину природы, но и передать образ, настроение, мысли и чувства. Попробуйте и вы стать поэтами. Вставьте в записанное в вашей технологической карте стихотворение А.А. Фета пропущенные слова, рисующие летний пейзаж. (Ученики в группах выполняют задание, потом сравнивают свои находки с авторскими) | Принимают участие в беседе, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, трудности, ищут пути их преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, вывод. | Сейчас вы должны подобрать к нашему уроку эпиграф, варианты которых есть в вашей карте. Вам нужно выбрать и объяснить, почему именно эти слова наиболее подходят к уроку. (После обсуждения в группах ребята предлагают свои варианты, аргументируют ответ) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают самостоятельные выводы. | Личностные: Понимают значение знаний для человека Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7.Рефлексия учебной деятель ности | Заключительная беседа по вопросам | Как бы ты оценил свою работу на уроке? Заполни карту самооценки. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: Приобретают мотивацию к процессу образования, стремятся к приобретению новых знаний, умений. Регулятивные: оценивают свою работу |
Домашнее задание | Подобрать стихотворение о любимом времени года, выучить его наизусть. | |