Урок литературы в 6 классе по рассказу В.М. Шукшина «Критики»

Категория: Литература

Цели:

  1. Выявить идею произведения
  2. Подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях
  3. Развивать навыки анализа текста.

 

Методические приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование.

 

Оборудование: портрет В.М. Шукшина; текст рассказа, разделенный на 3 части.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по рассказу В.М. Шукшина «Критики»»


Урок литературы в 6 классе по рассказу В.М. Шукшина «Критики»

Цели:

  1. Выявить идею произведения

  2. Подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях

  3. Развивать навыки анализа текста.


Методические приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование.


Оборудование: портрет В.М. Шукшина; текст рассказа, разделенный на 3 части.


Ход урока.

Прогнозирование по названию.

На доске и в тетрадях все записывают слово критики, без сообщения имени автора и названия урока.

- Запишите синонимы к данному слову (записывают на доске).

- Что говорят нам словари о значении слова?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

- О чем пойдет речь?

Будем читать по частям, с остановками, в конце урока сделаем вывод, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать.

Биография В.М. Шукшина (1929-1974)

Родился в селе Сростки Алтайского края, отца арестовали, когда мальчику было 4 года, воспитывал отчим, который погиб на фронте. Мать – неграмотная, добрая и веселая, сильной натуры. От нее Шукшину передались дарования. Детство трудное, исполнял крестьянскую работу, пристрастился к чтению, перепробовал множество профессий. Служил в армии на флоте (конец 40-х гг.), был в Сростках директором вечерней школы, преподавал русский язык, не имея образования. Экстерном завершил среднее образование. В 1954 году поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Учился в мастерской Ромма. Стал писать рассказы. Выпустил сборник «Сельские жители». Мужики в рассказах Шукшина думают о том, что такое жизнь, для чего она дана и как надо жить. Это и есть странные люди Шукшина. Снял всего 4 фильма. Умер на съемках фильма «Они сражались за Родину».

Чтение с остановками.

Первая остановка.

До слов …со взрослыми дед редко спорил.

- Что объединяло Петьку и дедушку?

- О чем говорит дружба Петьки и деда?

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

(Дед жаждал правды, он борется за правду.)

- Случались ли разногласия в их оценке фильма?

- В чем? Почему?

- Как вы думаете, что будет дальше?

Вторая остановка.

До слов …и тут вошли Петькина тетя и милиционер.

- Почему так ведет себя дед?

(Старик с ершистым характером не терпит снисходительности к себе)

- Как поступают взрослые? Муж тети? (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

- Как поступает тетя? (Тоже ведет себя снисходительно к деду. Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

- Как поступает отец Петьки? (Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово неуместно.)

- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

- Как вы думаете, что будет дальше?

Третья остановка.

Читаем до конца.

Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку? (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку? (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)

Рефлексия.

Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему же рассказ называется «Критики»? Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин? Письменно ответьте на эти вопросы. (Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга. Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)

Так к каким же писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?

Домашнее задание. Написать продолжение рассказа.

Литература.

Интернет-ресурсы.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник,2010

Литература. 6 класс. Ч. 2; под редакцией В Я.Коровиной.-М. :Просвещение,2014


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей