СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Край ты мой, родимый край!»

(Опыт анализа стихотворения)

 

Цели:

  • раскрыть понятие «пейзаж», «пейзажная лирика»; подвести учащихся к пониманию выражения душевных настроений, состояний человека через описание природы; повторить значение понятия «изобразительные средства языка»: эпитет, метафора, олицетворение;
  • создать благоприятный психологический климат, продолжить работу по развитию связной речи учащихся; развитию памяти, внимания, воображения;
  • расширить кругозор учащихся, продолжить воспитание эстетического восприятия окружающей действительности, любви к слову; пробудить интерес к литературе и живописи.

 

Оборудование:

  • репродукции картин И.И. Левитана «Речка Истра» (1885-86), «Вечерний звон» (1892), «Осень» (1896), «Март» (1895);
  • Романс И.Козлова,  А.Алябьева «Вечерний звон»;
  • таблица «Изобразительные средства языка».

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 

  1. Основная часть

а) Вступительное слово учителя.

На доске представлены репродукции картин И.И. Левитана «Речка Истра» (1885-86), «Вечерний звон» (1892), «Осень» (1896), «Март».

- Ребята, рассмотрите репродукции картин, представленных вашему вниманию. Что на них изображено?

На всех этих картинах изображены пейзажи.

 

б) Введение терминов пейзаж, пейзажная лирика.

Пейзаж – 1. Вид какой-нибудь местности.

                 2. Рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении.

- Как, с помощью чего художник создает свои произведения? (холст, кисти, краски)

- А теперь послушайте стихотворение А.Н. Майкова «Пейзаж» и затем скажите, какая картина рисуется в вашем воображении. (Стихотворение, написанное на отдельных листах, раздается ученикам).

- Ответы детей.

- Это стихотворение относится к пейзажной лирике.

Пейзажная лирика – лирические произведения, содержащие описание природы, через которые автор передает свое ощущения мира, отношение к людям.

 

в) Анализ изобразительных средств стихотворения

- Но как же писателю, поэту удается «нарисовать» картину к вашем воображении? Как, с помощью чего «рисует» свои произведения писатель?

-Для этого в языке существуют изобразительные средства – тропы: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.

- Нахождение тропов в тексте стихотворения.

  • Эпитеты: лес зеленый, осинник желтый, папоротник пышный
  • Метафоры: румянит осень клены, осинник бьет тревогу
  • Олицетворение: папоротник дремлет

                                мухоморов ряд – спят

  • Сравнение: лист, как ковер, устлал дорогу; идешь как будто по                                                  волнам; красных мухоморов ряд, что карлы сказочные.

        

  1. Сопоставительный  анализ стихотворения В.А.Жуковского «Приход весны» и картины И. Левитана «Март».

В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А. Жуковский. Давайте познакомимся с его стихотворением. (Читает ученик) В.А. Жуковский «Приход весны».

- Соотнесите стихотворение с репродукцией картины И.И. Левитана.

 

IV. Медитация (психологическая разгрузка).

         На фоне звучащей музыки учитель тихим и спокойным голосом говорит:

- А теперь закройте глаза. Представьте себе, что вы идете по лесу. Свежо и прохладно. Высокие и могучие деревья. Издалека слышится колокольный звон: бом, бом, бом. Откуда он? И вдруг сквозь деревья вы видите проблескивающие золотые купола. Солнце ярким блеском отражается от них. Вы выходите на опушку леса и видите красивый белый храм. Вам легко, радостно, вы чувствуете умиротворение и восхищение. Широко открываете глаза, улыбаетесь друг другу.

 

V.  Работа с текстом. Анализ стихотворного текста.

Чтение стихотворения А.К. Толстого «Благовест»

- Сообщение ученика об авторе.

 Анализ стихотворения:

- Какие средства выразительности использует автор?

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

Выразительное чтение остальных стихотворений. Соотнесение с картинами.

 

VI.  Развитие речи. Чтение авторских (ученических) стихотворений

- Я знаю, среди вас есть те, кто уже попробовал создавать свои стихотворения. Послушаем товарищей.

 

 

VII. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Каково ваше настроение после урока?

- Что хотели бы добавить  к сказанному на уроке? Ваши пожелания.

 

 

VIII.  Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение.