Тема: «Край ты мой, родимый край!»
(Опыт анализа стихотворения)
Цели:
- раскрыть понятие «пейзаж», «пейзажная лирика»; подвести учащихся к пониманию выражения душевных настроений, состояний человека через описание природы; повторить значение понятия «изобразительные средства языка»: эпитет, метафора, олицетворение;
- создать благоприятный психологический климат, продолжить работу по развитию связной речи учащихся; развитию памяти, внимания, воображения;
- расширить кругозор учащихся, продолжить воспитание эстетического восприятия окружающей действительности, любви к слову; пробудить интерес к литературе и живописи.
Оборудование:
- репродукции картин И.И. Левитана «Речка Истра» (1885-86), «Вечерний звон» (1892), «Осень» (1896), «Март» (1895);
- Романс И.Козлова, А.Алябьева «Вечерний звон»;
- таблица «Изобразительные средства языка».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Основная часть
а) Вступительное слово учителя.
На доске представлены репродукции картин И.И. Левитана «Речка Истра» (1885-86), «Вечерний звон» (1892), «Осень» (1896), «Март».
- Ребята, рассмотрите репродукции картин, представленных вашему вниманию. Что на них изображено?
На всех этих картинах изображены пейзажи.
б) Введение терминов пейзаж, пейзажная лирика.
Пейзаж – 1. Вид какой-нибудь местности.
2. Рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении.
- Как, с помощью чего художник создает свои произведения? (холст, кисти, краски)
- А теперь послушайте стихотворение А.Н. Майкова «Пейзаж» и затем скажите, какая картина рисуется в вашем воображении. (Стихотворение, написанное на отдельных листах, раздается ученикам).
- Ответы детей.
- Это стихотворение относится к пейзажной лирике.
Пейзажная лирика – лирические произведения, содержащие описание природы, через которые автор передает свое ощущения мира, отношение к людям.
в) Анализ изобразительных средств стихотворения
- Но как же писателю, поэту удается «нарисовать» картину к вашем воображении? Как, с помощью чего «рисует» свои произведения писатель?
-Для этого в языке существуют изобразительные средства – тропы: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
- Нахождение тропов в тексте стихотворения.
- Эпитеты: лес зеленый, осинник желтый, папоротник пышный
- Метафоры: румянит осень клены, осинник бьет тревогу
- Олицетворение: папоротник дремлет
мухоморов ряд – спят
- Сравнение: лист, как ковер, устлал дорогу; идешь как будто по волнам; красных мухоморов ряд, что карлы сказочные.
- Сопоставительный анализ стихотворения В.А.Жуковского «Приход весны» и картины И. Левитана «Март».
В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А. Жуковский. Давайте познакомимся с его стихотворением. (Читает ученик) В.А. Жуковский «Приход весны».
- Соотнесите стихотворение с репродукцией картины И.И. Левитана.
IV. Медитация (психологическая разгрузка).
На фоне звучащей музыки учитель тихим и спокойным голосом говорит:
- А теперь закройте глаза. Представьте себе, что вы идете по лесу. Свежо и прохладно. Высокие и могучие деревья. Издалека слышится колокольный звон: бом, бом, бом. Откуда он? И вдруг сквозь деревья вы видите проблескивающие золотые купола. Солнце ярким блеском отражается от них. Вы выходите на опушку леса и видите красивый белый храм. Вам легко, радостно, вы чувствуете умиротворение и восхищение. Широко открываете глаза, улыбаетесь друг другу.
V. Работа с текстом. Анализ стихотворного текста.
Чтение стихотворения А.К. Толстого «Благовест»
- Сообщение ученика об авторе.
Анализ стихотворения:
- Какие средства выразительности использует автор?
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?
Выразительное чтение остальных стихотворений. Соотнесение с картинами.
VI. Развитие речи. Чтение авторских (ученических) стихотворений
- Я знаю, среди вас есть те, кто уже попробовал создавать свои стихотворения. Послушаем товарищей.
VII. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Каково ваше настроение после урока?
- Что хотели бы добавить к сказанному на уроке? Ваши пожелания.
VIII. Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение.