План-конспект занятия «Изготовление новогодних игрушек»
Дата:
Тема урока: Приёмы изготовления новогодних игрушек.
Тип урока: изучение нового материала
Инструменты и материалы: цветная бумага, ножницы, клей ПВА,
образцы новогодних и рождественских сувениров.
Цель урока:
Знакомство с народными традициями на Руси. Приобщение
обучающихся к самостоятельному изготовлению праздничного декора.
Задачи:
Обучающие:
освоить практические навыки работы при изготовлении
игрушек, повторить правила безопасной работы с ножницами и иглой,
познакомиться с основными понятиями композиционного построения
объекта -композиционным моделированием;
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, глазомер, эстетический
вкус, фантазию, пробуждать любознательность в области декоративно-
прикладного искусства, технической эстетики
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, терпение.
Ход урока.
Организационный момент, приветствие
Вводная часть.
Кравченко Л.А Вступительное слово учителя
Кто приходит в гости к нам
Зимнею порою,
В шубе, теплых сапогах,
С белой бородою?
Он подарки нам принес,
Добрый...
Дедушка Мороз
Стихотворение про Деда Мороза
Долго я ходил по лесам и решил зайти я к вам.
Дорогие ребята. Какое сегодня число?
Дети: 21 декабря
Д.М:
Ребята, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – Новый год. А почему же у вас не украшен класс?
Ответы детей:
Д.М:
Я сегодня пришел без своей помощницы, Снегурочки она пошла в другую школу. Давайте сделаем так, я назначаю Снегурочкой Любовь Анатольевну, а вы будете помощниками, и мы свами сделаем украшения.
Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет. А наряжать ёлку –одно удовольствие. А вот и коробка с украшениями.
(Д,М показывает из коробочки новогодние игрушки)
Снегурочка:
У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне
так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на ёлку. Это очень
приятное занятие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках.
Открываешь её, а там... блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Какие
они все красивые и хрупкие! И нам нужно постараться повесить все. Ведь все
игрушки нам очень дороги: какие-то мы сделали своими руками, какие-то
остались нам от бабушки, а какие -то просто красивые.
Сегодня предлагаю изготовить своими руками новогодние сувениры–
игрушки. Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они
будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким.
Поэтому тема нашего урока, как вы, наверное, уже догадались
- это «Новогодние украшения».
Учитель: А для того, чтобы у нас появилось Новогоднее настроение мы с вами будем угадывать загадки:
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …
(снеговик)
Никто их не видит,
Никто их не знает.
Живут на небесах
И нас оберегают.
(ангел)
Они в воздухе кружатся,
На ладони к нам ложатся,
Невесомы, как пушинки,
А зовут их все...
снежинки
Посмотрели мы в окошко,
Все в снегу уже дорожки,
Значит, праздник к нам придет,
Он зовется...
Новый год
Красавица лесная,
Зеленая такая,
Украшена игрушками,
Гирляндами, хлопушками.
Елка
Он оранжевый и гладкий,
Чистится легко и сладкий,
Всеми детками любим.
Это вкусный...
мандарин
Зубки острые точила,
Тонким писком удивила.
Будет жить теперь народ
По законам ее — год!
Хитрость ее отличает.
Кто это? Так каждый знает!
Крыса
Ребята, сегодня мы вам предлагаем изготовить новогодние украшения – это рождественский венок, ангел, деда мороза, символ наступающего года крысу.
2. Основная часть.
Снегурочка:
Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Конечно же,
это был картофель. Затем люди научились делать стеклянные шары.
Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось
мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные
серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь
немногим. На елку вешали всякие вкусности -сладости: конфеты, яблоки, орехи –в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое!
А еще был пряник! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели
сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в
кулечке или развешивали на елке и получали как приз.
Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если
верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там
мастер -стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у
него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, -и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги. Украшение интерьера к Новому году–очень увлекательный, но в то же время ответственный процесс, и чтобы сделать праздник ярким и незабываемым, готовиться к нему необходимо заранее. В преддверии Нового года и Рождества хочется украсить свой дом. Есть одна красивая традиция, пришедшая к нам с Западных стран –вешать рождественский венок на дверь. Конечно, можно купить венок в магазине, но интересней сделать самому. Ребята, мы вам предлагаем изготовить рождественский веночек из цветной бумаги, который наполнит ваш дом приятным теплом ваших рук. По народным традициям Рождественский Веночек должен появиться в доме за четыре недели до Рождества. Каждое воскресенье до праздника в него вставляют по свече, каждая из которых символизирует определенное светлое чувство: любовь, веру, надежду и дружбу. А также я хочу предложить вам сделать новогоднее украшение на елочку ангела-хранителя и снеговика. Фигурка ангела традиционно ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками. А фигурка крыски с наступлением Нового года.
Д.М:
Ребята, вы готовы?
Дети: Да.
Д.М
Чтоб работа закипела,
Приготовим всё для дела,
Будем мы кроить и шить,
Всё должно в порядке быть.
Ребята, назовите инструменты, которые находятся у вас на столе?
Снегурочка:
Какие правила техники безопасности нам необходимо знать?
(Обучающиеся по очереди называют инструменты)
Ребята, как правильно надо пользоваться ножницами?
Повторяем правила ТБ с ножницами.
Д.М
Ребята, перед вами образцы новогодних
Украшений. Посмотрите на эти украшения и скажите, что у них общего?
Учащиеся: Эти игрушки предназначены для украшения.
Д.М: Хорошо. А чем эти игрушки отличаются друг от друга.
Учащиеся: Цветом, формой, украшением.
Д.М: Правильно! А как вы думаете, какие материалы и инструменты
потребуются нам для работы?
Учащиеся: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей ПВА, тесьма, вязальные нитки, нитки.
Снегурочка:
Давайте вспомним поговорки –что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе.
Учащиеся:
«Где аккуратность, там и опрятность»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Делано наспех, а сделано на смех»
Практическая часть:
Ребята, а сейчас приступаем к работе.
Учитель: Ребята, я думаю, что настало время провести игровую разминку.
Учитель: Ребята молодцы, а теперь садитесь и продолжаем работу.
3. Заключительная часть.
Д.М
Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас
получилось.
(демонстрация изготовленных сувениров)
(По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стол)
Снегурочка
Дети, посмотрите, какие красивые и интересные украшения у вас получились.
(Рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные
и сделанные со вкусом)
Молодцы ребята! Все справились с работой. Вам самим
понравились ваши поделки?
Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные
украшения для вашего дома. Я думаю, что вашим близким тоже понравятся.
Д.М:
Молодцы ребята! Давайте уберём инструменты и приведем своё
рабочее место в порядок.
Они на елочке растут,
Их собирают мишки,
Их часто белочки грызут.
Ну, что же это?...(Шишки)
Он прячется под елкой,
И сразу не найдешь,
Но в день определенный
Его так долго ждешь.
Он так бывает ярок,
Зовется он...(Подарок)
У нее есть две косички,
Белые, как снег реснички,
Платье нежно-голубое,
Личко, словно ледяное,
В гости к нам она придет,
Потому, что Новый год!
(Снегурочка)
За веревку потяни —
Разлетится конфетти.
Новогодняя игрушка
Называется...(Хлопушка)
Что-то с крыши вниз свисает
И в мороз совсем не тает.
Симпатична крохотулька,
А зовут ее...(Сосулька)
Верхушку елки украшает
И в небесах ночных бывает.
Так ярко светит нам всегда,
А называется...
(Звезда)
Кружит вьюга за окном,
Мы спешим скорее в дом.
Заморозила сама
Нас красавица...(Зима)
Дважды в год меняет шубку,
Он трусливый не на шутку,
Хвостик маленький такой.
Что же это за герой?
(Зайчик)
Я с собою их ношу
И в карманчиках храню,
Они ручки согревают
И от снега защищают!
(Рукавички)
Есть у дедушки Мороза
Одна главная черта —
Это длинная, густая,
Как из ваты...(Борода)
Не ходи во двор без шапки,
Надевай пальто и тапки,
В теплый шарфик прячь свой нос,
Ведь на улице ..(Мороз)
Что это такое?
Грохочет — нет покоя.
Огоньки и там, и тут —
Это праздничный...(Салют)
Чтобы с горочки съезжать
И восторженно визжать,
Нужно сесть на транспорт этот
Без талонов и билетов.
(Санки)