СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - мастерская творческого письма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - мастерская творческого письма для 5 класса по теме"Доброта"

Просмотр содержимого документа
«Урок - мастерская творческого письма»



УРОК - ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ


1. Творческая мастерская

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

ДОБРОТА

Цели и задачи

Цель урока:

- научить создавать свой художественный образ и с его помощью формировать представление об окружающем мире; - развивать навыки работы учащихся в группах, парах, индивидуально; - закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Задачи урока:

- развитие ассоциативного мышления, письменной и устной речи;

- развитие творческого воображения;

- формирование умения вглядываться, вслушиваться во всё окружающее;

- воспитание чувства доброты, понимания прекрасного, чувства гордости за свою Родину, интереса к русскому языку.


Тип мастерской

Мастерская творческого письма и построения знаний

Оборудование

Рисунки учащихся, раздаточный материал («лучики добра», «слова-подсказки»), цветной картон, тексты, фонограмма «Песня о доброте».

Этапы

Ход мастерской

I.Индуктор


Эпиграф к мастерской: «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех» (Генри Форд) (слайд 2)

I. Индуктор (мотивация)

- Ребята, сегодня у нас урок-мастерская творческого письма, на котором мы займёмся несколько необычной работой – будем учиться видеть, слушать, наблюдать и чувствовать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения и создавать свой художественный образ. Я желаю вам творческого вдохновения.

А начать сегодняшнее занятие я хочу со стихотворения поэтессы из Донбасса Ирины Быковской (Вязовой). (слайд 3) Послушайте, пожалуйста:


На войне, с глазами скорбными,

С горькой складочкой у рта,

По руинам и убежищам

Пробиралась Доброта.

Шла тихонько меж обстрелами

От дверей и до дверей.

И несла кому-то яблочек,

А кому-то сухарей.

Мужикам чаёк и курево,

Кашу, тёплые носки,

Леденцы в ладошки детские,

Бабам – слово от тоски.

И усталые, чумазые –

Ни кола и ни двора –

Открывали люди души ей.

Улыбалась детвора.

Друг об друга, как у печечки,

Грелись теплотой речей.

И делились хлебной корочкой

И огарками свечей.

И под «Градами» и пулями,

За терпения чертой

Мой Донбасс роднился душами

И спасался Добротой.


- Ребята, скажите, о чем это стихотворение? ( о войне, мире, страданиях, понимании, сострадании, доброте) - - Как вы думаете, может ли доброта спасти мир? Что об этом сказано в стихотворении? - Да, молодцы , темой нашего сегодняшнего урока и будет Мастерская доброты . Ирина Быковская написала много замечательных стихотворений о войне и мире, добре и зле. А сегодня на уроке мы будем создавать свой мир доброты и счастья при помощи слов и мыслей. - Какие ассоциации к слову «доброта» у вас возникают? (свет, тепло, мама, ласка, нежность, улыбка и т.д.) (слайд 4) (дети по очереди называют ассоциации, записывают их на «лучики доброты» и прикрепляют к доске в форме солнца).


II. Создание творческого продукта


- Представьте себе, что вы художники и писатели, а значит вы немного волшебники . Волшебники бывают добрыми и злыми. Все вы – добрые волшебники. и только в ваших силах сделать так, чтобы доброты и тепла в нашем мире стало больше. (работа в парах) - Составьте словосочетания со словом «доброта» или однокоренными словами, запишите их на «лучики доброты» и закрепите на доске. (слайд 5)

.

III. Социализация

- А теперь давайте объединимся в группы. Вспомните интересные истории, связанные с добрыми поступками вашей жизни, и расскажите их друг другу в группе, используя слова и словосочетания «лучиков добра». Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем. (слайд 6. 7)

А теперь, чтобы о ваших добрых делах узнали все, нарисуйте 1 рисунок от группы « Добрые дела» и подпишите его. А чтобы правильно его подписать, вы будете вытаскивать из волшебной корзинки « добрые подсказки», на которых записаны слова. Вам нужно составить с этими словами по 2-3 предложения и подписать ими свои картинки . (слайд 8)

Рисунки вывешиваются на доску.



IV.Промежуточная рефлексия и самокоррекция


После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, учащиеся рассказывают свои истории, использовав словосочетания : добрая улыбка, доброе слово, человеческая доброта, душевная доброта, свет добра,…

V. Новая информация и ее обработка


- Все вы молодцы. Хорошо понимаете, что такое доброта и добрые дела , но как же объясняется значение этого слова в Словаре? Сравните его со своим пониманиеми и дайте определение.

В Толковом словаре русского языка Ожегова: «ДОБРОТА, -ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.» (слайд 9)

Доброта - это свет и тепло. Доброта – это радость и улыбки. Доброта – это счастье и хорошее настроение. Доброта – это мир!

VI. Корректировка творческого продукта


- Как замечательно у вас получилось. А теперь , дорогие поэты, давайте всё вами сказанное оформим в коротенький, но емкий свободный текст- составим даймонд «доброта». (работа в группах) (слайд 10)

Доброта.

Светлая, улыбчивая. Согревает, оберегает, успокаивает. Доброта – мир. Злость – война. Разрушает, опустошает, убивает. Мрачная , угрюмая . Злость. (вывешивается на доску)

VII. Социализация


- Замечательно у вас получилось, вы настоящие мастера. А теперь давайте прочитаем небольшой рассказ В.А.Сухомлинского, каждая группа пусть составит по 2-3 вопроса к нему и задаст другой группе. И давайте ответим на главный вопрос: «Живет ли рядом с нашими героями Доброта?» Группы получают одинаковые тексты. ( слайд 11)

В.А.Сухомлинский Пусть я буду ваша, бабушка... 


На окраине села живет старенькая бабушка Марина

— У нее нет никого-никого, — часто говорит мама Марийке трехлетней дочке. Марийка с мамой живут через дорогу от бабушки  Марины.

Встанет утром Марийка, посмотрит на бабушкин двор и видит:  сидит бабушка на стульчике, греется на солнце и смотрит на нее, Марийку. 

Марийка бежит к бабушке:

— Добрый день, бабушка.

— Добрый день, Марийка, — радостно отвечает бабушка. - Посиди возле меня, дитятко. 

Марийка посидит немного, послушает сказку. Но долго сидеть  не хочется. Манит луг — сколько бабочек там летает. Манит речка — какой песочек чистый на берегу, какая вода теплая.  Марийка собирается бежать, а бабушка вздыхает.

— Почему вы вздыхаете, бабушка? 

— Потому что некому слова сказать. Одна я, одинешенька... 

— Пусть я буду ваша, бабушка, — тихо шепчет Марийка и целует ее в морщинистую щеку.

— Хорошо, детка, будешь моя, — улыбается бабушка Марина.

До вечера Марийка бегала по лугу, купалась, любовалась бабочками. Но о бабушке не забывала. Побегает на лугу, потом прибежит к бабушкиному двору и защебечет: 

— Я не забыла, что я ваша, бабушка! 



Учащиеся читают составленные ими вопросы.

1. Кто является главными героями рассказа? 2. Что можно рассказать о бабушке Марине? 3. О чем разговаривали Марийка и бабушка? 4. Чему учит этот рассказ?

VIII. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем

(слайд 12) - Молодцы! Вы правильно сказали, доброта должна жить в сердце каждого человека, и тогда не будет войн, и на нашу землю, придет долгожданный мир! Давайте запишем главную мысль рассказа и поместим её на «лучик доброты». («Доброта должна жить в сердце каждого человека»).


– А теперь давайте в нашей творческой мастерской напишем письма мира и добра «Впустите доброту в своё сердце».


Чтение работ и вывешивание их на доску. ( Слайд 13)


Здравствуйте, господин президент! Пишут вам ученики 5 класса обычной школы города Донецка. Мы очень любим наш город, он очень красивый, не смотря на то, что частично уже разрушен. Мы очень любим наше чистое, голубое небо. Когда- то мы наблюдали , как летят самолёты. Но однажды самолеты прилетели, чтобы бомбить наш город. И теперь мы боимся самолётов. Мы привыкли просыпаться и слышать гудок завода. Но однажды мы проснулись от взрывов и грохота снарядов. Мы не хотим больше бояться и прятаться , мы хотим просто жить: учиться, общаться, радоваться. Впустите доброту в своё сердце и прекратите войну! Нам нужен мир!


Обсуждение результатов занятия (рефлексия)


- Молодцы! Вы настоящие добрые волшебники! Посмотрите, на доску. .Нам с вами удалось создать настоящую Планету добра, где ласковое солнышко согревает всех своими лучиками добра, тепла и справедливости. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (дети читают записи с доски). (слайды 14,15) Какие хорошие слова. Какая добрая планета! Как хорошо жить на такой планете, ведь там, где каждый житель знает, помнит и говорит такие слова, царит доброта, справедливость и мир! Давайте же жить на этой планете! ( звучит «Песня о доброте») (слайд 16)

IX. Домашнее задание


Написать сочинение – идентификацию «Я – доброта»

Использованная литература

1.  Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

2.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

3.  Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. – М., ЦГЛ, 2006. – 160 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!