Открытый урок по математике по программе «Школа России» 2 класс
Тема: конкретный смысл действия умножения
Тип урока: : урок первичного предъявления знаний , урок- исследование
Основные цели:
Дидактическая цель урока: Создать условия для организации совместной деятельности учащихся с целью представления о конкретном смысле действия умножения как действию, заменяющим сложение одинаковых слагаемых; предоставить возможность для конструирования собственных знаний по теме умножение.
Задачи:
Предметные: Создать условия для введения
соответствующей математической терминологии и символики, условия для повышения интереса процесса обучения и активного восприятия учебного материала, совершенствования вычислительных навыков.
Познавательные: создать условия для развития умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме,
Логические: создать условия для самореализации и самоактуализации: развитие внимания, логического мышления, приемов сравнения, математической речи.
Коммуникативные: реализация умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: создать условия для:
- понимания смысла инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
– выполнения действия в опоре на заданный ориентир;
– восприятия мнения и предложения одноклассников (о способе решения задачи);
– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
Личностные: создать условия для:
– понимание роли математики в жизни человека;
– интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах
Методы обучения:
по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.
Технологии - технология проблемного диалога, технология деятельностного подхода.
Оборудование: персональный ноутбук, интерактивная доска.
Метапредметные связи: уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Основные понятия: умножение.
Ход урока
1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
А) Чистописание
2+2+2+
Б) Устный счёт
- 48 уменьшить на 9
-Какое число больше чем 15 на 6
-Найдите сумму чисел 32 и 6
-Уменьшаемое 62, разность 30, найдите вычитаемое
-Сумму чисел 23 и 6 уменьшить на 5
-На сколько надо увеличить 41, чтобы получилось 50
-Из какого числа вычли 12 и получили 30
-На сколько 36 больше 2
-Найдите разность чисел 62 и 12
Расшифруйте слово:
Шифр:
39 | 21 | 38 | 32 | 24 | 9 | 42 | 34 | 50 |
М | О | Е | Н | Н | Е | И | Ж | У |
Ключ:
50 | 39 | 32 | 21 | 34 | 9 | 24 | 42 | 38 |
| | | | | | | | |
2. Определение темы урока. Постановка целей и задач
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
-Что мы узнаем сегодня на уроке?
-Чему мы должны научиться?
-Попробуйте сформулировать, что такое умножение?
3. Проблемная ситуация ( работа в группах)
А) У каждой группы свой мешочек с камнями. Вам надо за 30 секунд сосчитать сколько камней в вашем мешочке.
-Сколько камней в вашем мешочке?
- Как вы думаете, как легче сосчитать количество камней?
- Давайте попробуем посчитать камни группами. Разложите все камни группами. Для каждой группы ребят своё число в группе.1 группа – по 6 камней, 2 группа – по 8, 3 группа –по 4 , 4 группа – по3 , 5 группа по 2.
- Составьте и запишите на доске получившийся пример.
-Что общего у всех примеров?
-Сколько раз мы повторяем слагаемое в каждой группе?
- У какой группы это задание вызвало наибольшее затруднение? Почему?( при сложении 2,3, слишком много слагаемых, длинный пример)
- Поэтому нам нужно новое действие- УМНОЖЕНИЕ.
Эти же самые примеры можно записать умножением.
6*4=24
8*3=24
4*6=24
3*8=24
2*12=24
- Сформулируйте, что такое умножение? (Умножение- это сумма одинаковых слагаемых).
Б) Посмотрите на доску ( слайд презентации). Все ли примеры можно заменить умножением? Почему?
5+5+5+5
4+3+4+4+3
10+10+10+10+10
13+12+13+14+15
4. Физкультминутка
5. Первичное закрепление знаний
А) Самостоятельная работа по карточкам
Замени, где это возможно, сложение умножением. У кого это задание вызывает сложность поднимите руку. Тьютеры придут вам на помощь.
Взаимопроверка.
Б) Работа по учебнику стр.48 № 1
В) Геометрическая задача
-Начертите квадрат со стороной 3 см
-Давайте вспомним….
-Что такое квадрат?
-Что такое прямоугольник?
-Найдите периметр квадрата
-Давайте вспомним….
-Что такое периметр квадрата
1-2 колонка находит периметр сложением
3-5 колонка находит периметр умножением
6. Включение в систему знаний и повторение
Работа по учебнику.
Задача.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.47.
- Прочитайте задачу про себя.
- Что говорится в задаче?
- Что нужно узнать?
-Составьте краткую запись?
-Решите задачу
-Измените вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями
-Как это показать на краткой записи?
-Решите эту задачу
-Какой ответ мы напишем для второго вопроса?
7. Рефлексия учебной деятельности
Какое открытие сделали на уроке?
(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)
-Замените сложение умножением 63+63+63=.
- Какое задание вам показалось самым интересным?
-Как оцените работу всех детей на уроке?
(Мы старательно выполняли все задания. Все работали дружно.)
- Почему поставили 4, почему-5? Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке, хорошо усвоил новый материал? А кому бы вы дали совет?
-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Молодцы!
Домашнее задание: учебник с.48 №4,5