- совершенствовать знания обучающихся о новом арифметическом действии – умножении, как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых; вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, самооценку, коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа, его культуре, чувство дружбы, товарищества, самостоятельность, ответственность.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организаци онный этап. | Класс наш светлый и уютный, Хорошо мы в нём живём. Улыбнёмся же друг другу И урок скорей начнём! | Мотивация предстоящей учебной деятельности. |
2.Актуализация знаний. | 1)Проверка домашнего задания №5,6 с.48 №5 прочтите грамотно первое выражение и объясните решение. При выполнении № 6 были трудности? - Отметки в журнал за домашнее задание получат… 2)Устный счёт Введение в сюжет урока. - Вспомнив правила посадки при письме, запишите в тетрадях «Классная работа» и дату на полях «Математический диктант». - Расшифруй слово, устно выполнив задания 2 - б На сколько 98 меньше 100? 13 - л Найдите разность 20 и 7. 10 - и наименьшее двузначное число. 15 – н Сложите по 5 три раза. 29 – ы Бабушка испекла 19 пирожков с капустой, а с картошкой на 10 пирожков больше. Сколько пирожков с картошкой испекла бабушка? «Блины» (табличка ) -Ребята, как вы думаете, почему я сегодня на уроке математики вспомнила это слово? Масленица! (табличка) Особая пора у славянских народов, в том числе у русских, сопровождаемая весёлыми народными гуляньями, играми, забавами, походами в гости и щедрыми угощениями, первое место из которых на Масленицу занимают, конечно же, блины! Этот праздник к нам идет (рисунок) Раннею весною, Сколько радости несет Он всегда с собою! Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. - Сейчас идёт масленичная неделя в России… Я вас приглашаю на блины! - Но, сначала поработаем! Делу время – потехе час! | Принимают участие в беседе. Выбираю 3 учеников и озвучиваю Ф.И. Запись в тетрадях. Расшифровывают слово, пользуясь табличкой с пронумерованными буквами алфавита Записывают только буквы в строчку. Решив всё правильно получают слово «Блины» Взаимопроверка: обмениваются тетрадями и зелёными чернилами исправляют ошибку в тетради соседа по парте. Выставляют ему на полях отметку (! + -) |
3.Самоопределение к деятельности. | 1) - Понедельник – первый день масленичной недели называется «Встреча», в этот день Масленицу встречали, делали куклу Масленицы из подручных материалов (кукла) - Посмотрите, пожалуйста, все на доску, здесь записаны выражения: 5+5+5+5+5, 7+7+7+13, 32+32, 12+12+12+12, 6+9+6+9+6, 18+4+26.(таблички) -Разделите все выражения на две группы (устно). 5+5+5+5+5 7+7+7+13 32+32 6+9+6+9+6 12+12+12+12 18+4+26 -По какому признаку их можно распределить на 2 группы? (Сложение одинаковых слагаемых и разных.) -Мы можем какие- то выражения преобразовать, записать более кратко? - Какое действие будем использовать? - Что такое умножение? (слайд 2) -Замените сложение умножением (устно) 2) - Сегодня на уроке мы продолжим изучать действие умножения, как сумму одинаковых слагаемых. - Откройте учебники на с.49 -Сформулируйте учебные задачи на урок: (слайд 3) | На доске представлены карточки с математическими выражениями. Обучающиеся, указав признак: сложение одинаковых слагаемых и разных, распределяют их на 2 группы (2 обучающихся у доски). Получают жетоны в виде блинчиков. Получают жетоны в виде блинчиков. 1ученик записывает и объяснят, что обозначает каждое число в записи умножения. Определение темы, формулирование учебных задач |
4.Первичное закрепление. | 1.Второй день масленичной недели называется «Заигрыш» Начинались игры, гуляния, строительство снежных крепостей, катания с горок. 1) Сделай к задаче рисунок и реши её сначала сложением, а потом умножением. (карточка) В одни санки умещается 2 ребят. Сколько ребят съедут с горы на 6 таких санках? 00 00 00 00 00 2+2+2+2+ 2+2=12(р.) 2*6=12(р.) Ответ: 12 ребят съедут на 6 санках с горы. 2) №1 с.49 – работа в парах (устно) Зачитывают только примеры на умножение по очереди. 3) Ох, и вкусное название у третьего дня недели! Знаете какое? Кто составит задачу про блины по заданию 4 учебника, тот откроет секрет – табличку с названием среды на масленичной неделе! «Лакомка» -Бабушка испекла 18 блинов, а мама на 2 блина меньше. Сколько всего блинов испекли бабушка и мама? -Сколько? (34) 4)- Блины в этот день обязательны! Блины пекут да складывают стопочкой, смазывая маслом или сметаной! (рисунок) - Мамы 1, 2, 3, 4 классов испекли блины и сложили их в стопочки. На глаз определить трудно. Давайте узнаем, сколько блинов испекли мамы для каждого класса, решив примеры №5 столбиком. | Делают рисунок к задаче. Решают её. 1 ученик работает на доске. Тот, кто справится раньше отвечающего у доски, получают жетоны в виде блинчиков. Самооценка (! + -) Первые две пары. Получают жетоны в виде блинчиков. Получают жетоны в виде блинчиков. 4 чел. работают у доски – для проверки. Получают жетоны в виде блинчиков. Ребята, решившие все примеры раньше, чем на доске, получают жетоны в виде блинчиков. Самооценка (! + -) |
Физминутка | Сорока – белобока Задумала блины печь, На рынок пошла И вот, что взяла… Парное молоко – да! Куриное яйцо – да! Крупа манная – нет! Капуста качанная – нет Мясной холодец – нет! Сахар да соль – да! Белая фасоль – нет! Масло топленое – да! Рыбка соленая – нет! Китайский рис – нет! Лавровый лист – нет! Чернослив да изюм – да! Шоколадный лукум – нет! Перец болгарский – нет! Соус татарский – нет! Клубничное варенье – да! Бисквитное печенье - нет! В русских деревнях пекли разные:пшеничные, гречневые, пшённые, ржаные, ячменные, овсяные блины и блинчики. А ели их со всевозможными добавками – творогом, яйцами, рыбой, маслом, икрой. Блины, замешанные на молоке, называли «молочными», блины из гречневой муки – «красными» | Снятие статического напряжения, предупреждение утомляемости. |
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Четверг называется «Разгуляй». Он считается самым пиком веселья: взятие снежных городков, соревнования в силе и удали, катания на тройках – такие забавы были у наших предков. 1)Презентация. Задачи – самостоятельная пис. работа в тетрадях с последующей проверкой по образцу. (слайды 4,5,6) 2) Пятница и суббота «Тёщины вечёрки» и «Золовкины посиделки» - ходят в гости к родственникам, у себя гостей принимают, общаются, веселятся, вкусно едят. Немного поиграть и проверить, как усвоили тему урока, предлагаю я вам сейчас! Куб знаний «Лови ошибку!» 1)Периметр квадрата со стороной 3 см. равен 9 см. 2)5*3=16 3) 2+2+2+2= 2*3 4)У одного котика 4 лапки, а у трёх -16 лапок. 5) 7 углов у двух квадратных столов. 6)8 ушей у трёх мышей 4) -Завершается масленичная неделя « Прощёным воскресеньем». Проводы Масленицы. Приходит Воскресенье – будем мы просить прощенье, чтоб с души грехи все снять, с чистым сердцем Пост встречать. Сжигается чучело Масленицы, как символ победы весны над зимой, тепла над холодом, добра над злом. - И наш урок подходит к завершению. | Самооценка (! + -) Передают куб друг другу, читают задание, дают ответ. Получают жетоны в виде блинчиков. |
6.Информация о домашнем задании. | №5, 7, узор с.49 - Посмотрите в учебнике номера домашнего задания. Нужно что-то пояснить? | Записывают ДЗ в дневники |
7.Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводим итоги урока: 1) - Что узнали? - Чему учились? 2) - Почитайте количество ( ! ) в тетрадях на полях. Если у вас их 4 или 3, значит, вы поработали сегодня на уроке отлично, хорошо усвоили тему и можете помочь однокласснику, который пока столько баллов на уроке не заработал. (слайд 7) 3) - Ну, и, конечно, блинчики! Переводим их в хорошие отметки. Посчитайте блинчики, у кого они есть, посмотрите на экран, узнайте свою отметку. Встаньте ребята, у кого 5 за урок (4 и более блинчиков), 4 (3,2 блинчика), 3(1 блинчик –по желанию). (слайд 8) (слайд 9) Спасибо за урок! 4) - Это ещё не всё! В начале урока я приглашала вас на блины! ? Все заботы ваши бросьте, Приходите срочно в гости, Прямо к нашему крыльцу, К нам на Масленицу! (аудиозапись) | Участвуют в беседе. Получают жетоны в виде блинчиков. Самооценка. . Подсчитывают блины, самые активные получают отметку за урок. Угощаются блинами под песню «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели…» |