Открытый урок по математике 4 класс
Тема: Соотношение между единицами измерения однородных величин.
Цели: закреплять знания об изученных единицах измерения, умение переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания, умения и навыки; выстраивать логическую цепь рассуждений; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся о величинах, показать их значение, взаимосвязь.
2. Учить пользоваться схемами-опорами, применять задания на развитие психических процессов: памяти, мышления.
3. Расширять кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах.
4. Воспитывать активность, самостоятельность.
1
– Здравствуйте. Присаживайтесь.
- Что лежит у вас на столе необычного? (Нитки…..)
– В древние время русские люди брали такую ниточку и завязывали узелки, когда кому-то что-то давали в долг.
– Зачем это делали? (Чтобы ничего не забыть).
- А зачем нитки лежат у вас? (чтобы мы тоже завязали узелки, чтобы что-то не забыли )
Послушайте стих и скажите, о чем мы будем сегодня говорить:
«Как много на свете
Нужных вещей.
О них мы узнать
Спешим поскорей.
Сейчас величины
Мы все повторим,
Задания выполним,
Всё закрепим».
- О чем будем разговаривать? ( …о величинах)
- (….Сегодня мы будем повторять величины) и завязывать узелки.
2
Кластер
– Какие мы знаем величины? (единицы массы, времени, длины)
– Давай те вспомним соотношения величин…
- Единицы массы (называем от наибольшего до наименьшего)
- Посмотрите, перед вами соотношение единиц времени. Они расположены в правильной последовательности?…..
- Чего не хватает у единиц длины? Давайте вспомним? (…..)

– Что мы повторили? Молодцы!
– Первое задание. На доске записаны числа:
7050, 43000 м, 4 кв.м, 600 дм, 78 м
25 кв.м, 43 км, 40000 кв.см, 60 м, 2500 кв.дм,
- Прочитайте числа.
- Какое число лишнее? (Почему?) (7050 т.к. это не величина)
-Какие задания вы могли бы предложить?
(Разделить на две группы: единицы длины и единицы площади)
- Составьте из этих чисел равенства. (найдите пару)
43000 м = 43 км
600 дм = 6 м
4 кв.м =400 кв.см
25 кв.м = 2500 кв.дм
-Какое число осталось без пары? (78 м)
- Давайте составим равенство с этим числом. В какую величину можно перевести? (78м= 780дм, 78м=7800см
Молодцы!
- Какую величину мы впомнили? (Единицы длины)
Что мы должны сделать? ( завязать узел и запомнить)
Завязываем и вместе проговорим.
Физкультминутка
А сейчас мы отдохнем,
Сядем ровно и уснем.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазки открываем,
Дружно поморгаем,
И работать продолжаем
– Работаем дальше. Внимание на экран. Прочитайте? Что это? Докажите, что это задача?
“Фермер собрал 9 ц картофеля, свёклы - на 200кг больше, чем картофеля. Сколько тонн овощей собрал фермер?”
- Давайте запишем условие к задаче. (какое условие мы возьмем)
- С чего начнем решение… ( нужно перевести в одну величину…. 1 действие, 2 действие, ответ….)
- Прочите еще раз вопрос и запишите ответ самостоятельно.
- проговорите ответ.
- С какой единицей массы мы не работали?( грамм…. В 1кг = 1000гр)
- Какую величину мы вспомнили? (Единицы массы)
- Что мы должны сделать? ( завязать узел и запомнить)
Завязываем и вместе проговариваем.
Сейчас вы будите отвечать на вопросы молча, с помощью карточек.
- возьмите карточки и расположите в порядке возрастания.
-Я задаю вопрос, а вы с помощью карточек показываете ответ.
1. В каком век вы родились?(21)
2. Какой сейчас год? (Две тысячи 18)
3. В каком месяце мы приходим в школу после летних каникул? (9)
4. Сколько дней в 1 недели? ( ..7)
4. Сколько часов в 1 сутках? (…24ч)
5. Сколько минут в 2 часа? (…120мин )
6. Сколько секунд в 1 минуте? (60сек)
- Какую величину мы вспомнили? (Единицы времени)
Что мы должны сделать? (завязать узелок и запомнить)
Завязываем и вместе проговорим.
Какие вы молодцы?
- У вас наверное «Семь пядей во лбу?»
- Что означает эта фраза. Семь пядей это сколько. Про кого так говорят? (Так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму…. обозначает.
«Пядь», или «четверть», – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами)
Давайте растянем и посмотрим. Смотрите, какой большой должен быть у вас лоб.
- Кто еще знает старинные русские величины. Не знаете, это и будет домошним задание.
3
- Вы сегодня очень хорошо поработали, завязали три узелка. Давайте вспомним для чего мы их завязывали. Что каждый из них обозначает? Всё ли на уроке мы выполнили? Всё ли у нас получилось? Что повторяли на уроке?
(повторяли величины, соотношение между величинами, считали устно, решали задачу, решали примеры, отвечали на вопросы )
- Давайте ваши ниточки вложим в учебник. Эта нитка послужить вам закладкой и будет напоминанием о величинах.