СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Число и цифра 0"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Число и цифра 0"»



ЧОУ «Начальная школа-Православный детский сад «Свято Никольский»









Конспект урока по математике

УМК «Школа России»

1 класс







Составила учитель начальных классов:

Шляхтина Т.В.







г. Михайловск

2018г.




Тема: Число и цифра 0.


Цели: формирование представления о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке.


Задачи урока:

Образовательные (предметные):

• Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Развивать умение распознавания цифры в знаковой среде.
• Учить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие (метапредметные): сопоставление с окружающим миром, литературным чтением.


Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.


Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.


Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.


Воспитательные (личностные):

• Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, дифференцированный,.

Оборудование: дидактический материал.



ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.

Настрой учеников на совместную работу.

И прекрасна, и сильна – 
Математики страна. 
Уравненья и задачи, 
Устный счет здесь всякий раз. 
Пожелаю вам удачи! 
За работу! В добрый час!


- Ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать гости. Давате повернемся к ним и поздороваемся.


- У меня сегодня прекрасное настроение, и я хотела бы узнать, какое настроение у вас сейчас, на момент начала нашего урока. Перед вами карточки с личиком слайд, но, как вы видите, на них нет никаких эмоций. Я хочу, чтобы каждый из вас изобразил то настроение, с которым он начинает этот урок. Если настроение ваше радостное, светлое, нарисуйте улыбку слайд, а если грустное , то изобразите печаль.слайд


2. Актуализация знаний.

- Итак ребята, мы с вами уже изучили числа от 1 до 9, а также научились писать их. Сейчас я хочу с вами поработать с числовым лучом.слайд

- Кстати, а давайте вспомним, что же такое луч? (Это прямая, у которой есть начало, но нет конца.)

- А теперь давайте расставим по местам все цифры, которые мы изучили. Цифра 1 уже нашла свое место, давайте расставим все цифры по порядку дальше. Слайд


3.Устный счет.

- Ребята, я приготовила для вас интересные задачки, но, чтобы их решить, нужно быть очень внимательными и слушать учителя. Вы готовы?


Задача 1.слайд

Два щенка – баловника

Бегают, резвятся.

К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей? Слайд


- Кто может назвать решение этой задачи? слайд

- У вас на столах карточка с числовым лучом. Прежде, чем я задам вам следующую задачу, давайте обведем на числовом луче то число, которое мы с вами нашли. Какое это число? (5) (ребенок у доски)





Задача 2. слайд

Пять лодок было у причала,

Волна их весело качала.

Три лодки взяли рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала? Слайд


- Каким выражением можно записать решение этой задачи? Слайд

- Обведем число 2 на числовом луче.


Задача 3. Слайд

На паркете пять жуков скромненько скучали.

Прибежали два жука, танец показали.

Так скажите нам сейчас,

Сколько всех жуков у нас? Слайд


- Каким выражением решим эту задачу? Слайд

- Обведем число 7 на числовом луче.

- Кстати, ребята, а к какому классу животных относятся жуки? А в чем отличительная особенность всех насекомых?


Задача 4.

Зимой ребята из комков

Слепили пять снеговиков.

Весна пришла, сошли снега,

И солнце припекало.

И на глазах у ребятни

Снеговиков не стало.

Тепло сыграло свою роль,

Фигурок было пять, а стало … (ноль) слайд


4. Постановка учебной проблемы.

- Ребята, слышали ли вы о таком числе 0?

- Хорошо, следующее задание у нас, обвести полученный результат на числовом луче. Можем ли мы выполнить это задание прямо сейчас?

- Почему? (нет, мы ее еще не изучали).

- Кто же догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? Слайд

- Но мы пока не можем записать цифру 0 в наш числовой ряд. Почему? (потому что не знаем, как эта цифра пишется).

- Значит чему мы будем учиться? (писать цифру 0).

- А мы знаем, какое количество предметов обозначает число 0? (нет). Дожны будем научиться? (да).



5. Физминутка (мальчик)

- Перед тем, как узнавать новое, давайте встанем и немного отдохнем.слайд


6. Открытие нового знания.

- Прежде, чем писать цифру 0, давайте посмотрим, на что она похожа.(бублик, мячик, шина от колеса, буква О.) Слайд


- Послушайте стихотворение о числе 0: слайд

Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется.. нулем
слайд


- Есть еще одно стихотворение про ноль замечательного детского автора С.Я. Маршака. Он написал много книг для детей, какие-то из них, наверняка есть у вас дома. Слайд



Цифра вроде буквы О слайд
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!


- Ребята, а как вы понимаете слово «ничегошеньки»? (ничего как буд-то нет).

- Давайте подумаем, что же обозначает число 0?

- Давайте повернем голову направо и скажем, сколько в нашем классе с правой стороны стоит слонов? (0, их нет). (повернули голову вправо)

- Атеперь поверните голову налево и скажите, сколько слева стоит самолетов? (повернули голову влево).

- А если голову поднять вверх, посмотрите, сколько на потолке ракет? (голова вверх).

- Опустите головку вниз. Сколько у нас под ногами жирафов? (голова вниз)

- Итак, какому же числу предметов соответствует число 0? (никакому, то есть этого предмета нет, он отсутствует).

- Давайте же скорее научимся писать эту цифру. Откройте зеленые тетради, возьмите в руки ручки. Поднимите глазки на экран.

- Вы правильно сказали, цифра 0 пожа и на бублик, и на мячик, по-другому, цифра 0 представляет собой овал. Слайд

- Давайте сначала просто посмотрим как она пишется, а потом я поясню ее написание поэтапно. Слайд

Что заметили? (пишется безотрывно, начинается написание сверху )

- Мы помним, что все цифры, которые мы пишем в тетради, пишутся с наклоном, также, как буквы в прописи.




- Итак, внимание на меловую доску.

Мы начинаем писать цифру 0 немного ниже верхней стеночки клетки, плавно опускаемся вниз, делаем закругление, касаясь нижней стеночки клетки и, далее, плавно ведем линию вверх к исходной точке.


- Помним, что цифра должна помещаться во всю клеточку, но не выходить за нее и не быть меньше.

Кто понял, как писать цифру 0, покажите мне, что вы готовы попробовать написать ее самостоятельно.

- Все готовы!

- Тогда в тетради отступите 4 клетки вниз, в 5 поставьте точку и пропишите всю строчку цифру 0 с интервалом 1 клетка. Тетрадка лежит под наклоном, локоток не висит, спинка прямая.Кто закончит, возьмите красный карандаш и подчеркните самую красивую на ваш взгляд цифру.

- А теперь возьмите карточку с числовым лучом. Теперь мы можем дописать цифру 0. Где ее место (в самом начале).

- Почему?(потому, что число 0 меньше всех остальных чисел).

- Возьмите ручку и допишите. (1 ребенок у доски)


7. Первичное закрепление. Работа с учебником.

- А теперь давайте поработаем по учебнику. Откройте страничку 70.

-Посмотрите на задание с ягодками смородины. слайд

- Кто мне скажет, какое равенство подходит для данного рисунка? (5-5=0) слайд

- Почему? (на ветке было 5 ягод смородины, 5 ягод сорвали, на ветке ягод не осталось).

- Перейдите на страничку 71. Найдите задание про пирожки. Слайд.


- Со своей парой составьте рассказ по данной картинке. Кто будет готов, дайте мне знать.

(Бабушка испекла 4 пирожка, за обедом съели 4 пирожка. На тарелке пирожков не осталось.)

- Как записать выражением? 4-4=0 слайд

- Запишите это выражение себе в тетрадь.

- Какой вывод мы можем сделать? (Если из числа вычесть то же число, получится 0)


8. Физминутка.

- Пальчики наши устали писать, давайте дадим им немного отдохнуть. Слайд


9.Вторичное закрепление.

- Давайте с вами поиграем в игру «Верно-неверно». слайд

- Перед вами неравенства. Давайте проверим, все ли знаки поставлены верно? слайды

- Посмотрите, теперь здесь только неравенства? Или что-то изменилось? (и равенства тоже.)

- Запишите себе в тетрадочку.



10. Итог. слайд

  1. Какую цифру научились писать?

  2. Что обозначает число 0?

  3. Чем отличаются понятия «число» и «цифра»?

11. Рефлексия.

- А теперь возьмите карточки с личиком, и покажите, какое у вас настроение в конце нашего урока?слайд

Спасибо и вам за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. слайд
















































Приложение 1

Приложение 2





Приложение 3

Примерная работа ученика за урок.