Тема урока: Число и цифра 1.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
1. Планируемые результаты
Личностные:
Формирование положительного отношения к уроку математики, интереса к учебному материалу.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД: Уметь выделять существенные признаки объекта (один, много), сравнивать, обобщать, делать простые выводы.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, формулировать собственное мнение.
Предметные:
Знать, что число 1 обозначает один предмет.
Узнавать цифру 1 среди других цифр.
Уметь писать цифру 1.
Формировать умение соотносить число 1 с количеством предметов.
2. Основные понятия
Число 1.
Цифра 1.
Один, много.
3. Оборудование
Для учителя: Интерактивная доска (или магнитная доска), презентация с изображениями (солнце, месяц, матрешка, одинокое дерево и т.д.), карточки с цифрами, магнитная цифра 1, счетные палочки, кукла-помощник (например, Незнайка или Петрушка).
Для учащихся: Учебник математики (М.И. Моро), рабочая тетрадь, счетные палочки, карточки с цифрами, конверты с геометрическими фигурами (1 красный кружок и несколько синих треугольников).
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Цель: Создать эмоциональный настрой на работу.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада видеть ваши умные и любознательные глаза. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнем наш урок.
II. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы (5 мин.)
Цель: Подвести детей к осознанию необходимости изучения нового числа.
На доске изображения: одно солнце и много туч; один месяц и много звезд.
Вопросы: Что вы видите на картинках? Чем отличается солнце от туч? (Одно солнце, а туч много). А что на небе ночью? (Один месяц, а звезд много).
Создание проблемной ситуации: К нам в гости пришел Незнайка. Он принес конверт с фигурами. (Достаю 1 красный кружок и несколько синих треугольников). Он говорит, что у него все фигуры одинаковые. Так ли это? (Нет, кружок один, а треугольников много. Они еще и по цвету разные).
Вывод: Чтобы точно описать, сколько предметов, нельзя пользоваться словом «много». Нужно знать точное число. Сегодня мы познакомимся с самым первым, самым важным числом.
III. Открытие нового знания (10-12 мин.)
1. Знакомство с числом 1.
Учитель предлагает детям посмотреть вокруг и найти в классе предметы, которые есть в единственном экземпляре (например, доска, дверь, учитель, солнце в окне).
Работа с учебником: Рассмотреть иллюстрацию. Что изображено одно? (Одна матрешка, одна бабочка, одно яблоко).
Вывод: Число один показывает, что предмет единственный.
2. Знакомство с цифрой 1.
Учитель показывает карточку с цифрой 1. «Чтобы не рисовать каждый раз предмет, люди придумали специальный знак для записи числа – цифру. Вот так записывается число один».
Образное восприятие: На что похожа цифра 1? (На палку, на крючок, на солдатика в строю).
3. Письмо цифры 1.
Показ на доске: Учитель крупно и медленно пишет цифру 1, комментируя: «Ставим ручку чуть выше середины клетки, ведем маленькую наклонную палочку в уголок клетки. Теперь опускаемся вниз до середины нижней стороны клетки».
Обведение в воздухе: Дети пальчиком в воздухе повторяют движение учителя («пишем» на спинке стула, на ладошке).
Работа в рабочей тетради: Дети обводят цифры по точкам, а затем пробуют написать самостоятельно 2-3 строчки.
IV. Первичное закрепление (7-8 мин.)
Цель: Применить новые знания в игровой практике.
Игра «Найди пару»: У детей на партах карточки с изображением одного или нескольких предметов (1 мяч, 3 яблока, 1 кукла, 5 машинок). Учитель показывает карточку с цифрой 1, дети должны поднять карточку, где изображен один предмет.
Работа со счетными палочками: «Положите перед собой одну палочку. А теперь возьмите в руку несколько палочек. Сколько теперь палочек в другой руке? (Много). А на парте? (Одна)».
Устное задание: «Я буду называть число, а вы – хлопать. Хлопните в ладоши только один раз, когда услышите число ОДИН». (Учитель перечисляет: два, один, пять, один, семь).
V. Физкультминутка (2-3 мин.)
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
(Акцент на слове «раз» – одно действие).
VI. Самостоятельная работа в тетради (5 мин.)
Задание: «Соедини линией картинки, на которых изображен один предмет, с цифрой 1».
Задание: «Раскрась столько кружков, сколько показывает цифра» (написана цифра 1 и несколько кружков).
Индивидуальная помощь учителя.
VII. Включение нового знания в систему знаний. Рефлексия (4-5 мин.)
Итог беседы: С каким числом мы сегодня познакомились? Как называется знак для его записи? Где в жизни мы встречаем число один? (Первый зуб, первый класс, первое сентября).
Рефлексия:
Метод «Светофор»: У детей кружки из красной, желтой и зеленой бумаги.
Зеленый – я все понял, у меня все получилось.
Желтый – я немного затруднялся.
Красный – мне было трудно, нужна помощь.
Оценка деятельности: Похвалить всех детей за работу на уроке. «Вы сегодня были настоящими математиками!»
VIII. Домашнее задание (1 мин.)
Творческое задание: Нарисовать один предмет (что хочешь) и рядом написать красивую цифру 1.
По желанию: вылепить цифру 1 из пластилина.