СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Деление суммы на число"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Деление суммы на число»

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию знаний деления суммы на число, различными способами.

Задачи:

Обучающая:

 -способствовать формированию умения деления суммы на число, когда каждое слагаемое делится на это число.

Развивающая:

 - способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательная:

- способствовать формированию интереса к изучению математики.

Тип: урок открытия нового знания

Оборудование: учебники (математика 3 класс Моро М.И. УМК: «Школа России»).

Проектируемые результаты:

Предметные УУД:

уметь использовать в речи математические термины;

уметь вычислять периметр фигур;

уметь решать задачи на умножение и деление;

уметь составлять и решать простые и составные задачи.

Личностные УУД:

 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

умение организовать место для занятий.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в коллективе;

формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя свой учебник.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Деление суммы на число"»

Тема: «Деление суммы на число»

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию знаний деления суммы на число, различными способами.

Задачи:

Обучающая:

-способствовать формированию умения деления суммы на число, когда каждое слагаемое делится на это число.

Развивающая:

- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательная:

- способствовать формированию интереса к изучению математики.

Тип: урок открытия нового знания

Оборудование: учебники (математика 3 класс Моро М.И. УМК: «Школа России»).

Проектируемые результаты:

Предметные УУД:

уметь использовать в речи математические термины;

уметь вычислять периметр фигур;

уметь решать задачи на умножение и деление;

уметь составлять и решать простые и составные задачи.

Личностные УУД:

 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

умение организовать место для занятий.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в коллективе;

формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя свой учебник.


Ход урока

1.Этап мотивации.

Здравствуйте, ещё раз ребята!

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Проверьте, все у вас в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Принес учебник снова в класс

Новый материал для вас.


(тетради собрать и раздать проверенные)


2.Минутка чистописания

Число, классная работа.

Чтобы узнать, какое число мы будем сегодня прописывать, необходимо выполнить задание.

Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых: (у доски)

52=

46=

74=

17=

38=

- Какое число лишнее? (Даем характеристику числу 17)

- Прописываем 1 строчку в тетради.

3.Актуализация знаний.

1)Приём «Мозговой штурм»

- Запишите результаты выражений: 4 ∙ 6, 36 : 9, 6 ∙ 3, 30 : 10, 48 : 8 (учитель диктует устно)


 (24,4,18,3,6) – 1 ученик на доске, остальные в тетради.

- Составьте выражения на умножение и деление с полученными результатами.

(4*6=24, 3*6=18, 24:4=6,18:6=3) – записывают с коммкнтированием.

- Назовите компоненты умножения и деления. (Множитель, множитель, произведение. Делимое, делитель, частное.)

- ВЫВОД: Мы вспомнили умножение и деление, названия компонентов.

2) Игра «Не скажу»

Я называю числа от 10 до 50. Девочки говорят «не скажу», если число делится на 4. Мальчики говорят «не скажу», если число делится на 6.


3)Соедини пары выражений

(30 + 2) ∙ 4

(40 + 8) ∙ 2

(21 + 34) ∙ 2

30 ∙ 4 + 2 ∙ 4

40 ∙ 2 + 8 ∙ 2

21 ∙ 2 + 34 ∙ 2

- Как можно умножить сумму на число?


ВЫВОД: Чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число на каждое из слагаемых и полученные произведения сложить. 

Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения)


4)Решение задач.

Я буду читать ЗАДАЧИ, а вы должны устно решить и назвать полный ответ.

         В одном куске 12 м ткани, а в другом в 4 раза меньше. Сколько метров ткани во втором куске? 12:4=3(м.)

         Ребята вырастили 16 красных тюльпанов, а желтых в 2 раза меньше. Сколько желтых тюльпанов вырастили ребята? 16:2=8(т.)

         Мухоловка пролетает в день 50 км, а почтовый голубь в 2 раза больше. Сколько км в день пролетает почтовый голубь? 50.2=100(км)

         Стороны прямоугольника 4см и 5 см, вычисли его площадь.

4.5-20(см)


5)Работа в парах.

Раздаю вам карточки. Вы запишите ответ. Затем проверьте в парах, если вашему соседу трудно, объясните ему, как решить выражение. Можно поставить отметку.

60 : 30      23 х 3

80 : 4       24х2

-У кого5?4?3?

Могут ли знания устного счёта пригодится в нашей повседневной жизни? Где, например?


4.Введение в тему.

Решить выражения. (Примеры заранее записаны на доске)

- Решите примеры, используя правило порядка выполнения действий. (1 способ умножения суммы на число)(ученик у доски)

(40 + 8) : 6

(20 + 80):10

(30 + 27) : 3 –оставляем пример ,потом вернемся

- Ребята, в чем возникло затруднение?

- Чем вычисления в этом примере не похожи на другие?


Тема урока? Цели?


 - Сегодня мы будем учиться делить сумму на число.

– Я предлагаю вам решить следующую задачу. 


Петя принес 6 жёлтых груш , а Вова 4 красных груши. Мальчики решили разложить груши поровну на 2 тарелки. Сколько груш на каждой тарелке?

 


Заслушиваем 1 способ. (записываем в тетрадь)

(6+4):2=10:2=5(г.)

Далее второй способ.

6:2+4:2=3+3=5(г.)



- Что общего в этих выражениях? (Одинаковые значения выражений)

- В чем разница? (В способах записи выражений, в способах решения)

 

- Итак, задача у нас была одна? (Да)

- А способы решения? (Разные)

- Можем мы сейчас решить новый пример?            (Да)

Кто хочет его решить?

Один ученик решает пример с комментированием у доски с подробной записью. Остальные записывают в тетради.

(30+27):3=30:3+27:3=10+9=19

- Итак, ребята, как же можно сумму разделить на число(на примерах на доске)

 

1. Можно вычислить сумму и разделить на число.

2. Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.



4)Работа по учебнику.

с.13 – работа по рисунку

№1 с.13 – у доски.




№2 с.13 (2 способа)

Учебник № 2. Решение задачи

- О ком говорится в задаче? (закройщик)

- Что означают цифры 12 и 15?

- Что означает цифра 3?

- Какой главный вопрос задачи? Сможем ли сразу на него ответить?

- Что нужно найти сначала?





5) Рефлексия.

- Какую цель ставили в начале урока?

Какие получили результаты?

- кто достиг цели?

- Какие 2 способа деления суммы на число вы узнали?

- Оцените свою работу.

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо работать?

- Кто сможет научить другого?

За работу на уроке получают оценки…

- Спасибо за работу! Урок окончен.



Д/з №5с. 13., правило



























  1. Этап выявления места и причины затруднений (5-7 мин.)

Приём «Побуждающий диалог от проблемной ситуации» (Подводящий диалог)

На доске примеры, решите их:

(10+4)*3  42

(40+2):6    7

(61+2):9    7

(27+72):9   3+8=11     (Последний пример должен вызвать затруднение)


!!! если проблемная ситуация не срабатывает, тогда:

1. Большинство учеников не решили последний (см.приём 5)

1. Некоторые ученики решили. (см. приём 5)

2. Все решили.

(см. приём 2)

- Вы смогли выполнить задание? (Нет)

- В чем затруднение? (Сумма не делится)

- Чем это задание не похоже на предыдущие? (А в других сумма делилась)

- Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)

- Вы смогли выполнить задание? (Нет, да)

- Хорошо. (Выбранные ученики проговаривают решение).

 (Для решения первого выражения мы находим сумму в скобках и делим результат на число. Для решения второго выражения каждое слагаемое умножаем на 3, а полученные результаты складываем). 

- А остальные ребята, в чем у вас затруднение?

(У третьего выбранного ученика возникает затруднение с решением последнего примера. Сумма не делится.)

- Чем это задание не похоже на предыдущие? (А в другом сумма делилась)

- Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)

- Вы смогли выполнить задание? (Да)

- Решили, а пример то новый! Ну, молодцы!

- Чем вычисления не похожи на другие? (В новом примере сумма не делится на число)

- А сколько у вас получилось? (Дети называют разные ответы)

- Задание одно? А как его выполнили? (Решили неправильно)

- Почему так получилось?

- Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)

- Какая тема урока (Деление суммы на число). Название темы на доску

Гипотеза на доскуЧтобы разделить сумму на число, надо:

1 способ: вычислить сумму и полученный результат разделить на это число. (а+в):с

2 способ: Каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить. а:с+в:с

  1. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации (5-7 мин.)

- Какое математическое свойство использовали? (распределительное свойство деления)

- Когда следует применять 1 способ, а когда 2 способ? (не знаем/предположения)

- Давайте это уточним.

Примеры на доске и на карточках учащихся Приём «Проблемный ряд»

(16 + 20) : 4

36 : 4 = 9, деление табличное

(16 + 20) : 4 = 16 : 4 + 20 : 4 = 4 + 5 = 9

(12 + 16) : 4

28 : 4 = 7, деление табличное

(12 + 16) : 4 = 12 : 4 + 16 : 4 = 7

(25 + 10) : 5

35 : 5 = 7, деление табличное

(25 + 10) : 5 = 25 : 5 + 10 : 5 = 7

(40 + 20) : 20 

60 : 20 = 3, деление круглых чисел

(40 + 20) : 20 = 40 : 20 + 20 : 20 = 3

(40 + 8) : 2

(40 + 8) : 2 = 40 : 2 + 8 : 2 = 24

48 : 2 = 24, деление внетабличное

(40 + 4) : 4

(40 + 4) : 4 = 40 : 4 + 4 : 4 = 11

48 : 2 = 24, деление внетабличное

ВЫВОД: Иногда при делении суммы на число может оказаться, что не каждое слагаемое делится на это число (внетабличное деление). Необходимо решать примеры удобным способом.

  1. Реализация построенного проекта (3-5 мин.)

Приём «Фантастическая добавка»

- Добавлю вам ещё одно выражение. Запись на доске.

(40+3): 3

23 : 3 = ?!

(20 + 4) : 3 = 20 : 3 + 3 : 3 = (18+3):3+1= 27:3+13:3+1= 10+(12+1):3=10+4+1:3=?!

деление внетабличное с остатком

- Чем это задание не похоже на предыдущие? (варианты детей)

- Вы смогли выполнить задание? (Нет)

- Любую ли сумму можно делить на число, используя наши новые способы? (Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число) 

ВЫВОД: Мы научились делить сумму на число. Но! Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число.

Физминутка (1-2 мин.)

Для улучшения мозгового кровообращения: исходное положение - сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз, темп медленный.

Гимнастика для глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить  4 - 5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (3-5 мин.)

Сравним с эталоном? Правильно ли мы доказали нашу гипотезу?

- Откройте учебник на стр.13. Рассмотрите верхнюю часть страницы. У нас так?

Давайте ещё раз проговорим как правильно разделить сумму на число, прочитайте задание №1

- Кто готов поднимите руку (ответ с объяснением)

ВЫВОД: Научились применять 2 способ деления суммы на число

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5-7 мин.)

- Откройте р.т. на стр.19, выполните в парах задание №44

ВЫВОД: Научились подбирать самостоятельно способ для деления суммы на число.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения (2-3 мин.)

- чтобы зафиксировать полученные знания я предлагаю выполнить маленькое задание из уч. на стр.13 № ?

- сравниваем результаты

- оценивание за работу на уроке

- запись д/з уч. стр.13№4 (спросить понятно ли?)  и №2 с объяснением (условие и ответ один, и два способа решения)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1 мин.)

- Какое математическое свойство закрепляли сегодня на уроке? Как надо действовать?

- Для чего нам это надо уметь, где может пригодиться?

- С каким настроением вы уйдёте с урока?

- Ребята, пожалуйста, оцените свои знания и работу на уроке, поставив палочку напротив разноцветных смайликов на доске.

- Спасибо за урок!

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

(16 + 20) : 4

(12 + 16) : 4

(25 + 10) : 5

(40 + 20) : 20

(40+8) : 2

(40+4) : 4

Цель урока:

-  формирование умений  выполнять деление  суммы на однозначное число различными способами; выбирать удобный способ вычислений;

- работать над развитием логического мышления,  необходимого для «самостоятельного» формулирования темы урока и «открытия» нового знания;

- развивать вычислительные навыки, внимание, память, мышление, речь, наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать,   применять имеющиеся знания на практике;

- воспитывать интерес к математике, расширение кругозора.

 

Прогнозируемые результаты.

Предметный:  учащиеся освоят правило деления суммы на число.

Метапредметные

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что неизвестно.

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные:  развитие речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки - инструкции, алгоритмы вычислений, кружки разного цвета.

 

 

 

 



 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 

Психологический настрой класса на урок.

- За окном зима, холодно, а у нас в классе тепло и уютно от добрых глаз и сердец каждого из вас и наших гостей. Давайте мы подарим друг другу свою улыбку.

 

ДЕВИЗ!

 Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку  на столе.

Настраиваются на работу. Желают друг другу удачи.

 

Личностные:

смыслообразование, самоопределение, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

 планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем, формулировать своё мнение и позицию.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

 Начнём работу в тетради с записи сегодняшнего числа. (Щелчок на слайде)

Классная работа. (Щелчок на слайде)

Минутка чистописания

Начнем урок с минутки чистописания. Чтобы узнать, какое число мы сегодня будем прописывать необходимо выполнить задание.

         Представьте числа в виду суммы разрядных слагаемых: 51, 42, 54, 75, 10, 39.

- Какое число лишнее и почему?

Сегодня мы и будем прописывать это число.

- Из каких цифр состоит число 10?

- Пропишите эти числа чередуя между собой.

Устный счет. (Слайд 4)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА!!!

 

Я буду читать ЗАДАЧИ, а вы должны устно решить и назвать полный ответ.

         В одном куске 12 м ткани, а в другом в 4 раза меньше. Сколько метров ткани во втором куске?

         Ребята вырастили 16 красных тюльпанов, а желтых в 2 раза меньше. Сколько желтых тюльпанов вырастили ребята?

         Мухоловка пролетает в день 50 км, а почтовый голубь в 2 раза больше. Сколько км в день пролетает почтовый голубь?

         Стороны прямоугольника 4см и 5 см. вычисли его площадь.

3.Следующее задание. Вычисли. Раздаю вам карточки. Вы запишите ответ. Затем проверьте в парах, если вашему соседу трудно, объясните ему, как решить выражение

60 : 30      23 х 3

80 : 4       24х2

90 : 30      32 х 3

100 : 5     80:40

ПРОВЕРКА ИНД.РАБОТЫ!

Могут ли знания устного счёта пригодится в нашей повседневной жизни? Где, например?

 

- Закончился устный счёт – оцените свою работу на нем. Закрасьте кружок зеленым, желтым, красным цветом.

 

записывают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Выявление места и причины затруднения.

 

3.Решить выражения. (Слайд 6) (Примеры заранее записаны на доске)

- Решите примеры, используя правило порядка выполнения действий.

(40 + 8) : 6

(20 + 80):10

(30 + 27) : 3

- Ребята, в чем возникло затруднение?

- Чем вычисления в этом примере не похожи на другие?

 -  Что на что мы делили?

 

 

 

 

 

 

 

Последний пример не делится

В других сумма делилась

 

Сумму на число

Коммуникативные:

в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.

 

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

 

(Слайд 7)

- Давайте определим тему урока.

(Щелчок на слайде)

 

- А какую цель вы поставите перед собой?

(Щелчок на слайде)

 

 

 

 

 

- Какие средства помогут вам в достижении цели?

 

 

- Деление суммы на число.

 

 

Узнать, какими способами можно разделить сумму на число, освоить правило деления суммы на число, потренироваться в решении примеров, задач с применением алгоритма.    

- Известные знания.  Источники информации (учебник).

 

 

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, формирование умения ставить учебную задачу урока, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Реализация построенного проекта.

 

 - Сегодня мы будем учиться делить сумму на число. – Я предлагаю вам решить следующую задачу. (Слайд 8)

Петя принес 6 жёлтых груш , а Вова 4 красных груши. Мальчики решили разложить груши поровну на 2 тарелки.

 

-Ребята. Предположите, как действовали мальчики.

Ребята работают в парах, предполагают способы деления груш.

Заслушиваем 1 способ. Проверяем. Далее второй способ, снова проверяем.

Подводим итог и записываем в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

умение слушать, участие в коллективном обсуждение проблем.

Первичное закрепление

 

Анализ данных выражений:

- Что общего в этих выражениях? (Одинаковые значения выражений)

- В чем разница? (В способах записи выражений, в способах решения)

 

- Итак, задача у нас была одна? (Да)

- А способы решения? (Разные)

- Можем мы сейчас решить новый пример?            (Да)

Кто хочет его решить?

Один ученик решает пример с комментированием у доски с подробной записью. Остальные записывают в тетради.

(30+27):3=30:3+27:3=10+9=19

Обобщение способов вычисления

 

- Итак, ребята, как же можно сумму разделить на число:

 

1. Можно вычислить сумму и разделить на число.

2. Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.

АЛГОРИТМ!

оцените свою работу на нем. Закрасьте кружок зеленым, желтым, красным цветом.

 

 

Физкультминутка

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  

 Учебник с. 13, № 1 (фронтально)

Решите выражения. Решают на карточках

(40 + 16 ) : 8 =

(49 + 32) : 9 =

(21 + 15) : 4 =

(56 + 35) : 7  =

Сравнивают по эталону.

Какие выражения вы решали. Применили новые умения?

оцените свою работу на нем. Закрасьте кружок зеленым, желтым, красным цветом.

 

Познавательные:

Анализ, синтез,

выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Включение нового материала в систему знаний и повторение

 

Учебник № 2. Решение задачи. Фронтально. Дополнить недостающие данные в таблице на доске. Решить задачу разными способами.

- О ком говорится в задаче? (закройщик)

- Что означают цифры 12 и 15?

- Что означает цифра 3?

- Какой главный вопрос задачи? Сможем ли сразу на него ответить?

- Что нужно найти сначала? Зная это сможем ответит на главный вопрос?

Чему мы учимся на уроке? Помогли нам новые умения решить задачу?

оцените свою работу на нем. Закрасьте кружок зеленым, желтым, красным цветом.

- Можно решать примеры и задачи удобным способом.

 

 - Обе записи.

 

Работают самостоятельно в тетрадях, 2 ученика записывают на доске

(1й – 1 способ, 2й  – 2 способ).

- Оба способа решения дали одинаковые результаты.

- Любым.

 

 

 

 

- Высказывают варианты.

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, выбор

эффективных способов решения задач.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте вспомним тему нашего урока?

- Какую цель ставили в начале урока?

Какие получили результаты.

- кто достиг цели?

- Какие 2 способа деления суммы на число вы узнали?

- Оцените свою работу. Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо работать?

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались и можете научить другого

 – желтый кружок.

Если иногда были сомнения, трудности, но правило понимаю – зеленый кружок.

Если многое осталось непонятным, не разобрались в теме – синий кружок.

За работу на уроке получают оценки…

- Спасибо за работу! Урок окончен.

 

 

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению), самоопределение, формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.

Познавательные:

Использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль








 

 

 

 

 

 

 

 



Приложение

Задание для первой группы:

1) Все шары лежат в коробке. Не заглядывая в коробку, доставайте по 2 шара (независимо от цвета) и развесьте на ветки по одному на каждую.

2) Записать свои действия математическим выражением.


























































































































































































































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Задание для второй  группы:

1) Развесьте поровну на две ветки сначала красные шары, а затем – синие.

2) Записать свои действия математическим выражением.

































































































































































































































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Задание для первой группы:

1) Все шары лежат в коробке. Не заглядывая в коробку, доставайте по 2 шара (независимо от цвета) и развесьте на ветки по одному на каждую.

2) Записать свои действия математическим выражением.


























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Задание для второй  группы:

1) Развесьте поровну на две ветки сначала красные шары, а затем – синие.

2) Записать свои действия математическим выражением.




















































































































































































































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



(60+12):6= 

(17+19):4=

(23+47):7=

(27+54):9=

 

 

 

 

 

 

 

(60+12):6= 

(17+19):4=

(23+47):7=

(27+54):9=

 

 

 

 

 

 

(60+12):6= 

(17+19):4=

(23+47):7=

(27+54):9=

 

Ход урока

I.Организационно-мотивационный этап.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда,

Вниманье ваших умных глаз.





- Ребята! Я очень рада встрече с вами. И мне хотелось бы разделить эту радость с вами. Я запишу это так:

Радость : 22 =

Почему я разделила на 22? Назовите компоненты деления в этом примере. (Делимое- радость, делитель – 22). Что получится в частном? (Радость).

– Если мы разделим радость, её станет больше или меньше? Объясните.( Вешаю на доску слово радость)

-В таком случае, я предлагаю разделить радость вам друг с другом, выразив её улыбкой. Подарить её мне, друг другу, гостям. И в хорошем настроении начать урок.

-Вы, наверное, догадались, что я не просто так заговорила о делении. Сегодня мы откроем новый способ деления. Для начала подготовим тетради к работе и запишем дату, классная работа.

II.Актуализация знаний учащихся

- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете табличные случаи деления?

1) Посмотрите на доску, я записала ряд чисел 18, 36,7, 35, 42, 48, 28,49, 56, 60, а ваша задача- выписать только те, которые делятся:

1вариант - на 6 2 вариант на – 7.

- Время выполнения задания одна минута. (песочные часы)

- Давайте проверим выполнение задания, сверим с ответами на слайде:

18, 36,42,48,60. 7, 35, 28,42,49, 56.

- Запишите под каждым числом результат деления на это число.

-Проверим ответы: На слайде

18, 36,42,48,60. 7, 28, 42, 35, 49, 56.

3, 6, 7, 8, 10. 1, 4, 6, 5, 7 , 8.

- Поднимите руки, кто справился правильно со всеми примерами на деление?

- Перед вами лежат оценочные листы. В левом столбике написаны задания, которые вы будете выполнять, далее максимальный балл, которым оценивается задание. А в последнюю колонку вы будете вносить свои результаты.

- Этим ребятам нужно обязательно ещё повторять таблицу деления и умножения.

- Давайте поддержим тех, кто справился с ошибками и поделимся с ними своей удачей. Как же это сделать? (пожелать удачи, пожать за руку, тронуть за плечо)

Вывешиваю слово удача на доску в это время. – Пусть удача сопутствует вам в дальнейшей работе на уроке.





2) Постановка темы и цели урока.

- А сейчас, ребята, я предлагаю рассмотреть два буквенных выражения (вывешиваю карточки):

(а+в):с

(а+в) · с





-Кто может прочитать их, пользуясь математическими терминами.

- Какое из этих буквенных выражений вам знакомо? Какое свойство умножения вы знаете? Кто может объяснить это свойство? (Выходит ученик и дописывает =а·с+в·с)

- Давайте сравним два выражения: -Что у них общего? (сумма) - А чем отличается?

- Может кто-то сможет прочитать запись «математическим» языком? (деление суммы на число)

-Вы догадались, чему мы будем учиться на уроке?

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

- Я вам предлагаю придумать задачу по рисунку на слайде:

(Трое детей хотят разделить поровну 18 ирисок и 12 леденцов. Сколько конфет получит каждый?)

- Предлагаю вам найти способ решения этой задачи, объединитесь в группы и запишите решение на больших листах. Время на обсуждение и запись решения – 2 минуты.

(Записи на листах вывешивают на доске, представители групп объясняют способ решения). Возможно это будет по действиям, тогда предложу детям составить выражения.

(18+12):3= 30:3=10 18:3+12:3= 6+4=10

- У нас получилось два способа решения задачи.– Можно ли поставить знак равенства между двумя способами,если ответ получился одинаковый? Слайд

- Давайте запишем в тетради:(18+12):3=18:3+12:3

- Как можно разделить сумму на число?

- Сраните свой вывод с выводом учебника на с.18 Прочитаем хором.

- Кто из вас сможет записать способ деления суммы на число в виде буквенного выражения?

- Чем это правило отличается от правила умножения суммы на число?

- Ребята,мы сейчас вместе открыли правило. А что нам в этом помогло? (совместная работа или сотрудничество)

Сотрудничество.

Физминутка

- Вы очень хорошо потрудились , поэтому я предлагаю отдохнуть.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

- А теперь, ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили правило деления суммы на число и вместе решим примеры №1 с. ( 2 примераскомментированием у доски)… Кто пойдёт к доске?

(8+4) : 2 = 8: 2 + 4 : 2 = 6

- Ребята поднимите руки,кто понял задание и может применить способы решения самостоятельно? Тогда я предлагают разделиться на варианты: 1 вариант выполнит 1 сроку, 2 вариант – 2 строку самостоятельно. – Может кто-то хочет это задание выполнить у доски с обратной стороны.( выходят 2 ученика)

- Если кому- то будет не понятно, я могу оказать вам помощь , только поднимите руку. ( В этот момент вывешиваю слово помощь на доску).

-Давайте сверим выполнение задания на доске и в ваших тетрадях . Первый вариант проверяет Васю, а второй вариант Петю. (Самопроверка?) Оцените себя в оценочном листе.

- Пришлось ли вам воспользоваться моей помощью или помощью друг друга?

V. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

- А сейчас, ребята я вам предлагаю решить ещё одну задачу - №5. с. 19 учебника. – Давайте прочитаем задачу вслух

– Что известно в задаче? Какой вопрос?

– Выберите схему к задаче. -Какие слова в задаче подсказывают выбор схемы? ( в 3 раза больше –это 3 равных отрезка у Милы,1 отрезок у Тимы)

- Вывешиваю схему на доске .

- Что обозначает число 4? (на столько больше слив съела Мила)

-Сколько частей занимают эти 4 сливы на схеме?(2 части)

- Можно ли найти в таком случае 1 часть? Каким действием? (4:2=2)

- Значит одна часть равна 2 сливам. – У кого две сливы? ( У Тимы)

-А как узнать сколько слив у Милы? Можно ли использовать другой способ решения? ( 2·3=6 или 2+4=6)

Давайте составим план решения:

2 способа:

4

2

?

4

?

Запишите решение задачи самостоятельно с пояснением любым способом.

- Я бы хотела у вас спросить , а если Мила не съест сливы, а решит поделиться с Тимой, то сколько ей надо отдать Тиме слив? ( предположение детей)

- Как можно это показать на схеме?( переставить одну часть)

- Как это характеризует Милу? (Не жадная, а по другому – щедрая)

Вывешиваю слово щедрость на доску.

VI. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действия.

- Давайте вспомним с каким правилом познакомились? Как действует правило?

- Предлагаю вам задание для самостоятельной работы. Время выполнения 2 мин.

Задание на карточках:

1вариант: 2 вариант:

Вычисли, используя правило деления суммы на число:

(16+12):4= (24+ 36):6 =

(30 +19) : 7= (50+14):8=

- Смогли вы заметить «ловушку»? В каком примере?

- Как вы справились с последним примером? ( применили другой способ) – Какой вывод сделаем? Всегда ли можно при делении суммы на число применить новое правило? (Каждое слагаемое обязательно должно делиться на число).

Предлагаю вам творческое задание – самим подобрать подходящие слагаемые.

На доске 1вариант - (…+…) : 7 2 вариант (…+…) : 8 =

- Оцените себя.

Предлагаю по желанию выставить отметки в дневники.





VII. Этап подведения итогов учебного занятия

Задание со знаком? с19.

- Какой пример соответствует теме сегодняшнего урока?

- Какое правило узнали?(правило деления суммы на число)

- При каких условиях действует?(если каждое слагаемое делится на число)

VIII. Этап информации о домашнем задании

- Вы сможете закрепить применение этого правила выполнив задание № 1,с. 19

- А на закрепление умения решать задачу предлагаю выбрать ещё №2 по желанию.

ІХ. Этап рефлексии

Обратимся к оценочному листу … и делаем выводы.

- А что ещё мы сегодня с вами смогли разделить между собой? (радость, удача, сотрудничество, помощь)

- Я думаю, что если вы будете так продолжать делить друг с другом все чувства и дела, то у вас будет очень дружный и крепкий класс.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!