Урок 2
Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.
Задачи:
Закрепить правило разностного сравнения чисел.
Учить решать задачи на разностное сравнение.
Закреплять навык счёта в пределах 10
Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная
Оборудование:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Доброе утро, друзья! Нашей встрече рада я. А вы?
2. Устный счёт
1)Работа с веером цифр. Покажите ответ.
-Уменьшите 7 на 6 .
- Сложите числа 1 и 5.
- 6 минус 4.
- Найдите сумму чисел 3 и 6.
- Увеличьте 3 на 3 .
- Первое слагаемое 2 второе 7. Найдите сумму.
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Вычислите разность.
- На сколько 1 меньше 8?
2) Задания 7, 8 стр.14
2. Сообщение темы урока
- Сегодня нас будут интересовать задачи на нахождение разницы.
- Мы потренировали наш ум, потренируем мышцы.
Физкультминутка:
Шли по крыше 3 кота, 3 кота Василия,
Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.
И сказали 3 кота: «Красота! Красота!»
3. Актуализация знаний
- Кто помнит, с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?
(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее.)
- Продолжите моё предложение: «Чтобы сравнить два числа, надо из …(большего числа вычесть меньшее)
4. Закрепление правила. Работа в парах
-Составьте в парах задачу на разностное сравнение и предложите способ её решения. Один из пары рассказывает условие задачи, другой – её решение. Остальные ребята проверяют правильность решения сигнальными карточками.
5. Работа над новым материалом.
- Обратимся к № 1 на странице 13. Прочитайте вопросы. Рассмотрим верхний рисунок и верхнюю схему:
- Что обозначает 5 на схеме? (целое - мячики)
- Что обозначает 4? (часть – кубики)
- Что неизвестно? (часть – разница)
- Как найти часть? (из целого вычесть известную часть, из 5-4=1)
- Каким действием можно узнать, на сколько одно число меньше другого?
- Разберём нижний рисунок и нижнюю схему:
Аналогичный разбор.
6. Первичное закрепление.
Попробуем решить задачу №2 на стр. 13 под цифрой 1).
- Прочитайте задачу хором.
- Сколько вопросов в задаче? (два)
- Что надо узнать в задаче? (разность)
-Попробуем на доске изобразить задачу схематически.(Учитель совместно с учениками изображает задачу схематически.)
- Какое правило нам потребуется?
- Запишите самостоятельно решение и ответ. (5-3=2 (р.))
- Проверьте с доски. Ответили ли мы на вопросы задачи?
- Обратите внимание перед нами стояло 2 вопроса, а решение мы записали одно. Почему? (решение подходит для ответа на 2 вопроса, так как, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее)
Подобный разбор задач под цифрами 2) и 3)
7 Выполнение заданий в тетради на печатной основе
№4 и №5 на стр. 26 решить самостоятельно по вариантам
Физкультминутка.
Стали мы учениками, соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:
Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись.
То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись.
А потом мы умывались, аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь, в школу к знаниям стремясь.
7. Повторение ранее изученного материала.
Выполнение заданий № 4 стр. 14 устно, №,5.стр.14 письменно из учебника
№3 стр.26 и №6 стр.27 в печатной тетради.
Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Где нам пригодятся полученные знания?
Урок 3
Цель урока: Закрепление умение решать простые задачи на разностное сравнение.
Задачи:
Продолжать учить решать задачи на сравнение
Закреплять навыки счёта в пределах 10.
Развивать навыки контроля и взаимоконтроля.
Учить оценивать результаты своей работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповная.
Оборудование: Полоски бумаги для составления схем, карточки с задачами, схемы решения задач.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Устный счёт.
Задачи в стихах
1) На подстилке 2 птенца,
Два пушистых близнеца.
И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. 2+5=7
2) 5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10
3)На берёзе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело ещё 5,
Сколько будут продавать? 3+5=8
4)5 малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? 5-1=4
5)Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
6 – под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! 2+6=8
Игра «Найди закономерность»
1,3.5,7…
10, 9,7,6,4…
Установите закономерность и продолжите числовые ряды.
3. Физкультминутка
«ПРЫГ-СКОК»
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай веселей, дружок.
Ножки вместе,
Ножки врозь.
Упражненье удалось!
(В конце хлопаем в ладоши)
4.Самоопределение к деятельности
-Решите задачу:
В кружок бальных танцев ходили 8 девочек и 6 мальчиков. На сколько девочек больше, чем мальчиков?
- Как ответить на вопрос задачи? Какое действие надо выполнить?
- Какие задачи мы сегодня будем решать?
5. Работа по теме урока. Работа в группах.
Обучающиеся делятся на несколько групп.
а) Упражнение « Живая природа».
Каждая группа получает комплект карточек «Живая природа» с задачами на разностное сравнение.
- Впишите вместо пропусков подходящие слова: «больше», «меньше», «выше», «ниже», «медленнее», «быстрее», «тяжелее», «легче», «короче», «длиннее», «ниже», «выше».
- Решите задачи, последовательно отвечая на каждый вопрос.
После выполнения заданий результаты обсуждаются и рассуждаются.
Составление схемы решения задач на разностное сравнение.
- Давайте составим карточку – помогайку для решения данного вида задач.
Детям раздаются полоски бумаги для составления схемы. Ученики под руководством учителя составляют схемы.
Упражнение в парах «Сортировка»
Каждая пара получает комплект карточек «Больше – меньше», состоящий из трёх блоков задач с общим сюжетом, и по три схемы: на разностное сравнение, на увеличение и на уменьшение на несколько единиц.
- Определите, какую схему надо использовать к при решении каждой из задач, и поместить карточку под соответствующей схемой.
После выполнения упражнения необходимо проверить, как «рассортированы» задачи, и отметить пары, выполнивших задание правильно.
Физкультминутка.
«Это тоже я могу».
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Задание «Восстанови задачу»
Учитель вывешивает на доску плакат, на котором дано описание сюжета к задаче и приведены две схемы.
- Глядя на схемы, составьте условия двух задач.
Обсуждаются варианты составленных задач.
Рефлексия.
Поведение итогов работы в группах. Выделение самой активной группы.
- Какие задачи решали на уроке?
- Как найти разницу?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за активную работу на уроке?