Конспект урока математики по теме «Измерение времени»
3 класс
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Форма организации: урок
Представление о результатах:
Личностные: формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности, формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в парной и совместной деятельности.
Предметные: запомнят единицы времени: век, год, месяц, неделя, час, минута, секунда; научатся записывать соотношения, которыми связаны между собой единицы времени, решать задачи на определение продолжительности.
Оборудование:
Компьютер;
Мультимедийный проектор
Дидактические материалы:
Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint.
Демонстрационный материал: календари настенный и настольный, отрывной и карманный.
Раздаточный материал: карманные календари, карточки с заданиями.
1.Психологический тренинг.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Все они пришли посмотреть на вас, как вы умеете работать, думать, рассуждать, помогать друг другу. И мне хочется, чтобы мы начали этот урок с улыбки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как здорово, что мы все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните свежесть утра и почувствуйте тепло. Выдохните беспокойство и волнение. Я желаю вам хорошего настроения и хороших отметок. А чтобы узнать тему нашего урока, мы отгадаем ребусы.
2. Отгадывание ребусов.
( Сутки, год, минутка, век, неделя, секунда)
3. Сообщение темы урока.
- Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Мы сегодня совершим увлекательное путешествие в страну Времени, познакомимся с приборами, помогающими людям определить время. Узнаем цену минуты и закрепим ваши знания единиц времени, их соотношение. За каждую успешно выполненную работу будем открывать по одной букве, и в конце урока вы сможете прочесть то, что здесь написано.
4. Устный счёт
Найдите значения выражений: 50 · 2 700 : 100 18· 2 ·10 +5
Определите корни данных уравнений: X - 200 = 166 a : 3 = 8
Решите задачу:
В коробке 2 десятка яиц. Сколько яиц в 3 коробках?
Найдите наибольшее значение для неравенства 70 – b 9
Ответы: 100, 366, 365, 24, 7, 60, 60
- Справились с первым заданием, и мы можем открыть первую букву. Это Ц
5. Установление соотношений между величинами.
Как взаимосвязаны слова и числа?
- Давайте вспомним таблицу мер времени.
1 вариант – запишите таблицу соотношения мер времени, начиная с самой большой известной величины,
2 вариант – с самой маленькой.
( Два человека работают у доски.)
- Молодцы, справились без ошибок, и мы можем открыть ещё одну букву – Е
6. Путешествие по реке времени.
- Как же люди определяют время?
Сейчас речь пойдет о часах, о том, как много они значат в нашей жизни. Трудно представить, что когда-то у человека часов вообще не было. Древние люди просыпались, когда всходило солнце. Их будили на рассвете голоса птиц. Прошли века, пока человек заметил, что можно узнавать время по длине тени. Утром тень длинная, к полудню укорачивается, а в полдень становится совсем короткая. Но такие часы действовали только в ясную погоду.
Тогда изобрели песочные часы в виде двух сообщающихся сосудов. Песок за определенное время пересыпался из верхнего сосуда в нижний. Иногда песок заменялся водой. Вот откуда пошло выражение «Много воды утекло с тех пор».
Позднее появились механические часы. Некоторые часы делались с боем, отсюда и пошло выражение «битый час». Слово «битый» означает, что прошел целый час.
Последнее время все большее распространение получили электронные часы, поскольку они наиболее точно показывают время. Сегодня часы – наши верные спутники.
- Умеете ли вы пользоваться часами? Сейчас мы с вами заглянем в часовую мастерскую.
Рассмотрите рисунок. Какое время показывают часы?
Правильное время показывают только электронные часы. Остальные идут, но требуют ремонта. На сколько отстают или ушли вперёд остальные часы?
Запись решения примеров
-12 ч 00 мин -15ч 25 мин
10 ч 25 мин 10 ч 25 мин
1 ч 35 мин 5 ч 00 мин
И с этим заданием мы справились и можем открыть ещё одну букву Н
7. Решение задачи
- Для чего человек должен уметь определять время по часам?
( Чтобы использовать его экономно)
Чтобы не опоздать, человек пользуется разными видами транспорта.
Посмотрим, какой из них быстрее. Для этого решим задачу №438 с.109
Расстояние от Москвы до Хабаровска самолёт пролетает за 9 ч, а поезд преодолевает это расстояние за 9 суток. На сколько часов больше занимает дорога на поезде, чем на самолёте?
Р
ассмотрите краткие записи и скажите, какая из них подходит к задаче?
Поезд – 9 ч ? ч
Самолёт – 9 сут
Поезд – 9 ч
Самолёт – 9 сут на ? ч больше
Решение по вопросам
Сколько часов в 9 сутках?
24*9=216 (ч )
На сколько часов больше занимает дорога на поезде?
216 – 9 = 205 (ч)
Открываем следующую букву И
8 Физминутка
Ребята, а вы знаете, что не только человек, но и природа живёт по часам. Среди знакомых вам цветов много таких, по которым можно узнавать время?
(Вывешиваю цветочные часы)
Вот одуванчик. Он похож на маленькое солнышко. Ещё до рассвета чувствует, каким будет наступающий день: если хмурым и дождливым, то цветок-солнышко так и не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, то цветки одуванчика откроются к 6 часам утра. До 2-3 часов дня золотится одуванчик. Пчёлы жужжат над ним, собирая сладкий нектар.
- Сколько времени он радует нас?
Самостоятельная работа по решению задачи
Открываем букву В
Дружно потрудились
Немножко устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Мы - одуванчики.
Утром раскрылись! (Руки вверх, раскрыли)
Вечер, закрылись! (Охватив голову руками, присядем)
И опять все дружно сядем!
9. Перевод единиц
Ребята, давайте переведём часы в минуты.
9 ч =…мин 80 мин = …ч …мин
1 ч 25 мин = …мин 2 мин 30 с = …с
65 с = …мин…с 3 ч = … мин
Открыть букву Р
8. Зашифрованные примеры
А теперь попробуем выяснить: минута это много или мало?
Я сейчас включу песочные часы на одну минуту, а вы запишете ответы примеров, записанных на доске.
м
ш
7
у
в
0 : 70 77 : 77
3
к
д
6 : 3 24 : 2
2
н
б
8 : 7 36 : 9
1
ы
00 – 93 70 : 10
1
и
ц
р
00 : 10 60 – 54
63 : 9 800 : 100
- А теперь, пользуясь моделями часов, у которых вместо чисел буквы, прочитайте, что у вас получилось.
( у м н и к и и у м н и ц ы)
1 12 4 7 10 7 1 12 4 7 6 8
Открываем следующую букву Е
10. Самостоятельная работа
Каждую минуту надо ценить. Время ценят все работающие люди. Сейчас вы будете работать в парах. Решение задач подскажет вам, сколько можно сделать полезных вещей за одну минуту.
Задачи
На часовых заводах страны за 3 минуты делают 210 разных часов. Сколько часов сделает завод за 1 минуту?
Завод выпускает за 3 минуты 36 телевизоров. Сколько телевизоров выпустит завод за 1 минуту?
Карамельный цех кондитерской фабрики за 2 минуты выпускает 60 кг карамели. Сколько килограммов карамели выпустит цех за 1 минуту?
За одну минуту завод выпускает 12 телевизоров, а автомобилей в 4 раза меньше. Сколько автомобилей выпускает завод за 1 минуту?
На полиграфкомбинате каждую минуту печатают 27 книг, а газет в 100 раз больше. Сколько газет делает комбинат за 1 минуту?
Итак, что же можно сделать за одну минуту?
- часовой завод выпускает 70 часов
- завод по изготовлению телевизоров делает 12 телевизоров
- карамельный цех выпускает 30 кг карамели
- автомобильный завод выпускает 3 автомобиля
- на полиграфкомбинате печатают каждую минуту 2700 газет
Вот как дорого стоит минута. И у нас она дорога. За хорошую работу открываем ещё одну букву – М
Чтобы открыть последнюю букву и прочитать всё предложение нам надо вспомнить , какую самую большую единицу времени вы знаете?
- в каком веке мы с вами живём?
- какой по счёту будет следующий век?
Может ли человек прожить больше века?
А больше двух веков?
Человеческая жизнь отсчитывается годами.
Что такое год?
Давайте посмотрим на календарь этого года и найдём месяц февраль.
Что интересного вы знаете о нём? Посмотрите на последнее число этого месяца и скажите, сколько дней в этом году?
Как называется такой год?
Вы прекрасно отвечали на вопросы, и мы можем прочитать предложение.
Цени время!
Рефлексия.
Мы с вами успели сегодня очень много сделать. Если вы сегодня не потратили ни одной минутки зря, вам было интересно – возьмите красный кружок. Если вы сегодня хорошо работали, но осталось что-то неясным – возьмите жёлтый кружок, а если вам было сегодня неинтересно и вы не узнали ничего нового для себя – поставьте синий кружок на любой день февраля.
Звучит музыка, дети прикрепляют кружки.
Итог урока
Мы видим , каким ярким стал уходящий месяц. Что все вы с пользой прожили этот день. И мне хочется пожелать, чтобы все дни в году вы бережно относились ко времени , а ваша жизнь стала бы такой же яркой.