УМК: «Школа России»
Тема: Письменное умножение на трехзначное число. Закрепление изученного.
Тип урока: урок закрепления.
Цель урока: Закрепить изученные приемы умножения, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, уметь вступать в речевое обсуждение;
Личностные УУД: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести; осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
Предметные умения: применять алгоритмы письменного умножения на двухзначные и трехзначные числа, соблюдать порядок действия в числовых выражениях, решать текстовые задачи.
Оборудование: лист самооценки, высказывание, слайды
Методы обучения: практические, частично – поисковые, наглядно – иллюстративные
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Форма урока: путешествие
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. Садитесь.
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- Откройте дневники, запишем домашнее задание: с55, №14,№ 15,№ 22
- Откройте тетради, запишите число. Сегодня 21.03. Классная работа.
- Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?
(внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память)
Во время урока вы будете вести листок самооценки, вы помните, как с ним работать. На каждом этапе урока вы оцениваете свою работу и проставляете на полях тетради значки. (если ребёнок уверен в знаниях по данному вопросу - ставит +; сомневается, ставит ±; не уверен - ставит минус).
Слайд.
Ну что, приступим к работе!
- Давайте вспомним, над какой темой мы работали на уроках математики? Слайд.
- Мы продолжим работу над ней. Поставьте себе цель, что мы сегодня должны сделать за урок.
Урок наш будет необычным. Он пройдет под таким эпиграфом
«Всё может родная земля:
Может накормить своим хлебом,
Напоить из своих родников,
Удивить своей красотой.
Вот только защитить себя не может.
Поэтому защита родной земли -
Задача тех, кто ест её хлеб,
Пьёт её воду, и любуется её красотой» Слайд.
- Кто должен защитить свою родную землю, родную природу?
- А отправимся сегодня мы с вами в лес. Потому что сегодня 21 марта – Международный день леса. Международный день лесов — ежегодный праздник, посвященный теме сохранения лесов и отмечавшийся впервые 21 марта 2013 года. Был учрежден по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 21 декабря 2012 года. Слайд.
- Готовы отправится в путешествие? Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Слайд. Звуки леса.
Лес – это не только среда обитания животных и птиц, а также местность с неповторимой растительностью. Интересные факты о лесе позволят вам познать данную экосистему более глубоко.
Слайд.
1. Общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов квадратных километров или около одной трети всей суши.
2. Самая богатая лесом европейская страна - Финляндия. 70% её территории покрыто лесами. Самая бедная лесом (в том числе из-за деятельности человека) - Великобритания, лесные угодья которой занимают всего лишь 6% её территории.
3. Лес, произрастающий на территории России составляет суммарно около 22% от всех лесных массивов, произрастающих на Земле.
4. Сибирь - самое лесное место России. Сибирь (без Дальнего Востока) имеет площадь более 12 миллионов квадратных километров, из которых чуть менее двух третей занимают таёжные леса.
5. Российская тайга является самым крупным лесным массивом на Земле.
ΙΙ. УСТНЫЙ СЧЕТ. Слайд.
- А теперь устно решим задачи.
1) В 2013 году в нашей стране было 103 заповедника. После вхождения Крыма в состав России количество заповедников увеличилось на 6.Сколько заповедников стало в нашей стране? (109).
- Самый первый заповедник в России? Какие заповедники вы знаете?
Первый заповедник на территории России — Баргузинский заповедник — был основан 11 января 1917 года на территории Бурятии.
2) Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25000).
3) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи.
В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (1200 насекомых)
4)Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3т. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина? Ответ вырази в килограммах. (9000 кг)
5) Зимой дети подкармливают птиц. В кормушку каждый день они насыпают по 250г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедят за неделю? (1750г)
6) Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? (В 4 раза меньше)
7) Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000 лет).
(ОЦЕНИТЕ СЕБЯ)
ΙΙΙ. Применение знаний.
-Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить алгоритм: Слайд.
Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное:
Пишу ………
Умножаю на единицу - пишу под единицами,
умножаю на десяток - пишу под десятками,
умножаю на сотни - пишу под сотнями.
Складываю неполные произведения.
Называю ответ.
- Решим следующие примеры, используя наш алгоритм. Слайд.
ФОРМА РАБОТЫ: в парах.
Решите примеры, используя полученный алгоритм, комментируя друг другу:
314 х 126 = 39564 298 х 534 =159132
2)- Проверьте ваши решения по образцу на доске. (Запись столбиком, первое, второе, третье неполные произведения, ответ примера)
- У кого примеры решены также? (ошибки исправляем по ходу проверки)
Проверка. Слайд.
- Кто готов у доски показать свое умение умножать на трехзначное число?
115 х 163 = 18745 563 х 103 = 57989
204 х 456 = 93024 2130 х 151 = 321630
6400 х 222 = 1420800 9075 х 152 = 1379400
(ОЦЕНИТЕ СЕБЯ)
ΙV Физминутка. Слайд.
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
- Когда мы приходим в лес, у нас обычно улучшается настроение, проходит нервное напряжение, успокаивается дыхание и уряжается пульс.
Закроем глазки, вслушаемся в звуки леса.
V. Решение задач. Слайд.
- Новые факты про лес.
Самое длинное дерево во всем мире растет в Калифорнии (США). Длина ствола вечнозеленой секвойи составляет 112 метров. Слайд.
Самое старое «живет» в литовском лесу. Ему насчитывается около двух тысяч лет. Поэтому старожила так и назвали «Старик». Есть у данного дерева и польские братья – деревья дружбы. Им по девять сотен лет: Лех, Рус и Чех. Слайд.
Среди известных нам деревьев 500-летнего возраста достигают только дуб и ель. Сосна растет примерно 350 лет, а ольха и ясень – 300. Осина в этом списке самая молодая – до ста лет.
В российских лесах самым твердым деревом считается береза Шмидта, которая растет в заповеднике «Кедровая падь». Ее кору невозможно пробить пулей, а ствол срубить - даже топором.
Если разделить количество всех произрастающих на Земле деревьев на количество живущих на планете людей, то на каждого из нас придётся не более 60 деревьев. Слайд.
- Решим задачу, произведем расчеты: Слайд.
Для изготовления одного листа бумаги формата А4 требуется от 13 до 21 грамма качественной древесины, а для изготовления одной книги — около 5 килограммов древесного сырья. Сколько кг древесины нужно для производства 1 пачки бумаги (500 л)? Сколько кг древесины затрачено на изготовление учебников математики, тираж которых составляет 350 000 книг?
1л- 21 гр
500 л- ? гр
Решение: 21X500=10500гр=10кг 500 гр древесины.
1 к- 5 кг
350 000 к- ?
Решение: 350000X5 =1750 000 кг= 1750 т древесины.
Слайд.
Только для производства бумаги в мире ежегодно вырубается более 125 миллионов деревьев. А сколько никому не нужных рекламных газет и листовок валяется по подъездам, урнам и просто на улицах наших городов — и подсчитать невозможно!
Чтобы спасти одно дерево от вырубки, необходимо собрать для вторичной переработки около 80 кг бумаги.
Мы с вами в прошлом году участвовали во Всероссийской акции сбора макулатуры и собрали 96 кг макулатуры. Сколько деревьев мы спасли?
И до сих пор каждый год с лица Земли исчезает около 15 миллиардов деревьев. Слайд.
(ОЦЕНИТЕ СЕБЯ)
VΙ. Самостоятельная работа . Слайд.
- Сейчас мне бы хотелось предложить вам проверить насколько хорошо мы умеем умножать на двух и трехзначные числа. Работа по вариантам.
1 вариант - просто примеры, 2 вариант - числовые выражения.
Выбираете вариант, какой больше нравится. Каждый правильно решенный пример- это одно спасенное дерево. Времени у вас всего 5 минут. Желаю удачи.
1 вариант 2 вариант
408 X 213 9000- 424 X 76 =
675 X 490 608 X 317+514 X 185=
1237 X 504
43 X 515
506 X 304
(ОЦЕНИТЕ СЕБЯ)
VΙ. Итог урока. Рефлексия. Слайд.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Было интересно...
- Было трудно...
- Мне захотелось...
- У меня получилось…
Слайд. Стих о лесе.
Урок окончен. Спасибо за работу.