1.Орг. момент | Проверка готовности учащихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики мы поработаем в трех группах. | Учащиеся заранее поделены на 3 группы. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей | Фронтальная, индивидуальная |
2.Мотивационно-целевой. Актуализация знаний | Запись на 2 слайде презентации: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» Аристотель - Мы вернемся к этому утверждению в конце урока. 3 слайд: Задание. Уберите лишнее: условие краткая запись падеж ответ пример циркуль линейка - Какое математическое понятие объединяют оставшиеся слова? условие краткая запись ответ пример (задача) - Это слово относится к теме нашего урока. Как вы думаете, какой? (Решение задач) - Сформулируйте цель урока… (Совершенствовать умения решать задачи разных видов)… 4 слайд - … и заодно отрабатывать вычислительные приемы. - Работать будем по плану. Составим его: 1) - Хорошо ли мы с вами решаем такие задачи? (да) Значит, будем закреплять решение задач. 5 слайд 1) закрепление решения задач с единицами времени, на движение; - Хорошо ли мы знаем названия компонентов действий, умеем решать уравнения? … Значит, будем повторять…, совершенствовать… 5 слайд … 2) Повторять названия компонентов математических действий, совершенствовать навык решения уравнений - Как хорошо мы умеем решать сюжетные задачи с денежными единицами? (немного умеем) - Значит, будем продолжать учиться решать задачи... 5 слайд … 3) Продолжать учиться решать сюжетные задачи с элементами финансовой грамотности - Результат выполнения каждой работы вы будете фиксировать на Квадратах Успеха, которые лежат на ваших партах.(Приложение 5) | Дети читают запись на экране... Сначала называют лишнее - «падеж», Затем - «циркуль, линейка». Дети отвечают на наводящие вопросы учителя, читают получившиеся записи цели и плана урока на экране. Фиксируют результаты понимания заданий урока | Мотивация учащихся, вместе с ними определяется цель урока; акцентируется внимание учащихся на значимость темы. Совместное составление плана урока. | Фронтальная, индивидуальная |
3.Основной | 6 слайд - Наш урок математики мы посвятим одному дню из жизни ученицы 4 класса. Учитель читает на доске запись с поморскими фразеологизмами: - Чтобы не «волочить хвосты», постараемся «во всю моготу» «взять ум в голову». Разогреем серые клеточки. Устный счет: (ответы с мячом) 1) Чтобы найти скорость, надо …(расстояние разделить на время). 2) Чтобы найти расстояние, надо…(скорость умножить на время). 3) Чтобы найти время, надо…(расстояние разделить на время). 4) В 1 часе сколько минут? (60) 5) В 1 км сколько м? (1000) 6) В 1 кг сколько г? (1000) 7) 500г - это …? (1 кг) 8) Полчаса – это…? (30 мин) 9) В нашем классе сегодня сколько учеников? (13) 10) На других надейся, а сам …?(не плошай!) - Заполните первое окошко в Квадрате Успеха – оцените, как вы справились с первым заданием… - Откройте тетради и запишите число, сегодня 21 февраля, «Классная работа». – Запишите ниже «№1» и решите задачу 1. 6 слайд Задача 1. Уроки в школе начинаются в 9 ч 00 мин, а заканчиваются в 13 ч 30 мин. Ученица тратит на утренние процедуры 30 мин и на завтрак 10 мин. Дорога от дома до школы занимает 10 мин. В какое время утром девочке надо подняться, чтобы успеть прийти в школу за 10 мин до начала первого урока? ( 1) 9ч00мин-10мин=8ч50мин – в это время надо быть в школе 2) 30мин+10мин+10мин=50мин - затраченное время девочки до прихода в школу 3) 8ч50мин –50мин=8ч00мин Ответ: в 8ч00мин подъём девочки.) 6 слайд …Как ученице надо изменить время утреннего подъема в среду, чтобы успеть на Совет школы в 8ч 40мин. ( 1) 8ч50мин–8ч40мин=10мин – на столько раньше надо быть в школе 2) 8ч00мин –10мин=7ч50мин Ответ: надо встать в 7ч50мин, чтобы успеть на Совет школы. - Оцените себя на Квадрате Успеха… - Ребята, у вас на парте лежат карточки с задачей 2. Вам надо поработать в парах, решить и записать результаты в таблицу на карточке. (Приложение 1) (Учебник с. 37, № 28) Задача 2. Пройдя 2 м, девочка сделала 6 шагов. Сколько таких же шагов она сделает, пройдя 10 м, 100 м, 1км? Заполните таблицу. 2 м | 6 шагов | 10 м | … | 100 м | … | 1км | … | (Сначала дети находят: во сколько 10м больше, чем 2м, это в 5 раз. Значит 6 шагов надо увеличить в 5 раз, это будет 30 шагов. И т.д…) 2 м | 6 шагов | 10 м | 30 шагов | 100 м | 300 шагов | 1км | 3000 шагов | - Оцените себя на Квадрате Успеха… | Дети ловят мяч от учителя, отвечают на вопрос, бросают мяч обратно. Дети заполняют Квадрат Успеха. Выполняют записи в тетради. Решают в тетради задачу №1, один работает на доске. Выполняют проверку. Дети заполняют Квадрат Успеха. Дети работают в парах на 1 карточке. Выполняется проверка – один человек зачитывает решение и результаты. Дети заполняют Квадрат Успеха. | Проводится блиц-опрос учащихся по повторению изученного материала в движении. Решение задачи с с единицами времени с избыточными данными. Решение задачи с дополнительным вопросом. Решение задачи 2. | Фронтальная. Самостоятельная работа, фронтальная работа с классом, решение на доске. Работа в парах на карточках |
Физминутка | Ученица проводит физминутку три раза, ускоряясь с каждым следующим разом, на последнем проведении называет только счёт и показывает действия. | Дети выполняют упражнения: Поработали мы дружно, Отдохнуть немножко нужно. 1, 2 – кругом голова, 3,4 – ноги шире, 5,6 – всем присесть, 7,8 – встать попросим. | Физминутка | Групповая |
| Задание с уравнениями. (Приложение 3) - А теперь поработаем в группе. Возьмите задание для своей группы из данных трех. Зачитайте для своей группы и выберите из данных уравнений на доске своё. 1)Если из неизвестного числа вычесть 2, то получится произведение чисел 40 и 8. Найди неизвестное число. 2)Если к 20 прибавить неизвестное число, то получится частное чисел 400 и 8. Найди неизвестное число. 3)Если 2 умножить на неизвестное число, то получится разность чисел 400 и 80. Найди неизвестное число. - А теперь прикрепите на доске выбранное уравнение и решите его, каждое своей группой, выполняя запись только по одной строке. Т.е. каждый участник группы должен принять участие в решении уравнения. Работаем на скорость, выходим по одному… - Проверим: х-2=40*8 20+х=400:8 2*х=400-80 х-2=320 20+х=50 2*х=320 х=320+2 х=50-20 х=320:2 х=322 х=30 х=160 322-2=40*8 20+30=400:8 2*160=400-80 320=320 50=50 320=320 - Оцените себя на Квадрате Успеха… - Следующую задачу вы будете решать в своих группах на подготовленных листах бумаги. Каждая группа будет решать задачу, пользуясь ценами своего магазина. Задача 3. Ученице 4-го класса для исследовательской работы надо испечь Архангельские пряники-козули. Сколько денег понадобится девочке для покупки необходимых ингредиентов: пшеничная мука – 1 кг, ржаная мука – 500 г, сахарный песок – 500 г, сливочное масло – 200г, 5 яиц, воды – 200г, смесь молотых специй (корица, мускатный орех, имбирь) – 10 г? Хватит ли денег на глазурь за 60 рублей, если взять купюру в 500 рублей? В каком магазине из трёх выгоднее сделать покупку? Магазин «Первый» | Продукт | Цена | Мука ржаная 1 кг | 60 руб. | Мука пшеничная 1 кг | 70 руб. | Масло сливочное 200г | 180 руб. | Яйцо куриное 10 штук | 80 руб. | Сахарный песок 1 кг | 60 руб. | Специи (смесь: корица, мускатный орех, имбирь)10г | 35 руб. | Магазин «Второй» | Продукт | Цена | Мука ржаная 1 кг | 66 руб. | Мука пшеничная 1 кг | 80 руб. | Масло сливочное 200г | 160 руб. | Яйцо куриное 10 штук | 80 руб. | Сахарный песок 1 кг | 65 руб. | Специи (смесь: корица, мускатный орех, имбирь)10г | 40 руб. | Магазин «Третий» | Продукт | Цена | Мука ржаная 1 кг | 60 руб. | Мука пшеничная 1 кг | 65 руб. | Масло сливочное 200г | 170 руб. | Яйцо куриное 10 штук | 80 руб. | Сахарный песок 1 кг | 60 руб. | Специи (смесь: корица, мускатный орех, имбирь)10г | 35 руб. | - Сравним полученные результаты покупки в разных магазинах… - Оцените себя на Квадрате Успеха… - Последнюю задачу надо решить в тетради. 8 слайд Задача 4. Две подруги, которые проживали на разных улицах поселка, решили вечером встретиться. Они одновременно вышли, первая со скоростью 70 м/мин, а вторая 80 м/мин. Успеют ли девочки встретиться через 20 мин? (Невозможно решить задачу, т.к .не знаем расстояние.) На 9 слайде добавляется запись … если расстояние между их домами 2 км? - Проверим: 1) 70+80=150(м/мин) – общая скорость 2) 150*20=3000(м)=3(км) – расстояние за 20 мин Ответ: успеют. - Оцените себя на Квадрате Успеха… | По одному ученику от группы берут из рук учителя карточку с записью задания, зачитывают в своей группе и выбирают соответствующее уравнение из данных шести на доске (Приложение 4). Ученики решают уравнение своей группы, выбегая по одному к доске. Дети заполняют Квадрат Успеха. Дети решают свои задачи в группах, оценивают и сравнивают результаты по трем магазинам (Приложение 2) Дети заполняют Квадрат Успеха. Ученики читают задачу с экрана и понимают, что не хватает данных. Затем появляются недостающие данные, дети решают задачу самостоятельно в тетради. Один ученик зачитывает решение и ответ. Дети заполняют Квадрат Успеха. | Решение уравнений, задач. Задача на движение с недостающими данными. Задача на движение. | Индивидуально-групповая Работа в группах Индивидуальная самостоятельная работа в тетради. |
4.Рефлексия (подведение итогов) | Оценка учащимися (самооценка) - Посмотрите на листы самооценки – Квадраты Успеха. У кого всѐ получилось? Кто доволен своей работой?.. Вы сегодня отлично поработали! - Какая наука нам помогла достигнуть такого результата?.. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? … - А как вы понимаете утверждение из начала нашего урока ? Слайд 2 «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» Аристотель (математика нам нужна в жизни…) - Попробуем составить синквейн: Задачи… | Учащиеся приклеивают свои квадраты успеха на доску, отвечают на вопросы. Задачи Интересные, сложные Понять, записать, сосчитать Получить ответ Мы молодцы! | Оценка учащимися (самооценка) их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся. Составление синквейна. | Фронтальная |