Математическая грамотность в развитии функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней, использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах.
Проще объяснить это можно на примере. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.
Важнейшей задачей школы является - формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников учителя применяют специальные развивающие образовательные технологии ( проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология формирования правильной читательской деятельности, технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, информационные и коммуникационные технологии).
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Уроки математики очень помогают в развитии этих процессов.
Математическую грамотность можно разложить на три составляющие:
- умение находить и отбирать информацию;
- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; - интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) в 4 классе направлены на выявление качества подготовки обучающихся и позволяют осуществитьдиагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в томчисле уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.ВПР основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Так, например, давайте посмотрим, какие УУД сформированы у детей, если они справляются с такими заданиями:
Умения, виды деятельности | № задания | Примеры |
Использование начальных математических знаний дляописания и объяснения окру- жающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественныхи пространственных отношений предметов, процессов. | 3,8 | |
Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры | 5 | |
Умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные | 6 | |
Овладение основами логического и алгоритмического мышления | 9,12 | |
Овладение основами пространственного воображения | 11 | |
Таким образом, мы видим, что из 12 заданий ВПР большая половина требует от детей применения логического мышления и других умений.
Чтобы дети в конце 4-го класса могли справиться с подобными заданиями, необходимо в течение четырех лет на уроках предлагать ребятам для решения задания, которые будут развивать их логическое, пространственное мышление и все остальные умения, о которых говорилось выше.
Венгерский математик Дьердь Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».
Поэтому многие умения развиваются именно при работе с задачами.
1. Подробный анализ задачи.
2. Решение задач разными способами.
3. Моделирование задачи:
а) с помощью рисунка.
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?
б) с помощью чертежа.
в) с помощью отрезков.
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Такие задачи воспитывают у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
Задача: В первом букете ___ ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
6. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
7. Объяснение готового решения задачи.
8. Изменение вопроса задачи.
У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия, чтобы задача решалась другим действием.
9. Составление разных выражений к данным задачам
10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
11. Выбор способа записи решения задачи ( выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
12. Использование приема сравнения задач и их решений.
13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
14. Закончить решение задачи.
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Составление и решение обратных задач.
Развитие логического мышления младших школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики и внеклассных занятиях. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:
1. Логические задачи.
В клетке находились 3 попугая. Трое ребят купили по одному изэтих попугаев, и один попугай остался в клетке. Как это могло случиться?
2. Задачи, связанные с величинами.
Слонёнок заболел. Для его лечения требуется ровно 2 л сока, а у доктора Айболита есть только полная пятилитровая банка с соком и пустая трёхлитровая банка. Как Айболиту отмерить ровно 2 л сока?
3. Расстановки. Задачи на промежутки.
Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом ряду было по 3 кубика? Нарисуй.
4. Задачи-шутки.
На дереве сидели 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве?
5. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.
У Оли и Коли 8 орехов. Сколько орехов у каждого, если у Коли на 2 ореха больше?
6. Задачи на планирование действий.
Хотят поскорее поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь 2 ломтика, причем на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 мин. Как поджарить с обеих сторон все 3 ломтика хлеба за 3 мин?
7. Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
Трёх котят держали девочки (Рыжова, Белова, Чернова) на руках: рыжего, чёрного и белого. Ни одна из девочек не держала котёнка того цвета, от которого произошла фамилия. Белова внимательно разглядывала чёрного котёнка, которого держала подруга. Какого цвета котята находились на руках у каждой из девочек?
Таким образом, формирование математической грамотности обучающихся реализовывается при условии оптимального сочетания инвариантной и вариативной частей программы, что и позволяет обеспечить результат.