СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность в развитии функциональной грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете на тему "Математическая грамотность в развитии функциональной грамотности". В этом материале рассматриваются примеры математических заданий, которые применяю на уроках математики в течение 4-х лет  обучения, ориентируясь на   Всероссийскую проверочную работу по математике в 4-ом классе.

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность в развитии функциональной грамотности.»

Математическая грамотность в развитии функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - способность человека вступать в  отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней, использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах.

  Проще объяснить это можно на примере. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.

Важнейшей  задачей школы является - формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников учителя применяют специальные развивающие образовательные технологии ( проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний,  технология формирования правильной читательской деятельности, технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»,  уровневая дифференциация обучения, информационные и коммуникационные технологии).

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Уроки математики очень помогают в развитии этих процессов.

Математическую грамотность можно разложить на три составляющие:

- умение находить и отбирать информацию;

- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; - интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) в 4 классе направлены на выявление качества подготовки обучающихся и позволяют осуществитьдиагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в томчисле уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.ВПР основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Так, например, давайте посмотрим, какие УУД сформированы у детей, если они справляются с такими заданиями:


Умения, виды деятельности

№ задания

Примеры

Использование начальных математических знаний дляописания и объяснения окру-

жающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественныхи пространственных отношений предметов, процессов.

3,8


Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры

5


Умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать

и интерпретировать данные

6


Овладение основами логического и алгоритмического мышления

9,12


Овладение основами пространственного воображения

11



Таким образом, мы видим, что из 12 заданий ВПР большая половина требует от детей применения логического мышления и других умений.


Чтобы дети в конце 4-го класса могли справиться с подобными заданиями, необходимо в течение четырех лет на уроках предлагать ребятам для решения задания, которые будут развивать их логическое, пространственное мышление и все остальные умения, о которых говорилось выше.


Венгерский математик Дьердь Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».  

Поэтому многие умения развиваются именно при работе с задачами.

1.  Подробный анализ задачи.

2. Решение задач разными способами.

3. Моделирование задачи:

а) с помощью рисунка.

На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

б) с помощью чертежа.

в) с помощью отрезков.

Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка.

Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости? (обозначь на отрезке)

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

Такие задачи воспитывают у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

Задача: В первом букете ___ ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?

6. Самостоятельное составление задач учениками.

1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;

2) по данному плану ее решения,

3) действиям и ответу;

4) по выражению и т. д.

7. Объяснение готового решения задачи.

8. Изменение вопроса задачи.

У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия, чтобы задача решалась другим действием.

9. Составление разных выражений к данным задачам

10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.

11. Выбор способа записи решения задачи ( выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)

12. Использование приема сравнения задач и их решений.

13. Выбор решения из двух предложенных  (верного и неверного).

14. Закончить решение задачи.

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Составление и решение обратных задач.

Развитие логического мышления младших школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики и  внеклассных занятиях. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.   Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

1. Логические задачи.

В  клетке  находились  3 попугая. Трое  ребят  купили  по  одному  изэтих  попугаев, и  один  попугай  остался  в  клетке. Как  это  могло    случиться?

2. Задачи, связанные с величинами.

Слонёнок заболел. Для его лечения требуется ровно 2 л сока, а у доктора Айболита есть только полная пятилитровая банка с соком и пустая трёхлитровая банка. Как Айболиту отмерить ровно 2 л сока?

3. Расстановки. Задачи на промежутки.

Как  расставить  5  кубиков  в  2  ряда  так, чтобы  в  каждом  ряду  было  по  3  кубика? Нарисуй.

4. Задачи-шутки.

На  дереве  сидели  10 птиц. Охотник  выстрелил  и  подстрелил одну  птицу. Сколько  птиц  осталось  на  дереве?

5. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

У Оли и Коли 8 орехов. Сколько орехов у каждого, если у Коли на 2 ореха больше?

6. Задачи на планирование действий.

Хотят поскорее поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь 2 ломтика, причем на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 мин. Как поджарить с обеих сторон все 3 ломтика хлеба за 3 мин?

7. Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.

Трёх котят держали девочки (Рыжова, Белова, Чернова) на руках: рыжего, чёрного и белого. Ни одна из девочек не держала котёнка того цвета, от которого произошла фамилия. Белова внимательно разглядывала чёрного котёнка, которого держала подруга. Какого цвета котята находились на руках у каждой из девочек?

Таким образом, формирование математической грамотности обучающихся реализовывается при условии оптимального сочетания инвариантной и вариативной частей программы, что и позволяет обеспечить результат.