Урок математики по теме «Проверка вычитания»
Цель: познакомить с приемом проверки вычитания, понаблюдать связь компонентов вычитания.
Задачи:
повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100, закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100, используя краткую запись.
развивать навыки счета, математическую смекалку, способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления, развивать интерес к предмету, математическую речь;
воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Формы работы: фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: оформление интерактивной доски, для проверки работы, дерево с листьями для рефлексии, задания на карточках, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
2. Актуализация знаний.
1.) Минутка чистописания.
Прописывает образец на доске:
43 43 43 …
34 34 34 …
– Какова роль цифры 1 в числе 13? в числе 31?
– Какова роль цифры 3 в числе 13? в числе 31?
– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях
2) Задание записано на доске.
Предлагает устно выполнить задание
Слагаемое | 7 | 9 | 12 | 30 | | |
Слагаемое | 8 | | 16 | | 20 | 60 |
Сумма | | 17 | | 38 | 28 | 64 |
3. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Откройте свои учебники на стр. 86. Посмотрите на № 2. Что нас просят сделать? А вы можете выполнить это задание? Почему? (Нужно вычислить и сделать проверку. Но мы этого задания выполнить не сможем, потому что не знаем, как проверять вычитание.)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока, исходя из создавшейся проблемной ситуации. Какую поставим перед собой цель?
4. Первичное усвоение знаний.
- Вспомните, как называются компоненты вычитания:
Уменьшаемое – вычитаемое = разность
- Рассмотрим с вами рисунок вверху страницы. Посмотрев на данное изображение, что вы можете сказать? (Уменьшаемое – это самое большое число из всего выражения. Его можно получить при сложении вычитаемого и разности.) На этом принципе и строится проверка вычитания.
- Давайте прочитаем правило на стр. 86.
Если к разности прибавить вычитаемое, то получится разность.
Вычитание можно проверить сложением:
69-50 = 19.
Для проверки к разности прибавляют вычитаемое:
19 + 50 = 69.
Тогда должно получиться уменьшаемое. Если уменьшаемое не получится, значит, в вычислениях допущена ошибка.
- А теперь давайте вернемся к нашему рисунку и попробуем составить для него выражение и выполнить проверку.
10 – 3 = 7
7 + 3 = 10
- Хорошо! А теперь пора проверить, как вы поняли данную тему.
5. Первичная проверка понимания.
- Выполним № 1 на стр. 86 с объяснениями.
28 – 6 = 22 39 – 8 = 31 45 – 20 = 25
22 + 6 = 28 31 + 8 = 39 25 + 20 = 45
Дополнительно: Самостоятельно решаем и проверяем свою работу по образцу на экране:
88 – 32 = 56 87 – 50 = 37 95 – 82 = 13
56 + 32 = 88 37 + 50 = 87 13 + 82 = 95
- Как же нам проверять правильность вычислений?
- А теперь немного отдохнем:
Физминутка (с элементами кинезиологии*) Кинезиология* – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения:
Учитель демонстрирует выполнение кинезиологического упражнения «Сова», «Слон».
6. Первичное закрепление.
- На стр. 87 № 3, интересное задание на нашу тему. Выполним его устно.
- Даны вычитаемое и разность, нам нужно найти уменьшаемое. Как будем выполнять данное задание?
Уменьшаемое | 33 | 51 | 36 | 22 | 72 | 97 |
Вычитаемое | 7 | 8 | 27 | 10 | 40 | 50 |
Разность | 26 | 43 | 9 | 12 | 32 | 47 |
Далее идёт работа по решению задачи на с. 87 № 6. Совместно с учителем ребята проводят анализ задачи и составляют на доске краткую запись:
Было -? гр.
Взяли - 6 гр.
Осталось - 5 гр.
Учитель напоминает об основных правилах оформления задачи: у задачи есть условие, вопрос, решение и ответ.
Решение:
6 + 5 = 11 ( груш ) – было
Перед записью ответа учител напоминает, что без ответа задача не решена и запись ответа также важна, как и краткая запись.
Ответ: 11 груш было в вазе.
В ходе дальнейшего фронтального опроса (приём «Мозговой штурм») учащиеся составляют две обратные задачи. Задачи решаются на доске учащимися.
2 задача. В вазе было 11 груш. Когда из нее взяли несколько груш, то там осталось еще 5 груш. Сколько груш взяли из вазы? Кратка запись: Было -11 груш Взяли - ? груш Осталось - 5 груш Решение: 11 - 5 = 6 ( груш ) - взяли Ответ: 6 груш взяли. | 3 задача. В вазе было 11 груш. Сколько груш осталось в вазе, когда из нее взяли 6 груш? Было -11 груш Взяли - 6 груш Осталось - ? груш Решение: 11 - 6 = 5 ( груш ) - осталось Ответ: 5 груш осталось в вазе. |
7. Анализ и итоги урока (фиксация домашнего здания и рефлексия).
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Как же мы выполняем проверку вычитания?
- Достигнули мы цель нашего урока?