СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме: "Среднее арифметическое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме: "Среднее арифметическое" в 4 классе по УМК "Школа 2100". Урок открыия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме: "Среднее арифметическое"»

Технологическая карта урока математики

Программа, автор (ы)

УМК «Школа 2100». Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких

Класс

4 класс, 3 часть (2 полугодие)

Раздел (содержательная линия)

«Умножение и деление многозначных чисел»

Тема урока

Среднее арифметическое

Цели урока

- создать условия для формирования новой учебной информации - алгоритма нахождения среднего арифметического.

- ввести определение понятия среднего арифметического и алгоритм нахождения среднего арифметического, сформировать умение работать по этому алгоритму;

- развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), таблицей, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память, познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки и самопроверки;

- воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Основное содержание урока, термины и понятия

среднее арифметическое нескольких чисел, алгоритм нахождения среднего арифметического


Планируемый результат

предметные

метапредметные

личностные

- первичное усвоение определения и алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел;

- умение применять правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач;

- первичные знания о применении понятия «среднее арифметическое» в практической деятельности человека.


Регулятивные:

- освоение приема нахождения среднего арифметического;

- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- определять и формулировать цель деятельности;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- умение адекватно оценивать свою деятельность

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные:

- чтение задачи по заданной схеме, диаграмме;

- осмысление способа нахождения среднего арифметического;

- любознательность и познавательная инициатива;

- умение в постановке проблемы и учебной цели;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

-умение в решении проблемы;

- умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение аргументировать свои высказывания;

- умение четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

- в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

-самоопределение;


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы


Русский язык

Окружающий мир

  • компьютер,

  • презентация

учебник математики Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Математика. 4 класс, часть 3

  • Фронтальная

  • Работа в парах

  • Индивидуальная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I.Организация урока.

Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


Проверяет готовность к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой на работу.

Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

«Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок».

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это…

-Сегодня мы проведём урок математики в форме игры под названием «Банк».

-Что такое банк? (Банк, учреждение, занимающееся денежными операциями)

-Банк выполняет три основные задачи:

1. Накопление ценностей

2. Их удачное использование

3. Получение результата, то есть пользы, прибыли от этого.

-Банки бывают разные, ведь накапливать можно не только деньги.

- Вот, например, что можете накопить вы? (Знания)

- А использовать их можно? (Да)

- А польза и прибыль от них есть?

-Этим мы сегодня и займёмся. Но сначала договоримся о том, как будем учитывать результат. На парте у вас лежат фишки зелёного и красного цвета. Их мы будем использовать: красные – (ответ без ошибок), зелёные – (ответ с одной ошибкой). После выполненного задания или ответа, вы будете оценивать себя, и складывать фишки в свою накопительную карточку. (На каждой парте в тарелочке по 24 фишки красного и 20 фишек зелёного цветов)

Давайте определить критерии оценки: (например: оценку «5» мы получим если:

  1. Активно работаем на уроке

  2. Читаем громко

  3. Читаем выразительно

  4. Участвуем в выборочном чтении

  5. Не ссоримся при работе в паре и группе

А в конце урока после рефлексии можно взять самооценку по этим критериям.

Проявление интереса к материалу изучения.

Включение в учебную деятельность

Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация;

самоопределение;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .


II. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Предлагает задания по изученному материалу, содержание которых соотносится с новой темой.

-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Поэтому урок начнём, как всегда с устного счёта.

1 гр. Индивидуально по карточкам

Д 247+453= Е 298-190=

Ц (127+273)*9= О 204+656=

М (660-180):6= Л 409-69=

80

960

340

960

700

108

3.600

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

2 гр. Фронтально.

-Обратите внимание на записи. Сформулируйте к ним задания (найти ошибку в вычислениях).

- Найдите значения выражений.

(240 + 360 + 390) : 3 =

(300+270+240) : 3 =

(196+404=180) : 3=

-Что общего у этих выражений? (три слагаемых, делим на 3)

Пополняем счёт.

-А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?

-Хотите об этом узнать?

Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

III. Целеполагание.

Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Организует поисковую работу.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Подумайте, как можно выполнить это задание? (с.44.№1)

-Что необычного для вас в этой задаче?

-Что значит «средний»?

-Как бы вы предложили выполнить это задание?

-В чём затруднение? Какой возникает вопрос? ( Что значит «среднее число», как его вычислить)

-Какую цель поставим на уроке? Кто попробует определить учебную задачу? (зафиксировать)

Узнать что такое «среднее» число.

Научиться его вычислять.

Определить где и для чего применяется «среднее» число.

Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий.

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

IV. «Открытие» новых знаний.

Цель: построение проекта выхода из затруднения.

Организует обсуждение выдвинутых гипотез.

Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила.

Помогает в формулировке алгоритма и правила

- Давайте проверим наши предположения по поводу того, что такое средний расход и как найти эту величину.(с.44, !-текст)

(добавить дополнительное накопление на свой счёт, кто думал так же)

-Какие действия выполнили с числами?

-Почему сумму разделили на 6? Ведь в задаче этого числа нет.

- Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы знакомимся с одним из этих         понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. “Среднее арифметическое” – тема нашего урока.

-Кто теперь может сказать, что это за величина?

-Поработаем в парах. Закончи предложения на карточке.

  • Средним арифметическим называется …(сумма чисел поделённая на число слагаемых)

  • Чтобы найти среднее арифметическое число, надо…

- Дайте свой ответ. Сравните его с выводом учебника.

(с.44)

Не забываем про свой счёт.

Физкультминутка. (Зарядка для глаз)

Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений.

Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником).

Находят в тексте понятие, информацию.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться;

V. Первичное закрепление.

Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием


Организует работу по закреплению нового знания.

Осуществляет выборочный контроль.

Организует самопроверку по эталону

-Продолжаем работу в парах.

С.44 № 2 – прочтите и обсудите способ решения.

-Поделитесь планом решения.(1 уч-ся у доски).

Самопроверка .

Пополнение счёта.(взаимное)

(дополнительная задача для уч-ся)

Выполняют работу в парах.

Называют правило, на которое опирались.

Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку.

Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

объективно оценивать других.

VI.Самостоятельная работа.

Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.

Организует самостоятельную работу в соответствии с возможностями, создаёт ситуацию выбора, вариативность.

Осуществляет выборочный контроль.

Организует самопроверку по эталону.

-Есть желание применить свои знания самостоятельно?


Необходимый уровень: задача № 1 на карточке

Программный уровень: с.44, № 3.

Максимальный уровень: задача № 2 на карточке.

Самопроверка по карточке-эталону. Самооценка. Вклад на счёт.

Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности.

Организует работу по алгоритму.

Выполняет самооценку.

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции.

Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

VII.Домашнее задание.

Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Даёт вариативное дом. задание.

Доводит до обучающихся требования к выполнению домашнего задания.

Мы с вами копим сегодня новые знания. А как в жизни они могут нам пригодиться?

-Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое , по желанию составить задачи и решить их.

Или с.45 №7.

Обсуждение.

Восприятие сведений.

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.


VIII. Рефлексия.

Итог урока.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности. Самоуважения.

Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам её достигнуть?

-А теперь давайте подведем итог нашей деятельности. Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?»(Мы узнали, что такое среднее арифметическое»). (Проговорить определение, которое по щелчку появляется на слайде.)

-Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?»

Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. (Появляется на слайде по щелчку.)

-А где же применяется данное понятие?»

Ученики дают ответы. Ответы появляются на слайде по щелчку.

-Кто может сказать:

Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания легко теперь мне выполнять.

-Посмотрим, кто же в нашем банке накопил больше фишек и лучше использовал свои знания?

Если на вашем счёте больше 7 фишек, то оцените себя по критериям:

 больше красных фишек – за урок оценка «5»

 больше зелёных фишек – за урок оценка «4»

- Встаньте, кто получил оценку «5», оценку «4»

- Кто сегодня не получил прибыль за урок, дома повторит материал, накопит к завтрашнему уроку знания и обязательно получит оценку.

- Молодцы! Благодарю за урок!

Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!