Программа, автор (ы) | УМК «Школа 2100». Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких |
Класс | 4 класс, 3 часть (2 полугодие) |
Раздел (содержательная линия) | «Умножение и деление многозначных чисел» |
Тема урока | Среднее арифметическое |
Цели урока | - создать условия для формирования новой учебной информации - алгоритма нахождения среднего арифметического. - ввести определение понятия среднего арифметического и алгоритм нахождения среднего арифметического, сформировать умение работать по этому алгоритму; - развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), таблицей, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память, познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки и самопроверки; - воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству. |
Основное содержание урока, термины и понятия | среднее арифметическое нескольких чисел, алгоритм нахождения среднего арифметического |
Планируемый результат |
предметные | метапредметные | личностные |
- первичное усвоение определения и алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел; - умение применять правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач; - первичные знания о применении понятия «среднее арифметическое» в практической деятельности человека. | Регулятивные: - освоение приема нахождения среднего арифметического; - умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - определять и формулировать цель деятельности; - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; - умение адекватно оценивать свою деятельность - фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Познавательные: - чтение задачи по заданной схеме, диаграмме; - осмысление способа нахождения среднего арифметического; - любознательность и познавательная инициатива; - умение в постановке проблемы и учебной цели; - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; -умение в решении проблемы; - умения обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: - умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах); - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение аргументировать свои высказывания; - умение четко выражать свои мысли; - умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. | - придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; - в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. - развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; - развивать учебную мотивацию; -самоопределение; |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
Русский язык Окружающий мир | учебник математики Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Математика. 4 класс, часть 3 | Фронтальная Работа в парах Индивидуальная |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I.Организация урока. Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. «Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок». Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это… -Сегодня мы проведём урок математики в форме игры под названием «Банк». -Что такое банк? (Банк, учреждение, занимающееся денежными операциями) -Банк выполняет три основные задачи: 1. Накопление ценностей 2. Их удачное использование 3. Получение результата, то есть пользы, прибыли от этого. -Банки бывают разные, ведь накапливать можно не только деньги. - Вот, например, что можете накопить вы? (Знания) - А использовать их можно? (Да) - А польза и прибыль от них есть? -Этим мы сегодня и займёмся. Но сначала договоримся о том, как будем учитывать результат. На парте у вас лежат фишки зелёного и красного цвета. Их мы будем использовать: красные – (ответ без ошибок), зелёные – (ответ с одной ошибкой). После выполненного задания или ответа, вы будете оценивать себя, и складывать фишки в свою накопительную карточку. (На каждой парте в тарелочке по 24 фишки красного и 20 фишек зелёного цветов) Давайте определить критерии оценки: (например: оценку «5» мы получим если: Активно работаем на уроке Читаем громко Читаем выразительно Участвуем в выборочном чтении Не ссоримся при работе в паре и группе А в конце урока после рефлексии можно взять самооценку по этим критериям. | Проявление интереса к материалу изучения. Включение в учебную деятельность | Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем . |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Предлагает задания по изученному материалу, содержание которых соотносится с новой темой. -Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Поэтому урок начнём, как всегда с устного счёта. 1 гр. Индивидуально по карточкам Д 247+453= Е 298-190= Ц (127+273)*9= О 204+656= М (660-180):6= Л 409-69= 80 | 960 | 340 | 960 | 700 | 108 | 3.600 | М | О | Л | О | Д | Е | Ц | 2 гр. Фронтально. -Обратите внимание на записи. Сформулируйте к ним задания (найти ошибку в вычислениях). - Найдите значения выражений. (240 + 360 + 390) : 3 = (300+270+240) : 3 = (196+404=180) : 3= -Что общего у этих выражений? (три слагаемых, делим на 3) Пополняем счёт. -А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых? -Хотите об этом узнать? | Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий | Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; |
III. Целеполагание. Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока. | Создаёт проблемную ситуацию. Организует поисковую работу. Побуждает к высказыванию своего мнения. -Подумайте, как можно выполнить это задание? (с.44.№1) -Что необычного для вас в этой задаче? -Что значит «средний»? -Как бы вы предложили выполнить это задание? -В чём затруднение? Какой возникает вопрос? ( Что значит «среднее число», как его вычислить) -Какую цель поставим на уроке? Кто попробует определить учебную задачу? (зафиксировать) Узнать что такое «среднее» число. Научиться его вычислять. Определить где и для чего применяется «среднее» число. | Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий. | Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; |
IV. «Открытие» новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднения. | Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила. Помогает в формулировке алгоритма и правила - Давайте проверим наши предположения по поводу того, что такое средний расход и как найти эту величину.(с.44, !-текст) (добавить дополнительное накопление на свой счёт, кто думал так же) -Какие действия выполнили с числами? -Почему сумму разделили на 6? Ведь в задаче этого числа нет. - Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы знакомимся с одним из этих понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. “Среднее арифметическое” – тема нашего урока. -Кто теперь может сказать, что это за величина? -Поработаем в парах. Закончи предложения на карточке. Средним арифметическим называется …(сумма чисел поделённая на число слагаемых) Чтобы найти среднее арифметическое число, надо… - Дайте свой ответ. Сравните его с выводом учебника. (с.44) Не забываем про свой счёт. Физкультминутка. (Зарядка для глаз) | Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться; |
V. Первичное закрепление. Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием | Организует работу по закреплению нового знания. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону -Продолжаем работу в парах. С.44 № 2 – прочтите и обсудите способ решения. -Поделитесь планом решения.(1 уч-ся у доски). Самопроверка . Пополнение счёта.(взаимное) (дополнительная задача для уч-ся) | Выполняют работу в парах. Называют правило, на которое опирались. Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку. | Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; объективно оценивать других. |
VI.Самостоятельная работа. Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. | Организует самостоятельную работу в соответствии с возможностями, создаёт ситуацию выбора, вариативность. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону. -Есть желание применить свои знания самостоятельно? Необходимый уровень: задача № 1 на карточке Программный уровень: с.44, № 3. Максимальный уровень: задача № 2 на карточке. Самопроверка по карточке-эталону. Самооценка. Вклад на счёт. | Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции. Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. |
VII.Домашнее задание. Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания. | Даёт вариативное дом. задание. Доводит до обучающихся требования к выполнению домашнего задания. Мы с вами копим сегодня новые знания. А как в жизни они могут нам пригодиться? -Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое , по желанию составить задачи и решить их. Или с.45 №7. | Обсуждение. Восприятие сведений. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию. |
VIII. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности. Самоуважения. Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли нам её достигнуть? -А теперь давайте подведем итог нашей деятельности. Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?»(Мы узнали, что такое среднее арифметическое»). (Проговорить определение, которое по щелчку появляется на слайде.) -Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?» Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. (Появляется на слайде по щелчку.) -А где же применяется данное понятие?» Ученики дают ответы. Ответы появляются на слайде по щелчку. -Кто может сказать: Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. Научился применять, Задания легко теперь мне выполнять. -Посмотрим, кто же в нашем банке накопил больше фишек и лучше использовал свои знания? Если на вашем счёте больше 7 фишек, то оцените себя по критериям: больше красных фишек – за урок оценка «5» больше зелёных фишек – за урок оценка «4» - Встаньте, кто получил оценку «5», оценку «4» - Кто сегодня не получил прибыль за урок, дома повторит материал, накопит к завтрашнему уроку знания и обязательно получит оценку. - Молодцы! Благодарю за урок! | Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы. Самоанализ, самооценка деятельности. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |